Я женщина, и этим я права!

1115

В преддверии 8 Марта о силе духа женщины-руководителя, женском счастье и желании славянских женщин все и вся держать на контроле мы беседуем с тремя очаровательными мозырянками – заместителем начальника инспекции Министерства по налогам и сборам по Мозырскому району – начальником управления налогообложения физических лиц Мариной Михайловной ЖУК, заместителем директора по идеологической, кадровой работе и быту государственного предприятия «Мозырские молочные продукты» Анной Васильевной ЗДАНЕВИЧ, начальником отдела по назначению и выплате пенсий и пособий управления по труду, занятости и социальной защите Мозырского райисполкома Мариной Геннадьевной КАБРАЛЬ.

День цветов и внимания

– Как вас обычно поздравляют близкие с 8 Марта? Может быть, есть какие-то традиции на этот счет?

Марина Кабраль: «По доброй традиции, сложившейся в нашей семье, на праздники, и 8 Марта – не исключение, мы собираемся в доме моих родителей, теперь это целых 4 поколения. Конечно же, готовим друг другу подарки. А поскольку я мать двоих сыновей (моих детей зовут Андрей и Александр, им 24 и 25 лет), в этот особенный день я купаюсь в их любви. Я – счастливая мама. И счастливая бабушка: нашей всеобщей любимице, моей внучке Вере Андреевне, в январе исполнилось 2 годика».

Анна Зданевич: «Мое утро в этот день обычно начинается с волшебного появления цветов, любимых тюльпанов: супруг умудряется их спрятать и их наличие ничем не выдать. В этот день мы с дочерью Викторией окружены вниманием наших мужчин: супруг и сын Алексей стараются нам во всем угодить. А после обеда традиционно поздравляем наших мам. Это первое слово, первый, самый дорогой и самый близкий человек, поэтому нашим дорогим мамочкам – максимум внимания, ну и, конечно, же цветы и подарки».

Марина Жук: «В этот день мы собираемся вместе: едем домой, к маме. Я очень надеюсь, что и у моего сына будет такая традиция в его семье – посвящать этот день главному человеку в жизни. Нынешнее 8 Марта не будет таким праздничным, как раньше: это наше первое 8 Марта без отца. У нашего папы были 3 любимые девочки: мама и я с сестрой. Он  в этот день дарил нам цветы, мы всегда чувствовали себя маленькими женщинами. И даже в последний год, когда болел, нашел возможность подарить нам цветы…

8 Марта для меня – это не только день внимания к женщине, но и настоящий праздник общения, когда мы все собираемся вместе за праздничным столом, чтобы неторопливо поговорить и обменяться маленькими подароч- ками».

Работа в жизни нашей…

– Вы согласны с тем, что профессии следует делить на «женские» и «мужские»? Кем бы вы ни за что не стали по специальности и, наоборот, о какой работе мечтали?

Анна Зданевич: «Это деление, считаю, уже не актуально. Сегодня во всех профессиях работают оба пола, но все же остались виды работ, где присутствие другого гендера – скорее, исключение из правил. Например, профессия водителя: за рулем общественного транспорта женщинам пока нет места. А вот индустрия красоты – чисто женская территория. Или воспитатель – работа только для женщин, которым природой заложено заботиться о малышах.

Я по квалификации учитель начальных классов, психолог. Легко нахожу общий язык с детьми и работу в школе считаю наиинтереснейшей, правда, если не учитывать всю ненужную бумажную работу, которой приходится заниматься педагогам. В старших классах школы мечтала о биологии, об изучении живых организмов, о работе, связанной с опытами, с исследованиями, мне важно было получать видимый результат, но так и не реализовала свою мечту – было принято решение учиться в Мозыре. К тому же на момент поступления в вуз уже завязывались отношения с будущим супругом: можно сказать, Любовь заставила внести корректировку в свои планы.

В целом считаю, что все профессии достойны уважения. Никогда не бывает хорошего результата, если не приложить усилий. Даже двор можно подмести по-разному: с душой или абы как, от отцепного».

Марина Жук: «Это непросто сделать: разделить работу на «мужскую» и «женскую». «Мужские» – это, скорее, те, которые требуют недюжинной физической силы, а в остальном это всего лишь стереотипы. Женщины давно не ограничивают себя 4 «K»: «Kinder, Kuche, Kleider, Kirche» (дети, кухня, наряды, церковь) – сегодня они наравне с мужчинами руководят предприятиями, занимают правительственные посты. В общем, занимаются тем, что им ближе, понятнее, доступнее.

Я по специальности экономист. После окончания учебы в Белорусском государственном экономическом университете еще в 1993 году по направлению пришла работать в налоговую инспекцию. Мне сложно представить, чем другим я могла бы заниматься. Наверное, чем-то творческим».

Марина Кабраль: «Нет профессий «мужских» и «женских». Есть люди в профессии: мужчины и женщины, вкладывающие в нее свою душу. Главное, чтобы дело, которым ты занят, приносило удовлетворение. А настоящий профессионал, независимо от половой принадлежности, всегда найдет изюминку в своей работе.

В управлении работаю 15 лет, в этой должности 10 лет. До этого – в Калинковичском райисполкоме, начальником отдела по делам молодежи, в центре занятости в г. Калинковичи. По первому образованию я – педагог, училась на физмате, по второму – экономист-бухгалтер. Цифры, аналитику люблю, это мое. Что, если не работа в управлении? Наверное, с удовольствием выращивала бы цветы или занималась животными, возможно, лечила бы их. Мама до сих пор вспоминает, как во 2-3 классе я нашла на улице беременную собаку, которая, судя по всему, не могла ощениться, подняла на уши ветлечебницу. Собаку забрали в клинику, где она благополучно родила своих щенков.

Какая работа явно не для меня? Монотонно выполнять одну и ту же работу не смогу. Мне нравятся перемены, смена информации, людей и эмоций – к этому я привыкла».

– Женщин-руководителей часто называют мужчиной в юбке. Почему, как думаете?

Марина Жук: «Потому что приходится быть лидером, брать на себя ответственность, принимать быстрые решения, а это характерно, согласитесь, больше мужчинам. Да, я соглашусь с тем мнением, что профессия воспитывает и меняет человека, иногда, увы, не в лучшую сторону. Жизненный опыт тебя закаляет – становишься жеще. А со временем и сам уже не видишь той романтики в профессии, которую видел раньше».

Анна Зданевич: «Это достаточно стереотипное, киношное представление о том, что женщины жертвуют личной жизнью ради карьеры. В Мозыре много женщин-руководителей, и среди них я вижу очаровательных леди. В менеджменте нельзя без твердости и принципиальности. Это дома вы можете быть какой угодно: уступчивой, мягкой – а на работе эти качества могут даже мешать. Правильно говорят: хороший человек – это не профессия.

О принципиальных моментах: я, например, никогда не соглашусь на нахождении работника на рабочем месте в пьяном виде. Если дорожишь имиджем своего предприятия, уважаешь руководителя, коллег, ты себе никогда этого не позволишь. Тем более не сядешь за руль в таком состоянии – лично для меня это преступление».

Марина Кабраль: «Да, бытует такое мнение. Конечно, работа накладывает свой отпечаток, ведь зачастую приходится оперативно принимать решения, в том числе волевые, которые не всегда нравятся окружающим; рабочий день начинается на полтора часа раньше, выходные дни зачастую также посвящены работе…

Однако женщина всегда остается женщиной.

Мы, женщины, лишний раз улыбнемся, выслушаем чуть более внимательно, посочувствуем, поддержим, обнадежим. И вот уже проблема, которая казалась неразрешимой, такой не кажется, – появляется надежда у собеседника… И в ответ тебе улыбнулись… И не нужны слова благодарности. Просто тепло на душе оттого, что пусть даже незнакомому человеку стало легче. Вся суть непостижимой женской души, на мой взгляд, заключается именно в этом умении создавать комфортную атмосферу как дома, так и на работе.

Сегодня в отделе по назначению и выплате пенсий и пособий – 13 человек. Всегда легко работать, когда есть хорошая команда. У нас все опытные, компетентные специалисты. Случайные люди в нашей сфере не задерживаются. Категория мозырян, которые чаще всего к нам обращаются, – люди …г-м… очень тонкой душевной организации, которые идут к нам с определенными жизненными вопросами, несут свои тревоги, беды, печали, хотят получить поддержку. Если вы в состоянии слушать, отдавать частичку себя, готовы к обмену, скажем так, сложными эмоциями с посторонним человеком, а это всегда непросто, то вы останетесь… Что и говорить, коллектив у нас замечательный».

– Работа для вас – это…

Марина Жук: «…часть моей жизни. Возможность реализации своих способностей и умений. Когда твои знания полезны кому-то, испытываешь радость, свою необходимость, нужность».

Анна Зданевич: «…возможность реализовать себя как личности. В своей работе у меня в полной мере получается реализовать себя творчески – широкое поле для такой деятельности: информационно-просветительская, культурно-массовая работа, спортивная. В свободное от работы время мне нравится что-то делать своими руками, рисовать, и я с удовольствием применяю свои навыки в профессиональной деятельности: оформление выставок, поздравительных открыток, подворья на выездной торговле – все проходит с моим участием».

Марина Кабраль: «…возможность реализовать свою постоянную потребность в общении. Я абсолютно социальный человек, мне сложно в одиночестве. Специфика моей работы – непрерывный контакт с совершенно разными, такими не похожими друг на друга, часто очень необычными людьми. Услышать собеседника, оказать, пусть маленькую, но такую необходимую помощь – что может быть важнее?!»

– Что, по-вашему, женственность?

Марина Жук: «Для меня это синоним такому словосочетанию, как внутренняя красота человека: обаяние, ум, мудрость, доброта…»

Анна Зданевич: «Это обаяние, доброта, чувственность, красота и грация».

Марина Кабраль: «Как каждая женщина, на инстинктивном уровне я критично смотрю на любую потенциальную «соперницу». Конечно, задерживают на себе внимание уверенные в себе, ухоженные, в легком облаке дорогих духов леди… Однако мой идеал женственности – женщина, излучающая свет материнства, свет любви. Нет женщины прекраснее на свете, чем женщина с ребенком на руках».

– Какими правилами надо руководствоваться, чтобы стать успешной, самодостаточной?

Марина Жук: «Нужно постоянно развиваться, получать новые знания, и в этом уж точно не надо ставить никаких планок».

Анна Зданевич: «Надо понять, насколько тебе самой интересно то, что ты делаешь, насколько это значимо. Если это не приносит никакого удовольствия, самодостаточной вряд ли удастся себя почувствовать».

Марина Кабраль: «Самое главное – это мир в душе. Необходимо достичь равновесия внешнего и внутреннего. Стоит научиться от души радоваться каждому новому дню и ценить, казалось бы, самые незначительные его моменты.

У каждого из нас всегда достаточно поводов, чтобы печалиться, находить какие-то трудности, проблемы. Но преодоление трудностей – это возможность развиваться, извлекать опыт.

Для того чтобы радоваться жизни, надо совсем немножко. Каждый упущенный момент радости может быть безвозвратно утрачен. Я стараюсь помнить об этом и из любой жизненной ситуации извлекать положительные эмоции. Проснулся утром – уже хорошо. Осенним утром – запах яблок в открытое окно: ну, как здорово! Зима, мороз,  солнце: как же мы долго ждали снег, вот он… Не надо хмуриться без причины. Найти печаль всегда можно, найдутся и люди, которые захотят тебя опечалить. Сама жизнь может ударить так сильно, что, кажется, уже не встать с колен! Но не надо зацикливаться, помните хорошее и идите дальше, а с улыбкой и миром в душе все по плечу!»

«Ослабить вожжи», научиться быть слабой

– Феномен славянской женщины состоит в том, что именно она готова взвалить все на себя. В то время как европейка максимально стремится освободиться от утомительных и приевшихся обязанностей и при этом грамотно и бескомпромиссно делегировать полномочия, раскидав их на мужа, специалистов, нянек, прислугу и т.д., мы готовы впрячься в одиночку в дом, быт, семью, работу. К чему это приводит? Каковы ваши жизненные убеждения на этот счет?

Анна Зданевич: «Слушаю вопрос и вспоминаю себя в декретном отпуске. Да что я? Так у каждой женщины в декрете. Не нужно себя перегружать. Идеальной вы все равно не станете – таких не бывает. А вот эмоциональное выгорание заработать можно. Что делать? Не стесняйтесь просить о помощи, это совсем не стыдно делать женщине».

Марина Жук: «Все так и есть… Считаю, это большая ошибка наших женщин. Все на себе тянуть нельзя. К чему может привести? К исчерпанию внутренних резервов, к внутреннему кризису, к профессиональному выгоранию, к депрессивному настроению… Один в поле не воин. Это касается и работы, и семьи – всего. А с другой стороны, хочешь сделать хорошо, сделай это сам…

Мы, женщины, сами создаем прецедент для разочарования. Что делать? Считаю, нужно «расслабить вожжи», чтобы дать немного свободы, дать шанс проявить себя тем, кто рядом. Да, можно наломать дров. Но стоит ли этого бояться?»

 Марина Кабраль: «Это точно! И кони… и избы… Славянские женщины такие! Можем! Именно поэтому все европейцы хотят славянских женщин. Но, уверена, каждая из нас, пусть даже глубоко в душе, ждет своего принца, который сделает ее мир сказочным.

Да, можно потратить время, чтобы разделить обязанности и так далее. А можно все сделать с удовольствием. Я люблю всю домашнюю работу. Но если в определенный момент не хочу что-то делать, себя заставлять не стану. Сын однажды дал совет: «Мамуль, посуда лежит, и ты полежи!» – всему свое время! В этом есть житейская мудрость».

– Согласны ли с тем, что именно эмансипация дала женщине шанс развиться как личности, но привела к подрыву традиционного семейного уклада жизни?

Марина Жук: «В моем понимании традиционный уклад семьи – это когда муж – голова, а жена – шея… Но я не знаю ни одной по-настоящему эмансипированной женщины. Каждая из нас хочет чувствовать себя слабой рядом с сильным мужчиной».

Анна Зданевич: «Эмансипация здесь не при чем. Дело в уважении и самоуважении. А по поводу устройства семьи у нас так: главный у нас муж, это я каждый раз подчеркиваю нашим детям».

Марина Кабраль: «Конечно, все течет, все меняется… Современная женщина не сидит с прялкой у окошка в ожидании своего благоверного из дальних походов. Но, на мой взгляд, семейный уклад складывается из традиций, заложенных в нас поколениями наших предков. Если в семье царят мир, доверие и взаимоуважение, никакие внешние факторы не повлияют на отношения. Дети, растущие в любви, будут дарить свою любовь родителям и своим детям. Так по цепочке, от поколения к поколению, из маленьких, но таких душевных мелочей, и складываются семейные традиции. Нужно помнить об этом и дарить своим близким любовь.

Необходимо разговаривать друг с другом, делиться своими эмоциями. В моем понимании, в семье главного не может быть. Семейные отношения – это партнерство, а не борьба за лидерство».

– Как быть, что предпринять, чтобы сосредоточение женщины на работе не вредило благополучию семьи? Ваши советы молодым и неопытным…

Марина Жук: «А разве это возможно – разделить себя до работы и после?

Нужно научиться расставлять приоритеты, что важнее для тебя в данный момент, именно сейчас. И принимать решение в семье.

Быть хорошим руководителем и хорошей мамой, женой, я думаю, возможно. Необходимо лишь найти под-держку со стороны своих близких, родных.

Мы с супругом познакомились, когда я работала в налоговой, он видел, что для меня значит моя работа, сколько времени она реально занимает, – иллюзий не было. И когда мне 10 лет назад предложили новую должность, в первую очередь я обсудила это с супругом. Его поддержка вселила в меня уверенность: «давай попробуем» – эти простые слова многое для меня значили.

Считаю, дети счастливы, когда счастливы их родители. Моему сыну Максиму 17 лет, в этом году он заканчивает школу. Надеюсь, он понимает, как важно состояться в деле, которое ты когда-то выбрал. Для этого нужно много работать над собой: в этом для него я старалась быть примером. Счастлива, что мой сын мне и друг, и советчик, что и я теперь у него могу многому научиться».

Марина Кабраль: «Возможно, мой ответ покажется банальным, но все мысли о работе должны оставаться за порогом родного дома, как бы сложно это ни казалось».

Анна Зданевич: «Я человек эмоциональный. Поэтому лично мне этому сложно было научиться. Все усилием воли. Нужно понимать, что своим родным ты нужен больше, чем кому-то.

Но, когда у тебя ненормированный рабочий день, все твои и семейные планы могут лететь в тартарары. Это просто нужно адекватно воспринимать. За 10 лет, что я в этой должности, мои домашние уже привыкли, что мама может в выходной день быть на работе. Поначалу было сложно, особенно нашему папе, у которого работа расписана по графику».

Побольше бы доброты, теплоты, любви

– И все-таки что женщине для счастья надо?

Марина Жук: «Любви. Не только в общепринятом понимании: мужчины – к женщине. Любви во всем: родителей – к детям, детей – к родителям. Если люди любят друг друга, они всегда найдут компромисс, кем бы они друг другу ни приходились».

Анна Зданевич: «Счастье нематериально. Счастье в гармонии: когда дети здоровы, когда дома все в порядке, на работе все получается – только тогда по-настоящему наслаждаешься жизнью и чувствуешь эмоциональный подъем».

Марина Кабраль: «Да совсем немного – чтобы дорогие сердцу люди были живы и здоровы, надежное плечо любимого и ласковое прикосновение теплых детских ладошек. У меня замечательные дети, родители, внучка, сестра, племянники. Все, что хотела в жизни иметь, у меня есть.

Возможно, на заре своей юности на этот вопрос ответила бы по-другому. Главной была работа. Однажды я увидела рисунок сына, еще маленького, он нарисовал меня, красивую, на каблуках, и папу со сковородкой в руках – это меня задело за живое. Он рисовал, что видел: мама на работе, а папа дома… Я поняла тогда, что так не должно быть. Знаете, иногда стоит снять каблуки и обуть тапочки. Чтобы подарить радость, сделать счастливыми своих родных. Чтобы утереть слезу, а то и просто обнять человека, ближе которого никого не будет!»

Ольга АРДАШЕВА

Фото автора

 


Читайте МОЗЫРЬ NEWS в: