Мужской стержень: сила и настойчивость в образовании

Можно спорить бесконечно, но реальность такова: сегодня мужчин дистанционировали от тем, связанных с воспитанием подрастающего поколения. Или мужчины дистанционировались сами? Это уже вопрос второстепенный. Факт остается фактом: представителей мужского пола мало в образовании.Часто на всю школу в лучшем случае приходится 2 педагога-мужчины: физрук и трудовик. С чем это связано, к чему может привести такой «перекос» в образовании, почему все-таки некоторые мужчины в качестве основной деятельности выбирают педагогику – сегодня об этом и не только мы рассуждаем с учителями-мужчинами ГУО «Руднянская средняя школа Мозырского района», которых, к слову, здесь немало…

СТРОГОСТЬ И ПОНИМАНИЕ

Алексей Николаевич КОХАН возглавил Руднянскую среднюю школу 8 лет назад. С тех пор здесь работает и живет: благоустроенный дом в поселке очень понравился. Да и сельская размеренная жизнь пришлась по душе супруге и двум девчонкам-близнецам. Так молодая семья прочно и надолго обосновалась в Михалковской Рудне.

Алексей Николаевич называет себя счастливым человеком, ведь он не только с удовольствием возвращается в свой уютный дом, но и с радостью идет на работу. Говорит, что в первую очередь его привлекла именно работа с детьми: «Хороший учитель всегда молод душой. И эту молодость ему дарят ученики. Именно благодаря им педагог всегда в тренде, понимает и с легкостью принимает все новые веяния, заряжается позитивом. Мне очень нравятся такие ощущения. Поэтому я здесь… Работа учителя очень быстро затягивает, и сегодня я уже не представляю себя в роли кого-то другого».

– Какие они – сегодняшние дети? Часто приходится слышать, что ребята нынче совсем не те: непослушные, грубые, равнодушные. Что скажете по этому поводу?

– Хорошие сегодня дети. Они просто не могут быть плохими. Наверное, плохими можно назвать взрослых, которые так и не смогли найти подход, заинтересовать ребят, направить в правильное русло молодую энергию. Ведь нужно много работать для того, чтобы помочь каждому ребенку найти себя, выделить те направления, которые ему ближе. Ведь дети – ведомые: куда их взрослые поведут, туда они и пойдут.

– Каким бы интересным ни был урок, необходимо поддерживать дисциплину в классе. Мужчинам в этом отношении проще?

– Думаю, да. Бывают различные ситуации, бывают трудные дети, и, как правило, быстрее к таким детям находят подход именно мужчины.

– Почему? Чувствуют какую-то внутреннюю силу?

– Возможно, мужской стержень. Может быть, многим детям не хватает этой силы дома, ведь в нашей действительности немало неполных семей. А мужское плечо… Его ведь никто не отменял. В мальчиках нужно воспитывать настоящего мужчину. Как можно воспитать его, защитника, если вокруг только женщины?! Конечно, представительницы слабого пола мягче, они жалеют, берегут. Но ведь очень важен пример мужчины: как нужно обращаться с женщинами, как вести себя в сложных ситуациях, как помогать другим и многие другие моменты.

– А если говорить с точки зрения руководителя… С мужчинами работать сложнее?

– Да нет, по-моему, гораздо проще. Они не так чувствительны, более четко понимают свои задачи, менее эмо-циональны. Женщины, конечно, тоже отлично справляются со своими задачами, но прежде чем их выполнить, им нужно это обсудить, осознать на эмоциональном уровне.

– Но все-таки мужчина в нашей, белорусской, школе, скорее, исключение из правил. Почему так? Как вы думаете, если бы зарплата учителя выросла раза в три, мужчин в школе стало бы больше?

– Мужчина – это добытчик. Каждый хочет заработать денег для того, чтобы его семья ни в чем не нуждалась. Но в отношении учителя все не так однозначно. Считаю, что это одна из немногих профессий, в которую нужно приходить осознанно. Думаю, что мужчин, которые бы мечтали о том, как будут вести уроки, немного. Речь идет о достаточно сложной профессии, которая требует как физического, так и эмоционального напряжения. А это не каждому под силу. Многие молодые специалисты отрабатывают и уходят, не выдерживая такого темпа и нагрузок. И заработная плата здесь не всегда является решающим фактором.

– Бытует стереотип, что в сельской школе работать гораздо проще, нежели в городской. Вы разделяете такое мнение?

– Действительно, многие считают, что на селе работать легче, потому что в городских школах классы больше по наполняемости. Есть, конечно, доля правды, потому что одно дело учить детей, когда в классе 18 человек, и другое, когда 30. Но при подготовке к урокам, к воспитательным мероприятиям учителю неважно, сколько будет находиться на уроке детей. Он в любом случае готовится, старается научить каждого, воспитать лучшее в детях. Это всегда непросто, в городе ты работаешь или в деревне…

– Какими бы вы хотели видеть своих выпускников?

– Самое главное – это выпустить в жизнь достойного человека. Неважно, какую профессию он выберет. Кто-то станет академиком, окончит высшее учебное заведение. Кто-то может получить рабочую профессию. Это вопросы второстепенные. Главная задача школы, я так ее вижу, – это воспитание хорошего человека, патриота своей Родины, верного семьянина.

ОБАЯНИЕ И ОПТИМИЗМ

Второй наш собеседник – Виктор Михайлович ТАРАСЕНКО – преподает русский язык и литературу. В прошлом учился в этой же школе: «На мой выбор повлияла учитель русского языка и литературы Мария Алексеевна Ляхова. Кроме того, что она могла «зацепить» любой темой, Мария Алексеевна могла красиво и грамотно строить свою речь. В каком-то смысле в то время она была для меня примером, даже неким эталоном для подражания. Именно благодаря ей и выбрал педагогику. О чем, к слову, ни разу не пожалел».

– Наверное, вы не станете спорить с тем, что сегодняшние дети не любят писать да и читать особенно не стремятся. Острой потребности в этом, как они считают, нет. Письма сегодня уже никто не пишет, открытки подписываем редко, книги для подростков, к сожалению, не самый лучший подарок…

– Не совсем согласен с такой точкой зрения. Появление соцсетей в жизни наших детей обязывает их больше читать и писать. Растет потребность в виртуальном общении, а оно невозможно без умения формировать свои мысли грамотно. Конечно, дети часто пишут с ошибками. Но я заметил тенденцию: в последнее время они стараются больше читать! И это здорово! Нужно заинтересовывать ребят своим примером. Для детей важно, чем занимаются окружающие их люди. Дети повторяют за другими. И если они видят педагога, который умеет правильно говорить, любит читать, грамотно пишет, они обязательно захотят быть похожими на него.

– Думаем, что и вас в том числе можно назвать таким примером. Ведь, кроме учительства, вы еще являетесь ведущим практически всех важных городских мероприятий…

– Да, это мое хобби. Работаем в творческом союзе с заведующим отделом организации культурно-досуговой деятельности ГУК «Мозырский районный центр культуры и народного творчества» Татьяной Анатольевной Ивановой, настоящим профессионалом своего дела.

– И в школе в большинстве своем вас окружают очаровательные женщины. Скажите, каково это – работать в женском коллективе?

– У нас не совсем женский коллектив — около 30% мужчин-педагогов. А это немало. И коллектив у нас замечательный. Руководству удалось нас сплотить. Так что мне довольно комфортно в стенах родной школы.

– Насколько важно подрастающему поколению видеть в качестве учителя мужчину?

– Я считаю, что особенно важен такой пример для мальчишек. Сегодня дети проводят в школе большую часть времени. И если их будут воспитывать только женщины, многие качества так и останутся неразвитыми: внутренняя сила, уверенность, мужественность. Уверен, должна быть заинтересованность и государства, и отделов образования в том, чтобы мужчины задерживались в школе.

– Вы – учитель литературы. Какую книгу рекомендовали бы для обязательного прочтения?

– Свою любимую – «Мастер и Маргарита» М.Булгакова. На каждом возрастном этапе человек может брать из нее что-то новое, важное, интересное.

– Понятное дело, черпать силы мы можем из книг. А заряжает ли вас позитивом профессия педагога? Можно ли сказать, что именно в своей работе вы находите что-то важное, что делает вас счастливым человеком?

– Без сомнения! Знаете, дети очень благодарны. С ними во время работы испытываешь много самых разных эмоций, заряжаешься от них положительной энергией. Ты молодеешь душой, постоянно в движении, идешь в ногу со временем. Как только перестанешь идти вперед таким темпом, выпадешь из обоймы. И потом вряд ли наверстаешь.

– Если говорить о жизни в сельской глубинке…

– Я не считаю Рудню сельской глубинкой. Сегодня многие горожане могут нам позавидовать: тишина, спокойная обстановка, свежий воздух и при всем этом развитая инфраструктура, все удобства в доме. Неслучайно многие жители мегаполисов покупают где-то в глубинке домики для того, чтобы уехать из шумных городов, порыбачить, побыть в тишине. Если график работы жесткий и напряженный, хочется тишины и покоя.

– Запоминаете ли вы своих выпускников?

– Я помню каждого своего выпускника. Но те три выпуска, у которых я был классным руководителем, особенно дороги мне. Они как родные дети! За каждого чувствуешь ответственность. Поэтому самое важное для меня, чтобы ребята стали достойными людьми. Мне не стыдно ни за одного своего воспитанника. Я и сегодня поддерживаю отношения со многими. В этом смысле считаю себя счастливым человеком.

ОПЫТ И ДИСЦИПЛИНА

А вот Николаю Михайловичу ПЕТРИЧИЦУ гораздо ближе филологических дисциплин любимая математика. Заместитель директора по учебной работе и учитель математики уверен, что именно этот предмет лежит в основе всех остальных. Поэтому рекомендует школьникам обратить на него самое пристальное внимание. Наш собеседник рассказывает, что любовь к учительству зародилась в нем еще в то время, когда он сам был учеником. «Еще будучи школьником, учителя просили меня позаниматься с одноклассниками дополнительно. Я приходил к соседским ребятам и пытался их обучать. Но осознание того, что педагогика – это правильный выбор, пришло ко мне только во время педагогической практики. Любимое дело поглотило меня полностью. Выбраться так и не смог», – смеется Николай Михайлович. Убеждает нас, что в школе работать очень интересно: «Больше всего мне нравится, что все дети разные. Программа всегда одинаковая, но подход к каждому ребенку должен быть индивидуальным. И вот эти поиски и есть самое интересное в профессии педагога».

– Творческих ребят часто встречаете?

– Наверное, раньше таких детей было больше. Сегодня дети более прагматичные, уверенные в себе, они любят понятные и простые вещи. Возможно, все дело в пятибалльной системе оценок. Она была мне ближе. Десятибалльная система сегодня расслабила вчерашних троечников, но напрягла отличников. Раньше на 3 балла нужно было поработать, а сегодня для того, чтобы получить такую отметку, нужно продемонстрировать минимальные знания. Например, распознать фигуры.

Сегодня многое изменилось. И в детях в том числе. Раньше ребята знали, куда будут поступать, задолго до окончания школы. Они выбирали вуз и готовились. Сейчас выбор идет после того, как они сдали тестирование. То есть выбор неосознанный, и это не очень хорошо.

– Приходится ли мужчине-педагогу кричать на детей, или ему достаточно просто строго посмотреть на своих учеников для того, чтобы в классе воцарился порядок?

– Повышать голос приходится, но не кричать. Это разные тона. Если всегда говорить ровным голосом, без эмоций, дети могут расслабиться. А на уроках математики крайне важно, чтобы они были собранными и сосредоточенными.

– В женском коллективе мужчине уделяют много внимания? Для вас оно является лишним или, наоборот, мотивирует к дальнейшим успехам?

– Думаю, что любой мужчина в женском коллективе постоянно чувствует ауру внимания. В школу я пришел еще неженатым – внимания было очень много. Но сегодня я – семейный человек, который сделал свой выбор, поэтому какого-то особого внимания к своей персоне не замечаю. Каких-то интриг, споров, неприятных моментов не припомню: в нашем коллективе достаточно комфортно работать как женщинам, так и мужчинам.

– Что бы пожелали своим ученикам, ребятам, которые в будущем году оканчивают школу?

– Исполнения желаний – они должны совпадать с возможностями. Не хочется, чтобы кто-то из наших выпускников разочаровался в своем выборе будущей профессии. У нас примерно 50% работников школы являются бывшими ее выпускниками.

СИЛА И УВЕРЕННОСТЬ

Эдгар Павлович МОРОЗ, подтянутый молодой человек, работает в Руднянской школе учителем физкультуры. «Свою профессию выбрал осознанно: профессионально тренировался, занимался греблей на каноэ, поэтому и решил получить образование в той сфере, в которой разбирался, чтобы в дальнейшем поделиться своим опытом и полученными знаниями с другими», – говорит наш собеседник. Признается, что в школе работать нравится, хотя порой бывает достаточно сложно: «Работа моя творческая. Здесь можно проявить и в дальнейшем развивать свои способности. Да и профессия учителя не дает соскучиться, предполагает ежедневное общение, а это всегда интересно».

– Учитель физкультуры – это не только человек, который учит ребенка выполнять те или иные упражнения. Думаю, вы согласитесь с тем, что он должен воспитывать в подрастающем поколении любовь к здоровому образу жизни. Интересно, а сами вы обзавелись полезными привычками? Например, делаете зарядку по утрам?

– Я – мастер спорта. Большую часть своей жизни с удовольствием веду здоровый образ жизни. Конечно, зарядку делаю ежедневно. Для тонуса выполняю упражнения собственным весом (турник, отжимания), а также базовые упражнения с отягощениями. Мои друзья – турник, эспандер, гиря, скакалка. В последнее время увлекся ходьбой на руках.

Стараюсь исключить быстрые углеводы в питании – это достаточно сложный процесс.

– А как воспитать в ребенке интерес к физической активности, как помочь ему в будущем избежать плохих привычек?

– Воспитать в ребенке интерес к работе над собой можно только общими усилиями. И родители также должны показывать в этом отношении хороший пример. Хотя бы не курить при ребенке, не напиваться. Они все это запоминают. А в целом важно дать понятие того, что физические упражнения – это движение, это жизнь, энергия. При выполнении физических упражнений выделяется гормон эндорфин. Человек становится радостным, бодрым. От этого жизнь напол- няется новыми красками: в движении ее гораздо приятнее ощущать, нежели в пассивном состоянии. Современные дети физически развиты, способны. Учитель должен всего лишь подтолкнуть их. Например, делать занятия чуточку интересней, использовать новые программы разминки. Я постепенно включаю в разминку аэробику, которую провожу под музыку.

– Может, поделитесь с нами своими главными учительскими правилами?

– Быть справедливым. Стараться не выгорать. Если к тебе на урок пришли дети, подумай о том, что ты – артист, лучший педагог страны, самый счастливый человек. И продолжай работать.

– Согласны с тем, что дети – это цветы жизни?

– Конечно, согласен. Это новое поколение, новый мир, новые мысли.

– Что скажете насчет работы в сельской школе? Здесь проще работать?

– В сельской школе проще быть на связи с учениками. Здесь больше возможностей услышать каждого, помочь разобраться в волнующих его вопросах (те же упражнения показывать легче, когда количество учеников позволяет каждому уделить достаточно времени на разучивание нового материала).

– Есть ли у вас какие-то увлечения, кроме своей профессии и занятий спортом?

– В свободное от работы время я пишу музыку, песни, много фотографирую, часто общаюсь с друзьями, близкими.

– Вы ездите на работу из города. Интересно, а если бы у вас появилась возможность переехать в деревню на постоянное место жительства, согласились бы?

– Думаю, что переехал бы. Потому что дом – это там, где тебе хорошо. И в деревне тоже может быть хорошо. Да еще если бы у меня там была гребная база (моя мечта), то обязательно переехал бы!

Юлия ПРАШКОВИЧ

Фото Сергея БОРОВИКА

Мужской стержень: сила и настойчивость в образовании: 4 комментария

  • 21.12.2017 в 22:20
    Permalink

    Есть такое наблюдение: престиж любой профессии определяется количеством мужчин, занятых в ней. Так что вот применительно к образованию.

    Рейтинг комментария:Vote +1+1Vote -10

  • 21.12.2017 в 15:57
    Permalink

    А я думаю, что решать проблему надо только тогда, когда установлена и устранена причина. Но и внимание к ней привлекать тоже надо.

    Рейтинг комментария:Vote +10Vote -10

  • 20.12.2017 в 22:07
    Permalink

    Я думаю, что вопрос о том, почему мужчины сегодня зачастую избегают темы воспитания, действительно второстепенный. Это тема другого материала. Мне хотелось услышать тех мужчин, которые остались в образовании, что их привлекло, чем они живут. Размышления о том, кто помог мужчинам»бежать» из школы, а порой и от семейных проблем, в рамках этой статьи действительно стоят на втором месте.

    Рейтинг комментария:Vote +10Vote -10

  • 20.12.2017 в 21:22
    Permalink

    «Можно спорить бесконечно, но реальность такова: сегодня мужчин дистанционировали от тем, связанных с воспитанием подрастающего поколения. Или мужчины дистанционировались сами? Это уже вопрос второстепенный.» Второстепенный? Ничего себе. Это всё равно, как будто второстепенно, как человек помер,сам, или ему помогли.

    Рейтинг комментария:Vote +10Vote -10

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *