Мозырская певческая студия «ПозитиV»: как рождаются таланты

«Красивый певческий голос способен заставить расплакаться»

Кого можно научить петь? Да любого человека. Правда, умение спеть песню еще не сделает из вас артиста. Быть артистом — нечто большее: это значит уметь раскрыть на сцене себя и свой голос так, чтобы песня не оставила равнодушным ни одно сердце.

Свой профессиональный и творческий путь педагог вокала Мозырской детской школы искусств № 2 Тамара Николаевна ПЕТРОВА (МАЗУРКЕВИЧ) посвятила раскрытию таланта в своих маленьких учениках. Так родилась и певческая студия, которую назвали «ПозитиV». Сегодня это уже опытный и признанный коллектив артистов-единомышленников: в прошлом году студия подтвердила звание «Образцовая».

Как рождаются певческие таланты, как сделать шаг навстречу мечте стать артистом, круто ли попасть на ТВ и там «засветиться» — об этом и многом другом мы вели беседу с Тамарой Николаевной Петровой.

— Как появилась студия «ПозитиV»?

— Учебный процесс в детской школе искусств организован таким образом, что каждый ребенок, будущий музыкант, посещает уроки вокала. Искусство вокала некоторых детей увлекает особенно. Среди всех ребят выделяются те, кто зажигается пением и эстрадным мастерством. Творческая жизнь в стенах школы предоставляет возможность показать себя широкой аудитории. Очень часто наши воспитанники выступают и на городских праздничных площадках. В определенный момент пришла идея дать детскому коллективу определяющее название. Выбрали «ПозитиV», что в полной мере отражает наш творческий настрой. Студия существовала давно и лишь некоторое время назад стала образцовой.

— Давайте назовем самых ярких ребят из студии.

— Мне, безусловно, посчастливилось быть учителем одаренных детей, которые ярко проявляют себя в творчестве. Среди них, например, Полина Муркина. Ее основное отделение — фортепианное, а предмет по выбору — вокал. Талантливая и увлеченная девочка. Также отмечу Марию Бобр. Когда-то Маша пришла ко мне в класс случайно: ее нужно было летом подготовить к какому-то конкурсу. Привели ко мне, просили помочь. Немного позанималась с нею: тогда Маша была очень закрытая, не знала ни одной песни, не попадала в ноты. Шесть лет мы уже занимаемся, и с тех пор очень многое в ней изменилось. Харизматичная, прекрасный голос — и смотреть, и слушать одно удовольствие.

Большая умница — Алина Талушкина. Голос, который способен заставить слушателя расплакаться. Такая подача, тембр… Она удивительно наполненный ребенок.

Дмитрий Карабун — прекрасный артист. И конферансье, и певец, и просто ходячий позитивчик!

Эвелина Лыгач, Екатерина Негреева, Александра Дзюба — талантливые и яркие… О каждом из учеников можно говорить много.

— Какими наградами может сегодня похвастаться студия?

— Без лишней скромности скажу, что наград у нас очень много. Вот результаты только за прошлый учебный год: Алина Талушкина стала лауреатом III степени конкурса «Хрустальный Василек», лауреатом I степени интернационального проекта #Byfest. Саша Дзюба — дипломант I степени международного фестиваля «Славянский венец» в Болгарии, лауреат III степени международного конкурса «Скрыжаванні», дипломант III степени конкурса «Я пою». Полина Муркина и Катя Негреева — обладатели почетных грамот в пятом областном конкурсе детского эстрадного творчества. Маша Бобр заняла II место в открытом областном конкурсе «Пад белымі крыламі», взяла гран-при в городском детском караоке-конкурсе «Я пою». Катя Негреева — дипломант II степени в смотре-конкурсе патриотической песни «Испытание мужеством». С дипломами победителей вернулись с фестиваля «Осенний аккорд» Дима Карабун, Карина Градовик, Катя Негреева. Во втором открытом фестивале-конкурсе «Артист филармонии» были награждены Дарья Кокшарова, Вадим Булатов, Ульяна Тарасюк.

Кстати, добавлю, что солисты нашей студии успешно сотрудничают с эстрадным оркестром города под управлением Сергея Ивановича Галая. В этом году нас ждут новые совместные концерты!

Хочется рассказать о силе впечатлений, которые дают концерты. Не так давно выступали в деревне Барбаров — силами преподавательского состава. Старались, разумеется. В зрительном зале присутствовали дети. По окончании концерта они подбежали к нам с маленькими квадратиками чистой бумаги для того, чтобы попросить автограф! Думаю, одна из подбежавших девчонок уже загорелась желанием попробовать себя на сцене. Это приятно. Для этого я и работаю. Когда есть творчество, есть удовольствие, такая работа очень притягательна. В нашей детской школе искусств № 2 замечательный коллектив, который объединила директор Анна Николаевна Москаленко. Любой ребенок имеет возможность прийти к нам и окунуться в волшебный мир музыки. Добро пожаловать!

Но, конечно, главный стимул — это наши ученики. Я натура впечатлительная и заряжаюсь, вдохновляюсь непосредственно от самих детей.

— Есть ли у вашего ансамбля некая своя концепция, свое лицо?

— Думаю, название студии говорит само за себя. В любом случае, мы имеем дело с детьми, а в мире детства свои законы, и репертуар тоже обозначен именно этим.

— Кстати, кто выбирает песни — сами дети?

— Нет, репертуар каждому исполнителю подбирает педагог. Конечно, вкусы и желания ребенка учитываются. Важно, чтобы песня соответствовала тембру, вокальным возможностям, темпераменту, характеру ребенка. Поэтому главное слово всегда остается за педагогом.

— А совместные выступления бывают у вас?

— Это довольно сложно в организационном плане, так как артисты учатся в школе в разные смены, и собрать их вместе на репетицию не всегда получается. И мне в этом случае приходится корректировать свой рабочий график. В позапрошлом году появилась возможность собрать всех в первую смену — мы делали ансамблевое выступление. Сейчас, к сожалению, такой возможности не предвидится, поэтому только сольная деятельность.

— Кстати, о пении. Вы как преподаватель вокала можете научить петь любого человека?

— Я бы разграничила пение как артистическое мастерство и пение как интонирование. Последнему действительно можно научить любого человека. А вот артист живет не в каждом. Есть дети, в которых присутствует такая кипучая энергия, что вот-вот выйдет из берегов, выплеснется. Таких начинающих артистов сцена очень любит. В любом случае, каждый ребенок склонен к какому-либо творчеству, главное — найти свое. Как педагог я вижу свою задачу в том, чтобы раскрыть в маленьком артисте его потенциал. Кто-то развивается очень быстро, а кто-то совсем маленькими шажочками, и учителю нужно быть терпеливым.

— Как же раскрыть ребенка?

— Музыкант, как и любой творческий человек, живет в сфере художественных образов. Каждый сценический образ мы тщательно прорабатываем. Беседуем с ребенком, ищем то, на что можно опереться в нем самом. Этот образ маленький артист примеряет на себя, но и вносит в него что-то свое, так он становится уникальным. Мы развиваем ассоциативное мышление при запоминании текста, мелодии. Много репетируем и в каждой репетиции ставим разные задачи.

— Наверное, вы, как и многие другие люди, смотрите по телевидению различные шоу талантов. Но вы их смотрите не только как простой зритель, но еще и как профессиональный вокальный педагог. Не жалко детей, которые публично подвергаются критике очень влиятельных и авторитетных жюри?

— Я бы не сказала, что критика острая: все же с детьми стараются обходиться деликатно. Тут очень важна позиция самого артиста перед тем, как ввязаться в творческое состязание, в чем-то таком поучаствовать. Приведу слова одной из своих учениц, которая занимается первый год и еще не успела принять участие в конкурсах. Она ответила, что если даже не получится завоевать какой-то приз, она сможет посмотреть, где еще нужно работать, и в следующий раз сделает лучше. Такая умница! Такая позиция помогает ребенку спокойно отнестись к конкуренции, к критике. Это все возможности для роста.

— Но телевизионный конкурс — не совсем то же. Это больше рейтинговое шоу. Стоит ли детям вообще рваться участвовать в них?

— Возможность участия в различных шоу и конкурсах в целом я оцениваю как большой плюс для юного артиста. Конечно, с оглядкой на индивидуальные качества характера ребенка и поддержку его семьи. Победителями становятся не все, что греха таить. Если ожидаемый успех по какой-то причине не пришел (не справились с волнением, просто самочувствие не в тонусе) либо что-то еще, то тут важной является позиция родных ребенка. Не вышло? Ну не беда. Ты пережил удивительный момент, попробовал, поучился, приобрел опыт. Может, сходим в кафе или на игровую площадку, отпразднуем сделанный шаг на пути к творческому успеху. Пусть этот шаг не уверенный, не твердый, но ты попробовал, и уже за это ты большой молодец!

У каждого взрослого найдутся свои слова поддержки, но нужно всегда помнить, что вашего маленького птенчика нужно лучше выпускать из уютного гнезда по мере его психологического взросления. Главное — наблюдать ребенка. Мудрые родители так и делают: их взгляд всегда внимателен, обращен в душу ребенка. И, разумеется, важно, чтобы родительские амбиции не затмевали возможную подготовленность детей к различным нагрузкам.

— Что бы вы посоветовали тем детишкам, которые хотят блистать на сцене, но стесняются проявить себя?

— В любом случае, если хочется — надо пробовать! Самый главный аргумент в пользу того, чтобы начать заниматься вокалом, — искреннее желание ребенка. А стеснительность преодолевается только в процессе. А как же по-другому научиться? Первые выступления — всегда большой стресс. Нашим малышам советуют на сцене смотреть на того человека, для которого ты хочешь петь.

— В своем детстве вы тоже мечтали стать артисткой, певицей?

— Конечно! Моя мама прислушалась к моему пожеланию и сразу отвела меня в музыкальную школу. Я с удовольствием училась и закончила школу. Но, конечно, были мысли все бросить: как и всякому ребенку, хотелось порой не заниматься рутинной учебой, а гулять. Мама проявила авторитарность и настояла на том, чтобы я не бросала музыкальное образование. Каждый день, когда иду на работу с радостью, я благодарна маме за это вмешательство. Я не понимаю, как люди могут работать, например, экономистами. Эта работа более «жизненная», и многие родители хотят, чтобы их дети выбирали профессию «основательную». Но выбор профессии — дело личное. Я бы никогда не променяла мир творчества на что-либо другое.

Точно так же я настояла, чтобы моя дочь получила музыкальное образование. Сейчас она работает дирижером в нашей детской школе искусств.

— И она на вас не обижена?

— Нет, и слава Богу. Моя мама увидела во мне мой творческий путь, и я смогла увидеть его в своей дочери. Такая у нас творческая семья.

Елена МЕЛЬЧЕНКО.

Фото из архива студии «ПозитиV» (2016 год).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *