Заведующая Криничанской амбулаторией Ольга ЗАЯЦ: «Хочется поддержки и понимания от старших коллег»

Об особенностях работы на селе мы попросили порассуждать молодого специалиста – врача общей практики, заведующую Криничанской амбулаторией врача общей практики Ольгу Николаевну ЗАЯЦ.

Молодому врачу всегда приходится нелегко. Пациенты опасаются доверить самое дорогое – здоровье – незнакомому и неопытному на вид человеку, старшие коллеги наблюдают внимательно, оценивают. Выход? Не пасовать и по возможности найти себе опытного наставника, чтобы помогал развеять сомнения. Так поступила наша собеседница Ольга Николаевна Заяц, выпускница Гомельского государственного медицинского университета, которая после интернатуры в Мозырской городской больнице получила направление на работу в поселок Криничный. С одной стороны, почти пригород Мозыря, с другой – очень много пациентов, соответственно, и нагрузка выше. Как справляется молодой врач, рассказывает она сама.

– Ольга Николаевна, как вы решили стать врачом, и как выбрали себе специальность?

– Среди моих родных есть медики. Основным вдохновителем была тетя. Глядя на ее труд, самоотдачу и стремление помочь, я и пришла к этому решению. Выбирая профессию, оценила, насколько она подходит под мой характер, ее важность для людей. Многие врачи говорят, что стать врачами они мечтали с детства, я так сказать не могу. Но помню точно, что в детстве хотела придумать таблетку от всех болезней (улыбается). Хорошо бы, чтобы такую таблетку действительно изобрели, но пока ее, к сожалению, нет.

Основное мое направление при обучении в университете – терапия. По распределению стала работать врачом общей практики. Это довольно новое направление, активно развивающиеся в настоящее время. И лично мне хотелось бы, чтобы при подготовке врачей общей практики во время интернатуры и на последних курсах медицинского университета больше времени отводилось на отработку знаний и умений по «узким» специальностям. Сейчас чаще приходится многому учиться на практике.

Хорошей практикой стала интернатура на базе Мозырской центральной городской поликлиники. Познакомилась со структурой городской больницы, поликлиник и всего здравоохранения в Мозырском районе, с заведующими отделениями, со многими коллегами. Вообще, когда интернатура проходит на базе будущего места работы, это очень удобно для дальнейшей трудовой деятельности, т.к. все уже знакомо.

 – Распределение в сельскую местность не стало для вас неожиданностью?

– Это было немного неожиданно, так как на предварительном распределении было озвучено, что меня направят на работу непосредственно в Мозырь. Однако вышло иначе. Не скажу, что сильно расстроилась или испугалась. Мои бабушки и дедушки жили в деревне, так что этот уклад мне знаком. Неверным было мое представление о работе сельских амбулаторий. Я боялась, что буду совсем одна, без помощи: когда нет опыта, многое пугает. А ведь профессия врача – это колоссальная ответственность. Но работаю уже больше года и, кажется, справляюсь, и помощь есть: от коллег и руководства.

– Ожидания от Криничного совпали с реальностью?

– Криничный хоть и считается сельской местностью, его вряд ли назовешь таковой. Скорее, поселком городского типа. Об этом говорят и внешний вид поселка, и его большая площадь, и многоэтажные дома, и большое число жителей – около 2000 человек. Да и от Мозыря довольно близко, даже если нет личного транспорта, можно легко добираться туда и обратно на общественном. И менталитет у местных жителей ближе к городскому. Многие работают в городе, кто-то раньше жил там и хорошо знаком с городским образом жизни. Поэтому и требования у местных жителей соответствующие.

Тем не менее, в амбулатории есть все необходимое для оказания медицинской помощи населению. У нас работают лаборатория, стоматологический, смотровой, физиотерапевтический и процедурный кабинеты, дневной стационар, позволяющий пациентам проходить курсы лечения без госпитализации в больницу. Ежемесячно во все сельские амбулатории приезжает бригада «узких» специалистов. Это позволяет при необходимости получить консультацию без посещения городских учреждений здравоохранения. Амбулатория оборудована компьютерами с выходом в интернет. Наличие электронной почты позволяет оперативно получать необходимую документацию и быть в курсе всех нововведений в области здравоохранения и не только.

– Какие у вас в работе бывали штатные и нештатные ситуации?

– Работу амбулатории нельзя назвать спокойной и размеренной. Очень много задач стоит перед нами. Ежедневная работа включает прием пациентов, посещение пациентов на дому, выполнение лабораторных и инструментальных исследований, работу с медицинской и нормативной документацией, участие в общественной жизни поселка. Самым важным является оказание медицинской помощи. Пациентов много. Чаще обращаются пожилые люди и дети. В межсезонье отмечается подъем простудных заболеваний среди всех возрастных категорий. Причины обращения различны, всем стараемся помочь. Для эффективной работы такой небольшой организации здравоохранения важна слаженная работа всего персонала. У нас каждый работник понимает важность качественного выполнения своей работы.

Экстренный вызов – это всегда нештатная ситуация. Врач или фельдшер должен отправиться на помощь. Не всегда пациент или его родные, напуганные ухудшением здоровья, могут правильно оценить и описать клиническую картину. Разобраться медицинский работник сможет, только прибыв на место. На такие вызовы отправляюсь сама. На другие – фельдшер. А бывает и несколько вызовов одновременно и во время приема. В таких случаях штатный режим резко меняется. Происходит временное перераспределение обязанностей, для того чтобы пациенты не остались без внимания. Я считаю, что люди, пришедшие на прием не должны томиться в ожидании, и пока врач на вызове, необходимую помощь в пределах своей компетенции оказывает средний медицинский персонал.

– Как пациенты в сельской местности воспринимают молодого доктора?

– Что обо мне думают, нужно спрашивать у самих пациентов (улыбается). Я пока не имею большого опыта и судить об отношении местных жителей не могу. Все люди разные, подход сразу ко всем найти сложно. Я точно знаю, что во мне есть стремление помочь человеку и словом, и делом. Стараюсь быть деликатной, внимательной. Я не боюсь признать свое несовершенство в каких-то вопросах, стараюсь получать новые знания и улучшать свою работу.

– Расскажите, какие у вас самой жалобы на пациентов.

– Жалоб никаких не может быть, выбирая профессию врача, важно понимать, что к врачу люди идут не от радости, а со своим недугом и переживаниями. И ты должен сделать все возможное, чтобы помочь этому человеку. Ну, разве что иногда возникают недопонимания в случаях, когда пациент, а это чаще пациенты молодого возраста, обращается за выпиской из амбулаторной карты и, по его мнению, не нуждается в осмотре, но такой осмотр необходим хотя бы раз в год. Стараемся объяснить такую необходимость. Приводим примеры, когда в ходе профилактических осмотров удается выявить какие-то нарушения здоровья, их раннюю диагностику с последующим эффективным лечением и выздоровлением. Чаще находим понимание со стороны пациентов.

– Вы как заведующая амбулаторией ведете еще и административную работу. Понятно, что для управленческой работы, пусть даже и в небольшой амбулатории, нужны другие качества, нежели простому врачу. Справляетесь?

– Надеюсь, что да. Приходится нелегко: я молодой врач, а необходимо руководить коллективом, который намного старше и опытнее. Нужно правильно организовать работу, соответствовать должности, но и не отказываться от совета старших коллег. Административного опыта я к моменту прихода на работу не имела, и первое время было тяжело. Здесь нужно сказать спасибо коллективу, который помогал и поддерживал. Врачебному делу молодой доктор обучен, а хозяйственные вопросы вне его сферы знания, этому приходится учиться на практике. Свет, тепло, водоснабжение, ремонт, материальное оснащение – одни из многих вопросов, в которых должен разбираться заведующий сельской амбулаторией.

Примерно в одно время со мной к работе в амбулатории приступили медицинская сестра и фельдшер. Мы – новые работники, понимающие важность поставленных задач. Молодых работников поддержали опытные, и, мне кажется, на данный момент у нас хорошая команда, стремящаяся качественно выполнять свою работу.

– Как вы считаете, чем привлекать специалистов на село? Чего ждут от села молодые специалисты?

– Если судить по себе, не скажу, что шла сюда работать с завышенными ожиданиями. Наоборот, в какой-то мере недооценивала уровень медицины в поселке. Как оказалось, возможности сельской амбулатории практически такие же, как в городской поликлинике. На Мозырщине уделяется большое внимание оснащению сельских врачебных амбулаторий, фельдшерско-акушерских пунктов основными необходимыми инструментами, медикаментами, чтобы люди, которые не могут добраться до города, не страдали от нехватки медицинской помощи.

На мой взгляд, первоочередной вопрос для специалистов, работающих в сельской местности, – обеспечение жильем. Я мозырянка, приезжаю на работу из города, а учитывая близость поселка от города, времени уходит не много. Поэтому в обеспечении жильем не нуждалась. Но знаю, что для других молодых специалистов, которые едут по распределению далеко от дома, этот вопрос очень важен.

Также молодому специалисту необходима поддержка и понимание. Сейчас по инициативе главного врача УЗ МЦГП Натальи Ивановны Тишковой за каждым молодым специалистом, в этом году приступившим к работе, закрепляется наставник – более опытный доктор. Это очень важно. Когда я начинала работать, такого не было предусмотрено. Спасибо тем коллегам, которые шли мне навстречу и не отказывают в помощи по сей день. Мне очень здорово помогает врач общей практики, заведующая Руднянской амбулаторией врача общей практики Екатерина Николаевна Белько. Она прекрасно организовала работу в своей амбулатории, и является для меня примером. В свои первые месяцы работы я очень часто обращалась к ней за помощью и всегда получала ответы на свои вопросы. Проходя интернатуру, познакомилась со многими врачами в поликлинике и городской больнице. Руководителем интернатуры у меня был Геннадий Викторович Крапицкий – заведующий III терапевтическим отделением горбольницы. Он многому научил, его советы помогают в ежедневной работе. За помощью обращаюсь к нему и сегодня. Большую помощь оказывают заведующая городской поликлиникой №2 Ирина Юрьевна Нестереня, заведующие терапевтическими отделениями Наталья Владимировна Андриенко и Алла Александровна Потапова, к которым обращаюсь при рассмотрении вопросов, требующих коллегиального решения. За советом можно обратиться к любому из коллег и также администрации. Приятно, что в помощи не отказывают.

Думаю, заинтересовать молодых специалистов может и материальная сторона. В сельской местности заработная плата несколько больше, чем у городских коллег.

Сложностей, конечно, хватает. Но работа в сельской местности ничем не уступает работе в городе.

– Остались бы здесь работать?

– В данный момент однозначно ответить не могу. С одной стороны, за время работы многое узнала, удалось кое-что усовершенствовать в работе амбулатории, познакомилась с пациентами. Это комфортно и для них самих, и для врача. Привыкла и к коллективу, к нюансам работы, выработала свой рабочий ритм. С другой стороны, много сложностей, которые пока решить не удается. И совсем нет свободного времени, не хватает часов в сутках. Но возможность принять решение еще есть. Думаю, определюсь к концу отработки.

Елена МЕЛЬЧЕНКО

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *