Сделать трудное легким

Такова одна из задач учителя начальных классов.

Наталья Алексеевна Громович давно получила право на заслуженный отдых, но по-прежнему остается действующим членом трудового коллектива СШ № 1. Директор школы Нина Федоровна Перепечина объясняет это просто: «Наталья Алексеевна не «дорабатывает» и не «подрабатывает». Она работает».

Малая родина

«Я родилась в Наровлянском районе, в деревне Смолегов, – рассказывает Наталья Алексеевна. – К несчастью, сейчас там осталось только кладбище. Мы часто туда приезжаем с мужем на могилки родственников, а мои родители нашли свой покой в Брестской области. О доме напоминает только большая береза, а все остальное медленно поглощает лес. Остались фотографии, своим детям постоянно о своей малой родине рассказываю, впереди Радуница и встреча со своими близкими… Три года назад похоронила маму, очень благодарна директору школы Н. Ф. Перепечиной, что с пониманием отнеслись к моему горю и нашли возможность помочь и поддержать. Смогла последние минуты в жизни мамы провести с ней…

Среднюю школу окончила в Головчицах. Самая большая мечта на тот момент была стать агрономом. Впечатляли меня с детства огромные поля вокруг. И любимая песня со словами: «Выходил на поля молодой агроном, говорил, что земля вся в наряде цветном… Он не спал допоздна, на рассвете вставал, чтобы больше зерна каждый колос давал…» Мама, как человек, хлебнувший лиха, мыслила предельно прагматично, желая, чтобы я стала поваром: «Никогда голодной не будешь». Наверно, самый большой страх людей ее возраста.

Не особо надеясь, сдала экзамены в Мозырский пединститут. И поступила. На первом курсе уже училась моя старшая сестра Анна. И реакция мамы на известие, что стала студенткой: «Боже, за что ж ты нас так наказал?! Как же я их выучу!?» И долго потом с мамой это вспоминали: наш сад в Смолегове и ее воздетые к небу руки от такой новости.

Сейчас, вспоминая многие события в моей жизни, иногда кажется, что это Судьба вела меня, подсказывая правильный шаг. Стать в итоге учителем. А потом и старшая сестра убедила меня, что это – мое».

В трудовой книжке учителя Н. А. Громович только одна запись: «1 сентября 1976 года: принята в СШ № 1 учителем начальных классов». И поощрения, благодарности, грамоты…

Школа – это жизнь

В 1976 году раз и навсегда Наталья Алексеевна пришла в школу № 1. «Там я проходила практику, – вспоминает наша героиня. – Школа была в здании бывшего УПК на
ул. Пролетарской, зимой носили туда дрова с коллегами, топили печку, мне так нравились эти грубки, собирались вечерами.

В институте успешно занималась спортом, бег на длинные дистанции, была секретарем комсомольской организации, а в школе – секретарем партийной организации, руководитель методического объединения. Все успевала, все нравилось. Всегда готова помочь любимой школе, уйду на отдых с низким поклоном ей, а пока есть цель – встретить свое 65-летие вместе со школой.

Конечно, с возрастом усталость приходит быстрее, хочется меньше волнений. Но наступает понедельник, я собираюсь на работу и понимаю, что, если бы не школа, я бы, наверно, не чувствовала себя так хорошо – вечный покой на скамеечке у подъезда точно не обрадует и здоровья не даст. А дети действительно не дают стареть, особенно, когда они впускают тебя в свой мир. И ты уже начинаешь сам себя анализировать, свой жизненный опыт, понимаешь, что надо всегда над собой работать – на самом деле не позволять душе лениться и стараться дать уму как можно больше пищи».

Каждый учитель подтвердит, что хорошо учить того, кто хочет сам учиться, кого поддерживают родители, заинтересованные в будущем своих детей. Но жизнь и люди не идеальны. Наталья Алексеевна рассказывает о своих учениках, о разных ситуациях. Кто-то пришел в рваной обуви, у чьей-то мамы, скажем так, насыщенная личная жизнь… Что поражает в этих рассказах: учитель Наталья Громович никого не осуждает из этих непутевых родителей, призывая на их головы все мыслимые наказания. Только сочувствие, желание и надежда, что и к детям своим они станут относиться с тем же пониманием, с каким она воспринимает их личные недетские проблемы.

Педагогический стаж – 42 года, но Наталья Алексеевна критически анализирует свой опыт: «Стаж работы – это не основной показатель профессионализма, и постоянно козырять своим накопленным опытом тоже не всегда уместно. Меняются время, жизнь, условия, люди. И отстать от жизни очень легко, достаточно поверить, что ты уже все знаешь».

А поэтому уже в хорошем зрелом возрасте она самостоятельно освоила компьютер (неловко вспоминать жалобы иных учителей намного моложе нашей героини: «Вот если б нас кто научил…» – прим. авт.), создала группу в «Вайбере» для общения с родителями, интересуется всеми новшествами в образовании, пользуется интернетом при подготовке к урокам. И безусловное доверие родителей: на всех собраниях хорошая явка, прислушиваются и выполняют требования, помогают.

«Дети любят, когда ты не над ними, – золотые слова от мастера. – А когда рядышком, наклонившись над его тетрадкой, чтобы в итоге, как поется, ребенок домой с победою бежал».

Простые истины

Всегда интересно мнение специалиста по различным профессиональным вопросам. Мы тоже воспользовались этой возможностью.

Итак, психологи говорят, что если ребенок любит своих маму и папу, то будет любить и первую учительницу, перенося на нее свою любовь к родителям. «Это, действительно, чувствуется, – соглашается Наталья Алексеевна. – Даже больше: по поведению детей по отношению ко мне я знаю, как их родители меня воспринимают. Школа – это ведь не только учеба, но и множество других дел, от неизменного сбора макулатуры до различных мероприятий. И если родители детей поддерживают, то и они относятся с душой ко всем школьным делам.

Взаимоотношения с родителями – всегда сложный вопрос, потому что никто не совершенен, и все мы допускаем ошибки, часто считая, что хотели, как лучше. И я не исключение. Поэтому моя постоянная просьба к мамам и папам: не надо видеть в школе и учителях врагов своих девочек и мальчиков. И ребенка надо воспитывать как сына и дочь, но не как друга или подругу, это надо разграничивать. Когда порой приходит внучка с жалобами на школу, то говорю: «Давай порассуждаем: ты считаешь, что только ты права?» Поэтому не стесняйтесь и не бойтесь общаться с учителями – это здоровое сотрудничество, в котором в итоге может родиться истина».

Устами младенца глаголит истина? «Скорее, да, – не сомневается учитель. – Иногда выскажут свое мнение, снаружи возмущение, но в глубине души признаешься: «А ведь он прав…» И опять интересная обратная связь: по поведению детей подсказываю родителям, на какие моменты в своем поведении им стоит обратить внимание. И если не хочешь, чтобы эта истина была пошлой и циничной, надо направлять детей в правильное русло, учить анализировать и размышлять. А когда ребенок говорит, как ты хорошо выглядишь, то это самый искренний и честный комплимент!»

Обучая, учимся. «Ученики тоже учат своих учителей, – уверена Наталья Алексеевна. – В первую очередь, это дисциплинирует тебя самого, начиная от внешнего вида и до внутреннего соответствия. А их детское искреннее восприятие жизни, особенно заметное на уроках литературы, когда разбираем произведения и поступки главных героев, никогда не перестанет удивлять и восхищать.

Учат радоваться жизни, потому что с ними нельзя унывать и стонать о жизненных тяготах. Говорят, что старость наступает, когда начинаешь ругать молодежь. И когда перестаешь жить детской жизнью, понимая, что их проблемы детские только для нас, взрослых, а для них они очень серьезные, то заканчиваешься, как учитель.

И быть мудрее: все-таки это мы, взрослые, должны быть в отдельных моментах снисходительнее, добрее, великодушнее. Если считаем, что мы умнее, чем дети».

Догоняй, молодежь!

«Когда вышло распоряжение о необходимости учителям подтверждать свою высшую категорию, – рассказывает директор школы Нина Федоровна Перепечина. – Многие боялись, нервничали, отказывались ехать сдавать экзамены, а Наталья Алексеевна в свои 63 года без жалоб и причитаний поехала, успешно подтвердила и спокойно работает дальше.

Был трудный период, когда сразу несколько учителей ушли в декрет, и она согласилась нам помочь. Конечно, есть понимание, что надо обновлять коллектив, давать шанс молодым, но с такими специалистами, как Наталья Алексеевна расставаться не хочется. Это настоящая опора, их можно и сегодня поставить на самый сложный класс при необходимости. Должна быть преемственность, наставничество, и такие учителя – это хорошая поддержка администрации в работе с молодыми специалистами. Но наставничество – это не только научить, как правильно заполнить журнал, провести родительское собрание, составить план-конспект урока.  Можно говорить, что ветераны педагогического труда – это работники еще советской, что не значит плохой, закалки. И наставник молодежи – кстати, в любой сфере – это ведь не только передача технических навыков работы, но и воспитание ответственного отношения к делу, умения преодолевать трудности, здраво и с интересом смотреть на окружающий мир, выстраивать отношения с людьми, от учеников до их родителей. Зажигает тот, кто сам горит.

Наталья Алексеевна Громович – по-настоящему современный учитель».

Дмитрий КУЛИК.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *