Вековая мудрость мозырянки Нины Петровны Гудько

1051

«Не жалей, что было. Не живи уныло. Не гадай, что будет. Береги, что есть»

Из анкеты участницы «Слета педагогических династий–2012» мозырянки Нины Гудько: «Пожелание для себя – прожить побольше на земле в добром здравии и достатке, в ладу и согласии со своей семьей и совестью; оставить добрую память о себе и профессии учителя». Немало трудностей выпало на долю этой женщины, но она сумела сохранить оптимизм и любовь к жизни, к людям. В прошлом – учитель начальных классов и учитель русского языка и литературы СШ № 3 г. Мозыря (сейчас – Мозырская гимназия им. Я. Купалы). Добрая, улыбчивая, интеллигентная женщина. Вместе с нею мы говорим о жизни и о мудрости – жить с достоинством.

О династии и учительском призвании

– Я родилась и училась в Мозыре. Окончила сначала Мозырское педагогическое училище, затем заочно – Мозырский педагогический институт, филологический факультет, по специальности «Учитель русского языка и литературы».

Всю жизнь проработала в начальных классах, очень нравилось. Тяга к преподаванию была всегда. Но по секрету скажу, проверять тетради всегда было для меня очень сложным делом! (улыбается).

У нас педагогическая династия из пяти поколений. Бабушка, Августа Густавовна Попретинская, чешка по национальности, австрийская подданная, до войны работала учителем немецкого языка в первой сталинской школе Мозыря. Школа находилась на Пролетарской, здание сохранилось до сих пор (бывший УПК – прим.). Дедушка, Федор Васильевич Попретинский, тоже был учителем, преподавал географию.

Когда началась война, всех детей, кроме младшего сына, и внуков бабушки эвакуировали, а саму ее оставили для подпольной работы, потому что она в совершенстве владела немецким языком. Дедушка, конечно, остался с женой. Августа Густавовна устроилась переводчицей в гебиткомиссариат, имела доступ к важным сведениям, которые передавала своей разведгруппе.

В 1942 году бабушку раскрыли, она не успела скрыться до ареста. Ее жестоко избивали во время допросов, но ничего не дознавшись, расстреляли. Дедушку вовремя предупредили соседи, он уцелел. Младшего сына, Андрея, отправили на работы в Германию. Но по дороге ему и другим детям организовали побег с поезда в Пинские болота. Андрей остался в партизанском отряде, затем, после освобождения Пинска, стал бойцом Красной Армии. Был тяжело ранен и скончался от ран в одном из госпиталей Прибалтики.

Моя мама, Мария Федоровна Попретинская, – второй ребенок в семье. Тоже учительствовала, до войны была преподавателем в ликбезе.

В призвание я, конечно, верю. И сама решила продолжить педагогическую династию. Хотя после окончания семилетки поначалу выбирала между педагогическим училищем и медицинской школой. Вместе с подругами пришла в медицинскую школу. (Когда-то в районе городского парка было это деревянное здание). Открыли дверь, вошли, – а в коридоре скелет стоит! Я как его увидела, так сразу и сбежала (смеется). Ушла в педагогическое училище. Закончила его, по распределению попала в Комарин, там проработала несколько лет. Нисколько не жалею о своем выборе, всегда любила свою профессию и тепло вспоминаю все 30 лет работы в школе.

Горжусь тем, что моя дочь Ирина Валентиновна, в замужестве Нестерова, тоже стала учителем. Она закончила Мозырский государственный педагогический институт по специальности учитель начальных классов, сейчас живет в городе Егорьевске Московской области. Уже и сама пенсионерка, но продолжает работать в школе, говорит, что не хочется оставлять любимое дело. И правильно!

Внучка Лена – Елена Сергеевна Нестерова – тоже связала свою деятельность с педагогикой, закончила Гжельский художественный колледж и преподает изобразительное искусство.

Общий стаж нашей династии – около 150 лет, и она не прерывается уже 122 года. Может быть, и правнуки захотят ее продолжить…

О преодолении трудностей

– Когда началась война, мама с детьми эвакуировалась. Мы добрались до Воронежской области, в город Борисоглебск. Учителя в городе были не нужны, а работать надо. Мама устроилась на элеваторную вышку наблюдения – предупреждать о налетах. Жили у бывшей богатой белогвардейки, она не жаловала постояльцев, потому что их ей навязали. В быту никак не помогала. Мама поехала в лес, чтобы собрать сучьев для отопления и сломала ногу. Потом со сломанной ногой на эту вышку лазила. Заболела тифом, мы ее и не видели: прямо с работы забрали в госпиталь. Мама и не поправилась. Ей было 34 года, а мне всего девять лет. Она похоронена в Борисоглебске. Это был 1942 год – тяжелый и холодный. В этом же году расстреляли бабушку. А я только в школу пошла.

После войны вернулись в Мозырь, папа с ранениями возвратился с фронта. Снова женился. Мы жили очень скромно: наш домик стоял там, где сейчас находится речной вокзал. Первый этаж – из красного кирпича, второй – деревянный, и посередине площадка. Кстати, это была особенность архитектуры Мозыря. Когда старый дом снесли, я уже жила своей семьей. Нам дали квартиру на Горе коммунаров – с подселением. То есть одну большую комнату. Некоторое время с нами жил ветеран войны, но ему быстро дали отдельную квартиру, так что дальше жили мы просторно. До сих пор вспоминаю старую квартиру: там и сад хороший, и грядки были, и само место красивое.

Трудностей хватало, жизнь тяжелая у меня была. Все время болела. Перенесла онкологическое заболевание, три операции: последний раз пролежала восемь месяцев в Боровлянах. И сын мой тогда еще маленький был… Но я живу. Назло всему (горько усмехается).

Когда было сложно, говорила себе: «Пробьемся! Надо». В трудную минуту друзья помогали, родные, дети. Дочка и внучки стараются приезжать из России чаще, сын навещает. Радуюсь за своих детей и внуков. И правнуки у меня уже есть! (показывает фото).

О различии поколений

Раньше были очень благодарные ученики. Летом ходила на концерт во Дворец культуры «Строитель». Поет солист Александр Телепун – мой ученик. Увидел меня, обрадовался, и перед началом выступления со сцены говорит: «Здесь присутствует моя первая учительница, я хочу сделать ей подарок». И вручил мне диск со своими песнями.

Что удивляет в современном мире? Люди эрудированные, грамотные – но более жестокие. Невнимательные друг к другу, все время куда-то спешат. Вспоминаю, что мы всегда встречали праздники всем коллективом. Приходили семьями: были застолья, но никогда никто не напивался. С нами и директор, и завуч. Такое общение сплачивало людей! А теперь этого всего нет. Другое время…

Больше интересовались высокой культурой. Помню, однажды приехал в Мозырь балет «Лебединое озеро». Сразу после войны дело было, всего один раз. И оперетты давали в нашем городе! В Доме офицеров всегда не протолкнуться было, зал гудел.

О супруге и семейном благополучии

– Взаимоотношения с супругом у нас были очень хорошие (муж Нины Петровны умер двенадцать лет назад.прим.). Он был моряком, пять лет отслужил на Черном море. Во время его службы произошла известная диверсия, когда взорвали пассажирский пароход (прим. Имеет ввиду взрыв на линкоре «Новороссийск» в Севастополе в 1955 году, приведший к затоплению корабля и гибели более 800 человек; одна из версий происшествия – диверсия). Муж был радистом на одном из кораблей в бухте: как раз во время взрыва находился на смене, на нем были наушники. Частично оглох на одно ухо, так до конца и не восстановился. Однако он остался в своей профессии. Переподготовку прошел в Прибалтике. В Мозыре стал работать радистом в аэропорту.

Муж был компанейским человеком, у него всегда было много друзей. Любил принимать гостей. Я больше люблю тишину, спокойный отдых. Иной раз общительность мужа утомляла. Но находили компромисс. Супруг очень любил готовить, все приготовления к приходу гостей делал. Главное, что у нас было взаимопонимание.

Семья держится на взаимопонимании и взаимоуважении. Они остаются, когда ранние чувства друг к другу проходят.

Об оптимизме и бодрости духа

– Что помогает сохранить жизнелюбие? Общение. Не замыкаюсь в себе. У меня есть девиз: «И в радости, и в горе иди к людям». Веду активный образ жизни, стараюсь поддерживать связь с подругами, не пропускаю ни одного концерта, езжу на экскурсии. В прошлом году побывала в Турове. Собралась – и поехала! Ехала и говорила себе: «Боженька, помоги мне (смеется)». Это ж в такое путешествие пуститься! Автобус двухэтажный, раньше в таких не ездила. А какой красивый сам Туров! Приехали – денек солнечный, и купола на солнце поблескивают. Там церквушка, и там церквушка, Боже мой… Видела крест, который стоит в главной церкви. Рассказывают, этот каменный крест приплыл по Припяти в город – против течения!

А потом нас повели на кладбище, где находится еще один знаменитый туровский крест. Маленький, каменный, из земли растет! Я вместе с другими экскурсантами тоже преклонила колено перед ним.

Остаюсь в курсе всех новостей. Смотрю телевизор, читаю печатную прессу. Много лет подписчик нашей районной газеты. Благодарна «Жыццё Палесся» за то, что пишут заранее обо всех интересных концертах, творческих вечерах – все себе отмечаю и везде хожу. Передайте большое спасибо всей редакции! Уже продлила подписку, и никогда с газетой не разлучаюсь.

– Обязательно передам! Спасибо и вам за добрые слова.

Елена МЕЛЬЧЕНКО.

 

 


Читайте МОЗЫРЬ NEWS в: