ЖКХ: свое, а не общее

Может ли малый бизнес стать партнером в реформировании ЖКХ  в Республике Беларусь?

Мелочи —  деньги

На страницах «Жыцця Палесся» я делился своими мыслями о развитии малого предпринимательства в стране и районе. Последнее совещание с участием Президента по вопросу «Совершенствование и развитие ЖКХ в Беларуси» натолкнуло меня на мысль, что эта сфера и малый бизнес во многом сопо-ставимы. Конечно, в бизнесе руководитель более раскрепощен и может принимать решения самостоятельно (от этого зависит его финансовое благополучие), то в системе ЖКХ руководители структур на уровне района позволить себе этого не могут — над ними висит дамоклов меч в виде областного управления ЖКХ, министерств ЖКХ, экономики, антимонопольного регулирования и торговли. В доверительных беседах специалисты ЖКХ признаются: «Бизнесу намного проще, а нам одни проверки чего стоят: Госконт-роль, ОБЭП, прокуратура плюс проверяющие гости из Гомеля и Минска. Зацепиться могут за любую мелочь, и деньги, наши с вами, в итоге уйдут не в местный бюджет, а в областной или республиканский. Поэтому инициативу проявить сложно, она почти наверняка станет наказуемой…» Если в сфере предпринимательства делают попытки уменьшить количество проверок, то в госструктурах их число в лучшем случае неизменно. И как работать и конкурировать в таких условиях?!

На прошедшей в октябре 2017 г. в Мозыре международной конференции по управлению совместным домовладением ТС и ЖПК озвучивалась тема тарифов ЖКХ. Прозвучало такое интересное предложение: в некоторых регионах Беларуси начинает действовать такая форма, как общественные слушания по тарифам ЖКХ. Собираются несколько домов, приглашаются специалисты тепло-, водо-, электрохозяйства и обсуждают обоснованность тарифов по различным видам услуг ЖКХ. Как председатель КТОСа микрорайона Малининский планирую такое же собрание с участием жителей и представителей служб ЖКХ. Уверен, что это выгодно для обеих сторон: одна обоснует действующие цены, допустим, на тепло, т.к. эта статья расходов в квитанции доходит до 30-40%, другая подскажет «узкие» места в работе теплосети.

Приведу простой пример. Побывал по адресу пер. Концевой, 5, встретился с жильцами. На этой встрече обратил внимание на подводящие трубы отопления к дому, вернее, их изоляцию примерно 30-летней давности. Ветхость, местами участки голые и т.д. О какой экономии может идти речь, и это один участок по городу, а сколько их еще? Могу понять теплосеть: им надо решать глобальные вопросы, связанные с заменой больших участков, где необходимы техника и опытные специалисты, поэтому не всегда доходят руки до таких мелочей. Но они создают потери гигакалорий, которые включают в оплату за тепловую энергию нам, жильцам. Но если исключить потери от бесхозяйственности, плохое качество изоляционных работ и другие пункты, то участие населения по оплате приблизится к 55% вместо заявленных сегодня 20-30%.

Кстати, решили для людей не менее важный вопрос. В связи с закрытием магазина, единственного в этом районе, назрела необходимость что-то предпринимать. Должен сказать большое спасибо начальнику отдела торговли и услуг райисполкома М.Н.Щербин и ИП Попок Е.А. за оперативное решение. Для жителей близлежащих домов в этом районе организована выездная торговля (автолавка), во вторник-четверг она к их услугам.

Что можно сделать, чтобы закрыть вопрос утепления? Подключить малый и средний бизнес города и района. Он мобилен, дорожит своей репутацией. Объявить соответствующий тендер, и получим на практике взаимодействие бизнеса и властей сначала в масштабах района, а затем и республики. Но почему-то не идут на это в Министерстве ЖКХ, областных управлениях, на местах. А сколько уголовных дел возбуждено по стране за откаты при проведении и без проведения тендеров среди должностных лиц ЖКХ. При этом практика показывает, что у частного предприятия (15-16 человек работающих) об откатах и речи быть не может. «С этим злом надо бороться, начиная от общественности и органам, которые призваны эти вопросы контролировать», — подчеркнул Президент на совещании по вопросу совершенствования и развития системы ЖКХ в стране. Сегодня есть «страшилка» про 2018 год, когда будем платить 100% за «коммуналку». Но люди не готовы по причине невысоких зарплат платить такие суммы. К этому надо идти эволюционным путем, устраняя недоработки, которые я уже упоминал.

 Меньше, да лучше?

Не гладко проходит и оптимизация в системе ЖКХ. Попробую высказать свои доводы на тех моментах, которые мне как руководителю и депутату не совсем понятны. Президенту преподнесли цифру, что более двух третей населения страны довольны работой ЖКХ. Но на ток-шоу «Наша жизнь» на аналогичный вопрос, вынесенный на интерактивное голосование, утвердительно ответили только 6%. Кто и где кого обманывает? Причем уверен, что в Мозыре удовлетворительную оценку поставит примерно 70% населения — многое делается в городе и районе исполнительной властью. Проблемы, конечно, есть, но в целом эта отрасль управляема и работает на конечный результат. Как всегда, многое зависит от профессионализма руководителя, в данном случае гендиректора Мозырского райжилкомхоза П.В.Хамутовского. Хочется надеяться, что он проработает на этом посту как можно дольше.

Сейчас вроде делается попытка объединить ЖЭУ №1 и №5. Если честно, то сомневаюсь, что это принесет ожидаемый результат. Для этого, на мой взгляд, необходимо не только назначить толкового руководителя, способного оперативно решать вопросы, но и придать ему статус юридического лица. Давайте на этом примере обкатаем и постепенно, без спешки, в течение 2018-2019 гг. переведем остальные ЖЭУ в статус юрлиц. Мне в ответ на это говорят: мешает перекрестное субсидирование, бюджетные средства и проч. Не соглашусь с этим: можно и нужно идти в этом направлении, но при условии наличия управленцев-профессионалов. Всем подряд и поголовно это право давать не нужно. Нужно при исполкоме, Совете депутатов создать комиссию (исполком — комиссия по ЖКХ в Совете депутатов — райжилкомхоз)  и обсудить вопрос совершенствования качественного оказания услуг населению. Возможно, подключить местные СМИ через организацию «круглых столов», организовать в городе «Клуб  ЖКХ», где обсудить формы и методы работы в городе и районе.

Нередко создается впечатление, что в вопросах оптимизации мы торопимся, причем в различных сферах. Много общаюсь с рабочими по комплексной уборке, сантехниками, электриками, мастерами ЖЭУ. Для себя сделал вывод: сокращая линейных рабочих, мы делаем ошибку. Утопия думать, что один сантехник сможет качественно обслужить 25-30 домов. В то же время, сокращая управленческий аппарат райжилкомхоза, высвободившихся специалистов наверняка можно отправить в ЖЭУ, где жалуются на нехватку мастеров, экономистов-управленцев. В отделах есть грамотные кадры, которые могут принести много пользы, работая линейными работниками. На дворе ХХI век, все активней разговоры о цифровизации экономики, Беларуси предрекают роль лидера в IT-технологиях на постсоветском пространстве, поэтому вряд ли будет необходимо прежнее количество экономистов и бухгалтеров. Но сокращая тех, кто работает «на земле», при этом оставляя кабинетных работников, мы вряд ли добьемся улучшения, это касается не только ЖКХ.

  Общее, наше, ваше

На совещании у Президента была четко озвучена мысль: в связи с тем, что 95% жилого фонда приватизировано, необходимо определиться, что должно делать государство, а что население. По своему опыту работы с жильцами скажу: относительно небольшие тарифы на техническое обслуживание и капитальный ремонт и порой мягкая политика (особенно по отношению к жалобщикам) порождают иждивенческое потребительское отношение, когда все твердо знают свои права, забывая об обязанностях. Это уже сфера деятельности идеологического отдела райисполкома, райжилкомхоза, нас, депутатов, в своих округах.

Большую роль могут сыграть набирающие активность и авторитет КТОСы в микрорайонах. А если удалось выстроить деловые отношения с ЖЭУ (как у меня в микрорайоне Малининский с ЖЭУ №7, начальник В.А.Усов), то можно решать многие задачи, в том числе привлечение населения к управлению совместным домовладением. Примером может служить тесное взаимодействие отдела ЖКХ райисполкома и лично его начальника Д.В.Миллера с ассоциацией «Мозырский собственник» (148 членов ЖПК и ТС) по управлению совместным имуществом. Да и в частном домовладении есть проблемы, но у этих собственников практически нет жалоб в органы власти по причине отсутствия иждивенчества. Может, в масштабах микрорайонов КТОСы во взаимодействии с ТС и ЖПК могли бы показать пример райжилкомхозу, жильцам домов коммунальной формы собственности, что такое настоящее чувство хозяина своего домовладения. Примером может служить последнее выездное заседание президиума Совета депутатов, председателей КТОСов микрорайонов, руководителей ЖЭУ в микрорайонах Малининский, Молодежный, Славянский. Уверен, что такая практика обмена опытом даст положительные результаты в работе с населением.

Возвращаясь к заявленной теме о роли малого и среднего бизнеса в совершенствовании работы ЖКХ, выскажу свои предложения, приглашая всех к дискуссии.

Во-первых, при переводе ЖЭУ в статус юрлица он становится субъектом предпринимательства.

Во-вторых, проводя капитальный ремонт, тепловую реабилитацию дома, на законодательном уровне образовывать ТС и передавать совместное домовладение в руки самих собственников, как в ЖПК.

В-третьих, во время проведения текущего ремонта дома не отдавать предпочтение исключительно госорганизациям, а привлекать малый и средний бизнес при условии, что там имеется необходимая производственная база для работы. Поскольку нередки случаи, когда управдомы берут на подряд случайных людей из организаций, состоящих только из директора и бухгалтера, зато без рабочих и ИТР. Как следствие, некачественное обслуживание и жалобы.

В-четвертых, отделу экономики при регистрации ИП, ООО, ОДО нужно предлагать обслуживание сферы ЖКХ. К сожалению, сегодня в производство идут единицы.

Так что задачи, озвученные на совещании у Президента, можно решить. Исполкому и Совету депутатов предстоит глубже вникнуть в сферу ЖКХ, но в Мозырском районе есть от чего оттолкнуться, поэтому есть хорошие перспективы в оказании качественных и дешевых услуг нашим жителям.

Николай ГАЙДУКОВ, депутат районного  Совета.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *