Югославия — теперь частями…

1676

В геополитическом смысле распад этой балканской страны стал не меньшей драмой, чем исчезновение СССР, но для туристов появилось несколько самобытных краев.

ЗДЕСЬ БЫЛ САША?

Было бы занятно связать современную Македонию с деятельностью известного полководца Александра Македонского. Однако те древние греки не имеют никакого отношения к современному славянскому народу — македонцам, оформившим первое подобие государственного статуса в результате сложных геополитических торгов, разделов и разменов после Второй мировой войны. 

Город Скопье — столица Македонии — по размерам как треть нашего Минска и расположен на берегах самой большой реки Македонии — Вардар, в долине, окруженной горами.

На одной из гор на высоте 1100 метров над уровнем моря расположен Крест Тысячелетия (Милениумски крст — на македонском языке) — символ того, что македонцы приняли православие. Сначала надо ехать вверх до уровня 200 метров на автобусе, оставшуюся часть пути — по канатной дороге. Рядом с крестом ничего нет, поэтому визит сюда будет носить исключительно духовный характер.

Думал, что в Македонии скучно и делать нечего, но это не так. Помимо старых памятников, оставшихся в наследство, за которыми тщательно ухаживают, создают и новые здания под старину, постоянно добавляют украшения, поэтому в центре города неожиданно очень красиво. Столица европейским городам практически не проигрывает. Есть и свой мост, похожий на знаменитый пражский Карлов мост.

Словом, на столицу македонцы не скупятся. Если сравнить с Италией, то итальянцы эксплуатируют то, что им досталось от римлян, вышибая деньги из туристов, а в Македонии жители сами создают атмосферу историчности, строя что-то новое и заботясь о старом. Это вызывает уважение. Есть некоторое сходство и с Мозырем: во дворах многоэтажек может приютиться симпатичный частный дом, мы жили в таком в 200 метрах от правительственных зданий. По уровню цен страна достаточно недорогая, можно снять приличное жилье.

Другая достопримечательность — Охридское озеро и город Охрид на берегу. Это своеобразный балканский Байкал со многих точек зрения. Сюда стоит приехать за природными красотами и просто отдохнуть.

С точки зрения гастрономии популярен хлеб во всех его многочисленных проявлениях, от деликатно-аристократических булочек и круассанов до рабоче-крестьянских караваев и буханок. Булочных очень много, причем есть такие, куда можно забежать на ходу, купив все необходимое по-быстрому. Обычная картина, когда местные покупают себе нечто булочное, потом йогурт или кефир, и завтрак готов, даже не надо куда-то идти.

При всей ухоженности исторических зданий особенно обращают на себя внимание правительственные здания. Они постоянно заляпаны шариками с краской. Славяне эти все-таки южные, поэтому различные антиправительственные протесты проходят весьма эмоционально. Особенно достается зданию Верховного суда.

Что меня успокоило с точки зрения безопасности пребывания — наличие гостиницы с названием «Россия». Где русских не любят, таким именем ничего не назовут.

Особенно удивило большое количество памятных досок, статуэток и цитат на разных официальных зданиях из наследия Матери Терезы. Скопье тогда принадлежал Оттоманской империи, когда в нем родилась Агнес Гондже Бояджиу, ныне святая Тереза Калькуттская. Также можно найти десятки храмов, посвященных Матери Терезе, с обязательной цитатой. Причем не встретил ни одной повторяющейся. Четверть населения Скопье — албанцы, поэтому указатели продублированы на трех языках (плюс английский). Кроме достопримечательностей в центре, можно сходить в албанский и цыганский районы ради национального колорита, но только не вечером. А еще из Скопье можно за два часа на маршрутке доехать до Приштины, столицы самопровозглашенного края Косово.

«КОСОВО JE…»?

Вообще-то, косовские власти требуют особой визы в паспорте для въезда на территорию, но если есть шенгенская виза, то тоже сойдет. Во всяком случае, у меня при посадке в маршрутку паспорт никто не спрашивал. Да и Косово — это не то место, куда хочется эмигрировать.

Сербы любят говорить, что Косово — это Сербия, но, при всем уважении к братьям-славянам, Косово уже точно не Сербия. В порядке вещей проснуться в 5 часов утра от крика муэдзина, созывающего мусульман на молитву. Первое, что в Приштине бросается в глаза, мечети на каждом углу. И разрушенная православная церковь… Но при этом ислам, похоже, здесь носит светский характер. Стиль одежды довольно свободный, в никабе или хиджабе увидеть женщину можно только после целенаправленных поисков. Особенно впечатлили албанские школьницы. В Косово предусмотрена школьная форма, для девочек это обязательная юбка, под которую, похоже, в рамках борьбы с системой, надевается 50 оттенков джинсов. На улицах было полно объявлений о скором Курбан-Байраме с ценами на баранов и сколько будет стоить его зарезать в той или иной мечети.

Приштина и Косово оставляют сложное впечатление: из всех балканских стран здесь самые грязные улицы, и страна весьма депрессивная. Природных ресурсов нет, доходы и зарплаты все ниже, и особого просвета не наблюдается. Но при этом у людей еще сохранился душевный подъем, что они победили в последней войне, отвоевали себе страну, поэтому когда-нибудь все будет хорошо. Пока едешь два часа от македонской границы до Приштины, видно множество свежепостроенных офисных зданий, которые пока пустуют, но могут стать бизнес-центрами, автосалонами, торговыми центрами. Сингапур тоже ведь начинал свое восхождение с примерно похожих стартовых позиций. А пока в географически европейской стране полно деревенских вольностей типа «все же свои»: в автобусе, где курить запрещено, обязательно курит водитель, он же может остановиться вне остановки на дороге у магазина или рынка, купив что-нибудь полезное для хозяйства.

Считается, что Косово чуть ли не самый криминальный край Европы, но местные уверяют, что вечером на улицах безопасно. Главное, и самому не афишировать свои политические пристрастия.

В Косово просто дикий культ США: главная улица Приштины названа в честь Билла Клинтона, здесь же ему установлен памятник: в руках он держит декларацию о независимости Косово. В порядке вещей миниатюрные статуи Свободы и множество американских флагов. А в национальной библиотеке, кстати, весьма необычной формы, есть обязательный американский уголок с флагами США и стран НАТО.

Как-то «Газпром» планировал проложить очередную трубу, маршрут шел через Косово, и местные власти были согласны: 200 млн. долларов в год — не лишние деньги для экономики края. Но американский посол прикрикнул, и маршрут пошел в обход.

Если сравнивать с Сербией, то там именно народ искренне любит Россию, в то время как правительство занимается евроинтеграцией, а в Косово особенно власти демонстрируют пылкую любовь к США, но простые люди относятся к Штатам более спокойно.

Еще в Косово есть что посмотреть любителям природы — здесь очень красивые каньоны, один из них на въезде со стороны Македонии. Но в целом, если нет специальной цели, делать в Косово особенно нечего: приехать на день, погулять по улицам и уехать. Разве что ради экзотики — все-таки в Европе немного мусульманских мест. Есть еще Албания, часть Турции, и скоро, похоже, будет Франция.

А пока есть желание отсюда поскорее уехать.

ГОД СПУСТЯ

Вновь вернулся в Сербию. В храме святого Саввы продвинулись работы по внутренней отделке — он такой же незавершенный, как и знаменитый собор святого Семейства в Барселоне. Прибавилось количество маек с российским президентом Владимиром Путиным и различными духоподъемными надписями.

В советские годы были популярны подпольные частушки о гастролях ансамбля «Березка», где про Югославию пелось (с небольшими цензурными правками): «Югословенская земля. Здесь все найдешь, что хочешь, вот. И купишь все, от трактора до клизмы! Здесь хиппи, секс и красный флаг! Свобода слова и бардак! Што хошь, вот, акрамя социализму!»

Год назад Сербия произвела впечатление ухудшенного варианта России, но приходится признать, что страна развивается динамично, и теперь я бы назвал ее улучшенным вариантом. Например, в Белграде есть офис компании «Microsoft», а это показатель. У нас вот в стране эта компания не представлена. Плюс добились безвизового режима практически со всеми европейскими странами. Что приятно, страна по-прежнему недорогая.

В целом путешествие по Балканам — это как сплошной фильм Эмира Кустурицы «Черная кошка, белый кот». Веселое раздолбайство, в котором ты должен постоянно как-то крутиться-вертеться, чтобы уцелеть. Старые автобусы без Wi-Fi и туалета, где тебе могут продать билет на уже занятые места, все курят, где хотят. И прочие мелочи жизни, заставляющие вспомнить: «Спокойствие, только спокойствие!»

По сервису Балканы недотягивают до той же Скандинавии, но что интересного можно увидеть в Норвегии, кроме памятников и природы? Все богатые, культурные и до скуки правильные, потом и вспомнить нечего. А здесь жизнь бьет ключом, кругом приключения, и про один день можно потом месяц рассказывать. И люди замечательные. Регион очень интересный, поэтому буду стараться приезжать сюда еще.

Сергей КУЛИК, студент БГУ, член клуба  юных пожарных.


Читайте МОЗЫРЬ NEWS в: