С пожеланием к женщинам: беречь себя

1813

Дело ли в менталитете, а может, в чем-то другом, но белорусские женщины привыкли заботиться обо всех сразу.  А о себе — в последнюю очередь. Ничего не болит — и хорошо…

Так относиться к себе нельзя! — уверены врачи гинекологи. О своем здоровье женщинам важно помнить всегда.

Сегодня увеличивается количество патологий репродуктивной системы у женщин. С этим сталкиваются медики гинекологического отделения Мозырской городской больницы, куда и направилась журналист газеты «Жыццё Палесся». О специфике работы отделения — в нашем репортаже.

— Какая сейчас загруженность в отделении? Наверное, никогда не бывает так, чтобы вы работали в половину своей мощности, — интересуюсь у заведующей отделением Елены Николаевны Жгировской.

— Загруженность всегда большая. Мы оказываем экстренную помощь, женщинам не только Мозыря и Мозырского района, но и из Наровли, и Наровлянского района, а также с экстренными патологиями из всех областей Республики Беларусь, из Украины, России. Всегда в стопроцентной готовности оказать помощь гинекологическим пациенткам, а также беременным пациенткам сроком беременности до 22 недель, также детям и подросткам с травмами репродуктивных органов, — в общем, женскому населению в любом возрасте, с любыми профильными патологиями.

— С какими экстренными патологиями попадают к вам в отделение?

— Внематочные беременности, разрыв яичника, обращения по поводу больших миом, острые воспалительные процессы, травмы, бартолиниты, ювенильные кровотечения, кровотечения в предменопаузе, постменопаузе, все экстрагенитальные патологии беременности до 22 недель, послеродовые пациентки.

Врачи гинекологического отделения Мозырской горбольницы выполняют экстренные хирургические вмешательства, в том числе эндоскопическим и лапараскопическим методами: внематочные беременности, разрывы кист. Также выполняется хирургическая стерилизация.

— Почти все ургентные (то есть экстренные) операции проводятся лапараскопическим методом, — продолжает Елена Николаевна Жгировская. — Но есть и определенные ограничения. Допустим, женщине необходимо прооперироваться по поводу кисты яичника. В женской консультации она проходит полное обследование, ей выставляется диагноз. И далее в назначенное время она в плановом порядке приходит на операцию в онкологический диспансер, ведь неизвестно, доброкачественное ли это новообразование. А возможность очень быстро провести гистологическое исследование есть в онкодиспансере. Если новообразование окажется злокачественным, объемы операции расширятся, и химиотерапевтическое лечение начнется уже на следующий день. В случае с онкологией это важно.

Медсестра процедурного кабинета Тамара Владимировна Кириленко.

— В чем же специфика экстренной помощи?

— Когда женщина приходит на плановый прием к врачу, он, ориентируясь на результаты обследований, осмотров, знает, с чем ему работать. В экстренной ситуации, когда пациентка обращается с острой патологией, медики могут не иметь отчетливой картины ее состояния, ведь жалобы могут быть неясными, и медицинской карточки под рукой нет. Экстренная медицина — это всегда экстрим. В течение пяти-десяти минут врач должен сориентироваться и принять правильное решение.

Определенный риск есть и для врача, который работает с экстренными случаями, говорят врачи отделения Наталья Ивановна Кравчук и Татьяна Алексеевна Рогозенко. Кроме этого в настоящий момент актуальна тема ВИЧ-инфекции.

— Мы не знаем, какой ВИЧ-статус имеет пациентка. Иногда женщины знают о своем положительном статусе, но врачу о нем не говорят. Все защитные меры соблюдаются, врач обязательно работает в специальной одежде, но риск получить повреждение никогда не исключен. Тем более, когда необходимо экстренное вмешательство, например, когда пациентка с сильным кровотечением. Бывает, минуя гинекологическое отделение, сразу из приемного отделения поднимаем пациентку в операционную.

— Медики уязвимы, но мы не вправе никого осуждать, — добавляет заведующая. — Наша задача оказывать медицинскую помощь пациентке в любом случае, давать моральную оценку врач не может. Человек пришел за помощью — мы должны помочь.

Однако, как говорят медики, их беспокоит отношение самих пациентов к своему здоровью. Женщина может и не знать о своем ВИЧ-статусе, так же, как и знать, что у нее есть какие-то гинекологические патологии. А здоровье — это в первую очередь профилактика. Поэтому так важно проходить диспансеризацию. Та же онкопатология, в данном случае гинекологическая, очень долго не болит и никак себя не проявляет. А сегодня таких патологий выявляется все больше. Онкология молодеет: рак шейки матки, рак тела матки стали встречаться гораздо чаще.

— После внедрения в диагностический арсенал гистероскопии (эндоскопического исследования матки) количество травматических операций, в частности, удаления матки, существенно уменьшилось. Сейчас можно обнаружить новообразования в матке на стадии полипов, легко и малотравматично их удалить. Главное, чтобы женщины регулярно приходили на обследования, — рассказывают врачи.

Постовая медсестра Светлана Петровна Урецкая.

— Давайте отвечать на провокационные вопросы. Например, о беременности и родах. Много рожать — вредно?

— Наоборот, вообще не рожать — вредно. Женский организм рассчитан на то, чтобы рожать. Когда женщина беременеет, ее яичники отдыхают от постоянной работы по производству яйцеклеток и выработке гормонов. Если же беременностей не наступает, яичники в работе постоянно, они «бомбардируют» организм гормонами, и отсюда повышенный риск возникновения кист, онкологических заболеваний.

Если же беременность — явление нежелательное, сегодня имеется большой выбор противозачаточных средств. Кроме таблеток — противозачаточные свечи, спермициды, убивающие подвижность сперматозоидов, с местным действием, поясняет моя собеседница. Наиболее эффективным средством, не только в плане предохранения от нежелательной беременности, но и в плане защиты от инфекций, передающихся половым путем, являются презервативы.

— В нашем обществе контрацепция почему-то должна волновать только женщину. Мужчины как будто и ничего никому не обязаны, а потом готовы возложить на женщину всю вину за нежелательную беременность, — обозначает проблему Елена Николаевна. — Между прочим, во всем мире мужская стерилизация (имеющая обратимый характер!) широко распространена. Женская же стерилизация необратима.

— Стало ли меньше абортов, и если да, то благодаря чему?

— В 1999 году в отделении было проведено почти 1300 абортов. В прошлом году — всего 100. В 13 раз уменьшилось количество абортов! Ощутимый успех, в том числе профилактической работы.

Сегодня в женских консультациях женщины, пожелавшие сделать аборт, проходят предабортное консультирование. В нашем отделении врачи также беседуют с пациентками. В прошлом году пять женщин, пришедших к нам, передумали делать аборт, хотя рассказывали, раньше были на сто процентов уверены, что желают избавиться от беременности.

— Чем обычно женщины мотивируют свое желание сделать аборт?

— Многие из тех, кто идет на эту операцию, на самом деле пожелали бы родить, если бы не обстоятельства. Чаще аборт мотивируют отсутствием мужской поддержки. Мужчина как бы и не присутствует в жизни женщины. Второй частый мотив — сложное материальное положение, отсутствие либо ограниченность собственной жилплощади.

Иногда среди тех, кто желает сделать аборт, оказываются несовершеннолетние девушки. Они случайно забеременели, боятся огласки, родительского наказания, непонимания в своем окружении. Наши врачи приглашали родителей на беседу, беседовали с ними. И, как правило, родители нас слышали и с нами соглашались. Беременность сохранялась, девушка получала поддержку своей семьи. Эта поддержка очень важна для нее, — подытоживает доктор.

Елена МЕЛЬЧЕНКО.

Фото автора.

 

 

 


Читайте МОЗЫРЬ NEWS в: