Есть нестареющая нежность, как нержавеющая сталь

1150

Скоро уж 60 лет останется позади, как Василий Сергеевич и Наталья Антоновна Пархоменко поклялись во время венчания поддерживать друг друга и в радости, и в горе, а кажется, что все начиналось совсем недавно…

Не было бы счастья, да несчастье помогло

Свою будущую половинку Василий Пархоменко впервые увидел во дворе Речицкой районной больницы, куда попал с патологией зрения. Нежданно-негаданно на семью свалилось горе: никто не мог понять, почему у крепкого парня к 20 годам внезапно стало ухудшаться зрение?.. Стояли десятки вопросов, и в ходе длительного обследования медикам все же удалось установить сложный диагноз, который в народе называют «куриной слепотой». Вследствие этого заболевания зрение снижается в сумерках и неосвещенных помещениях, а днем человек видит без проблем. Судя по всему, болезнь была спровоцирована недостатком витамина А. Известно, что такие симптомы проявлялись у детей, родившихся перед войной, в годы войны и после нее, подтверждая не только факт недостатка каких-то витаминов в организме, а и нормального питания и жизнедеятельности организма вообще. Известно, что ровесникам Василия Пархоменко, родившимся в 1937-м, вместе с матерями пришлось переживать голод, лишения и все тяготы военного лихолетия. Деды и отцы в это время воевали с врагом на фронтах, с которых вернулись с ранениями и контузиями…

 Родители пытались найти для сына хоть какую-то помощь. Характерно и то, что изо всех сил боролся и молодой крепкий организм парня. Он терпеливо переносил всякие процедуры, инъекции, лишь бы только выздороветь. Негоже было болеть, коль впереди – целая жизнь под мирным небом! В конце концов врачам удалось «затормозить» процесс развития болезни и не позволить ей лишить юношу зрения полностью. В такой вот непростой период, когда позволительно уже было прогуливаться в больничном скверике, на пути Василия однажды появилась она – стройная, с красивыми волосами, заплетенными в тугие косы, прекрасная незнакомка. Он был парнем не из робкого десятка, поэтому во время одной из прогулок рискнул познакомиться. Наталья, так звали девушку, попала в Речицкую больницу тоже по воле случая. У нее была серьезная травма глаза, а в Гомельской областной больнице, куда ее привезли родители из Кормянского района, не оказалось мест. Потребовалась не-отложная помощь, и ее доставили в Речицу. Суть проблемы за-ключалась в том, что в глаз попал кусочек грифеля, отскочившего при заточке химического карандаша для письма. На первый взгляд пустяк не просто повлек за собой болезненную реакцию, а даже спровоцировал ожог слизистой оболочки глаза. Врачам пришлось на протяжении нескольких дней бороться за то, чтобы девушка не осталась без зрения на левый глаз… Таким вот образом она тоже оказалась в больничном скверике, когда кризис миновал, и шел период реабилитации… Как оба позднее признаются, эта встреча оказалась судьбоносной, как и любовь с первого взгляда, о чем боялись сказать вслух.

Парень бравый свататься идет

Василий по натуре парень-весельчак, не раз напевал себе слова этой песни, пока в конце концов не настоял на сватовстве. А события развивались следующим чередом.

 В очередной раз, когда они встречались с Натальей в скверике, у него в душе созрели самые серьезные намерения. Первое из них он решил реализовать прямо в больнице, организовав встречу родителей с будущей невесткой, о чем та даже не догадывалась. Наталья же, в отличие от него, своих родителей на эту встречу звать не торопилась, так как о замужестве даже не мечтала в силу того, что в семье было принято не бежать впереди старшей сестры, которая была на выданье. Однако же все произошло так, как было угодно Господу. Василий подлечился и уехал домой, а она еще некоторое время оставалась в больнице. Переписывались. А как только вернулась домой, то сразу получила телеграмму от друга, к которому прикипела душой: «Встречай. Еду в гости». На самом же деле Василий уже ехал свататься. Хоть гости и оказались, как снег на голову, но родители Натальи противиться не стали. Как говорится на Полесье, вслед за «запоинами» и к свадебке дело подошло. Свадьбу гуляли на два села целых три дня. Потом венчались в Теребеевской церкви (Речицкий район), чтоб идти по жизни с Божьим благословлением…

С милым рай и в шалаше

Жизнь выдвигает на первый план свои трудности и свои требования. И в семье Пархоменко они тоже появлялись как закономерность. Пока дожидались своего угла, немало им пришлось поскитаться по чужим: снимали неблагоустроенную квартиру, жили в бараке. Одно доставляло радость: если и расставались, то не надолго. Всегда с пониманием относились друг к другу и все трудности делили поровну. Василий Сергеевич к этому времени стал работать в Мозыре на предприятии для слабовидящих людей. Через некоторое время от предприятия получил однокомнатную квартиру, а еще через несколько лет – двухкомнатную, что оказалось огромным счастьем. Сначала в семье родилась дочка Галина, а через 4 года – сын Сергей. Трудности закаляли супругов в повседневных трудах и заботах о детях, которые подрастали, учились и радовали своими успехами. Авторитет и уважение за добросовестный труд в своих коллективах нарабатывали и родители (Василий Сергеевич 37 лет отработал на Белтизе, а Наталья Антоновна более 30 лет – в райпо). Незаметно дети выросли и улетели из родительского гнезда: Галя после окончания школы учиться в Москву подалась, а Сергей поступил в училище геологии. Мечтал стать бурильщиком. Однако же впереди предстояла служба в армии. В осенний призыв 1984 года получил повестку. Семья, как было принято, по случаю отправки сына в ряды Вооруженных Сил тоже устроила праздничный вечер, чтоб родные и друзья пожелали ему легкой службы и скорейшего возвращения домой…

Как гром среди ясного неба

Беда постучалась в квартиру Пархоменко июльским днем вместе с военными, которые принесли страшное известие: «Мужайтесь. Ваш сын Сергей погиб на службе при исполнении воинского долга…»

После учебной части в Печах Сергею выпало служить в одной из ракетных частей в составе группы советских войск в Германии. Писал домой хорошие письма, рассказывал, что армия – это школа для настоящих мужчин, которую должен пройти каждый. Многому научился, владел личным боевым оружием, получил новую специальность…

Как все произошло, неизвестно, но, по словам военных, доставивших в Мозырь цинковый гроб для захоронения, Сергей ценой своей жизни спас от разрушения важный стратегический объект и сотни людей, совершив настоящий подвиг. Это хорошо, что он не струсил и сделал все, что смог! Но только как объяснить матери, что у нее нет больше сына?.. Немой вопрос повис в воздухе и казалось, что звучал, как удары колокола…

7 июля 1985 года с Сергеем Пархоменко прощался двор, где он вырос, его школьные друзья, с которыми учился, прощался весь город… На Кургане Славы на свежий холмик ложились сотни гвоздик, как будто заливая его капельками выжатой алой крови, образующей целые ручьи. И в это же время за жизнь его матери боролись медики, время от времени приводя ее в чувства. После похорон сына женщина больше месяца провела в больнице. Жить не хотелось… Однако доктору Ивану Маркевичу чудом удалось поставить ее на ноги и убедить, что жить надо вопреки всему. Даже тогда, когда кажется, что она теряет всякий смысл. Жить ради дочери, внуков и будущих правнуков… Ради мужа Василия Сергеевича, которому постоянно нужна ее помощь…

Гибель сына для семьи Пархоменко стала тем тяжелейшим испытанием, проверяя их на прочность… Отец с матерью благодаря поддержке близких людей, особенно дочери с зятем, выстояли, но после этого здоровье обоих сильно пошатнулось. По словам Василия Сергеевича и Натальи Антоновны, им удается идти дальше по жизни благодаря многим небезразличным к их судьбе людям: Ивану Романовичу Маркевичу, Алле Александровне Потаповой, Любови Петровне Панкратовой, работникам социального центра, племяннице Марии, своим внимательным соседям, протягивающим руку помощи в трудную минуту… Кто-то сказал, что время лечит раны. Нет, рубцы от них просто становятся грубее. С того рокового дня, как родители простились с сыном, прошло 33 года… 

В нынешнем году Василию Сергеевичу исполнится 81 год, Наталья Антоновна отметит 80-летие, а 3 сентября будет 58 лет с того дня, как они поклялись поддерживать друг друга в горе и в радости. В эти простые слова супруги до сих пор вкладывают особый смысл. Этой мудростью делятся с дочерью и внуками. Ведь никто не может знать, что будет завтра.

Годы пролетают, а боль не проходит, не отпускает. Очень часто Наталья Антоновна просыпается по утрам и думает, какой же страшный сон она видела! И даже допускает мысль, что вдруг их сын вернется… Нет…

Дочь Галина с семьей живет в Москве, там же и внук Николай с правнуками Анастасией и Арсением, а вот сынок Сережа – здесь, в Мозыре, постоянно с ними. На портрете в военной форме он такой же молодой и красивый. Над ним время не властно – ему всегда будет 19…

Женщина благодарна Господу, что ее половинка Василий Сергеевич, рядом. Он хоть и не обходится без ее помощи, но все равно ее надежное мужское плечо… Не зря же говорят, что материальные блага – временное явление, молодость и красота проходят, а вот любовь, если она настоящая, вечна! Так и есть, если любишь не только глазами, а душой и сердцем!

Наталья КОНОПЛИЧ, фото автора

 


Читайте МОЗЫРЬ NEWS в: