Директор СШ № 2 г. Мозыря Елена Пилипончик: «Важно не путать строгость с придирчивостью»

В одном из интервью прошлых лет – материал был о готовности школ Мозыря к новому учебному году – Елена Валериевна Пилипончик рассказывала корреспондентам газеты «Жыццё Палесся», что, работая в прежней должности, скучала по детям и школе. До того, как прийти директором в среднюю школу  № 2, наша собеседница работала в отделе идеологической работы  Мозырского райисполкома. Но тяга к учительской профессии подтолкнула к верному решению: принять приглашение на новую должность.

Возглавлять одну из отдаленных, и в то же время территориально одну из самых крупных школ города не просто. Микрорайон Железнодорожный, или, как его иначе называют, станция Мозырь, имеет свою неповторимую атмосферу. Считается, что жить тут не престижно, да и криминальная обстановка не самая благополучная. Но Елена Валериевна уверена, что мазать темной краской столь живописный уголок Мозырщины нельзя. И много здесь хороших ребят, которые посещают местную школу.

Что значит быть строгим директором, как сочетать в себе руководителя и творческого человека, что останется в школе в век высоких технологий – обо всем этом рассуждаем с нашей сегодняшней визави, директором ГУО «Средняя школа № 2 г. Мозыря» Еленой Валериевной Пилипончик.

– Как директор, расскажите, что мы должны знать о средней школе № 2. Чем она примечательна?

– Наша школа расположена в чудесном живописном месте. Летом она утопает в обилии зелени, цветов и кустарников, а осенью – в нарядных ярких красках листьев лип, каштанов и акаций.

Территория школьного двора огромна, порядка четырех гектаров, однако содержится в идеальном порядке.

В школе обучается около 600 детей и работают 54 педагога.

Отдельно следует сказать о педагогических работниках. Это сплоченный, дружный коллектив профессионалов, компетентных, дисциплинированных, ответственных работников.

В нашей школе обучается большое количество спортсменов, которые достойно представляют нашу страну на международных соревнованиях по гребле.

В прошлом учебном году из стен школы вышли три золотых медалиста, один из которых во время вступительной кампании получил стобалльный сертификат по физике.

В общем, станцию Мозырь – предлагать!

– Интересно, как Вы стали директором местной школы? До этого, насколько я помню, работали в отделе идеологической работы Мозырского райисполкома.

– В отделе идеологической работы, культуры и по делам молодежи я работала шесть лет. А до этого почти тринадцать трудилась учителем. И хочу сказать, что этот труд один из самых сложных в разрезе всех других профессий.

– Быть учителем-практиком легче, чем заниматься административно-методической работой?

– Педагог, кроме того, что обучает ребенка, еще формирует систему его нравственных ценностей, взглядов, идей. Так что идеологическая и педагогическая деятельность дополняют и сопровождают друг друга.

И мне было очень интересно возобновить работу в школе в качестве директора, имея определенный опыт работы идеологом, зная                 частные методики влияния на процессы формирования личности.

Что касается административной работы в школе, то здесь тоже все не просто. Это системная многогранная деятельность, выстроить которую грамотно можно только в строгих рамках нормативно-правовой базы.

– Расскажите о том, как Вы выбрали профессию учителя, где учились, где начинали работать.

– Всю жизнь учителем работала моя мама. Она была успешным педагогом, ее уважали и любили дети. А какой пример еще был нужен, чтобы определиться с выбором профессии?

Я закончила Мозырский государственный педагогический институт, по распределению попала в Лешнян-скую базовую школу, а затем работала в средней школе № 10 города Мозыря.

– Строгость управленца вам свойственна или приходилось вырабатывать это качество?

– Строгость – качество, необходимое для руководителя. Ее много не бывает. Важно не путать понятия строгость и придирчивость.

– А каким вообще Вы видите директора школы, какими, на ваш взгляд, качествами он обладает?

– С каждым годом к руководителю школы предъявляются все более высокие требования. Важен не только уровень профессиональной подготовки, его опыт и навыки менеджера, но психологические особенности. Это, прежде всего, адекватная личностная и профессиональная самооценка, деловая направленность, критическое осмысление собственных ошибок и, конечно же, выдержка и самообладание. Эти качества, на мой взгляд, помогут руководителю быть успешным, грамотно принимать решения и отвечать за результаты своей деятельности.

– Когда стали руководителем, что-то меняли кардинально в системе управления учреждением?

– Делала все то, что было необходимо. Подбор, расстановка и оценка кадров, постановка задач перед исполнителями, анализ и регулирование социально-психологического климата в коллективе; стимулирование продуктивной деятельности подчиненных, создание условий для профес-сионального роста подчи- ненных – вот основные управленческие функции, которые приходится осуществлять любому руководителю для достижения максимально значимых результатов его учреждения.

– Вы также ведете уроки изобразительного искусства в школе. Директор все же строгая персона, тем более, для малышей. Наверное, на рисовании самая дисциплинированная атмосфера.

– Скажу откровенно. У меня на уроках никогда не было проблем с дисциплиной. Если детям на уроке интересно, если учитель конструктивно спланировал работу, то не имеет значения, какой это учебный предмет, физика или рисование – в классе всегда будет порядок.

– На что направлены уроки изобразительного искусства в школе, что они дают учащимся? Понятно, что из каждого художника не получится.

– На уроках изобразительного искусства развивается целый комплекс качеств, умений и навыков ребенка.

Во-первых, он учится обращать внимание на формы, светотени и цветные оттенки.

Во-вторых, развивается  глазомер, ученик понимает перспективу и отношение частей целого, их взаимосвязь и общее представление.

В-третьих, у ребенка вырабатывается отчетливая зрительная память, которая побуждает его к исследованию, развитию эстетического вкуса и взгляда. Он воспитывает в себе благородный вкус, развивает чувство прекрасного, одухотворяет свои взгляды и свою жизнь.

И, несомненно, школьник получает огромное наслаждение, создавая, фантазируя, осознавая глубокие понятия жизни и творчества.

– Для себя занимаетесь живописью, декоративно-прикладным искусством, любым другим искусством?

– В свободное время занимаюсь музыкой. В первом классе родители меня определили в музыкальную школу по классу фортепиано. Эти занятия отнимали много времени и поначалу не нравились, потому что требовали усилий и терпения. Теперь же я очень благодарна маме за то, что она настояла на этом обучении. У меня в дипломе об образовании помимо основной специальности указана еще одна – учитель музыки.

– На Ваш взгляд, в чем основополагающие принципы воспитания высококультурного и образованного человека?

– Содержанием духовно-нравственного развития и воспитания являются определенные ценности, хранимые в религиозных, этнических, культурных, семейных, социальных традициях и передаваемые от поколения к поколению. Качество передачи, так сказать, этого материала, качество его восприятия ребенком и будет являться залогом воспитания высокоморальной и образованной личности.

– Средняя школа будущего – какой она будет, на Ваш взгляд?

– Человек будущего должен быстро ориентироваться в динамично развивающемся и обновляющемся информационном пространстве, получать, использовать и создавать разнообразную информацию, принимать обоснованные решения и решать жизненные проблемы на основе полученных знаний, умений и навыков, иметь единое информационное пространство: общее и индивидуальное, иметь больше возможностей для дальнейшего самоопределения, выбора профессии.

Поэтому целью образования будущего является социализация молодого поколения, можно сказать, его адаптация к быстро изменяющимся условиям жизни.

Но какой бы ни была школа будущего, в ней всегда останется неизменными два субъекта – учитель и ученик. И мы должны понимать, что никакой, даже самый прогрессивный компьютер, не заменит творческого, умного, профессионального коллектива учителей.

Никакой андроид не даст ученикам живого общения и понимания, участливого внимания к жизни детского коллектива.

Елена МЕЛЬЧЕНКО.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *