Мозырский фотограф Сергей ШЛЯГА: «Формула удачного кадра – смотреть в правильном направлении и отсекать лишнее»

Пейзажи на его фото завораживают и восхищают не только мозырян, но и зрителей далеко за пределами Беларуси.

О красоте мозырской земли знают все. И каждый, у кого есть фотокамера, — хоть простейшая, на телефоне, — стремится ее запечатлеть, чтобы поделиться красотой с друзьями в соцсетях.

А фото, сделанные героем нашей рубрики, наверное, видели все земляки, кто зарегистрирован в социальных сетях: они очень популярны и невероятно «вкусны» для глаз.

Природной красотой столицы полесского края щедро делится мозырянин Сергей Шляга. Он — один из самых популярных фотографов-пейзажистов нашего города. На этот раз его фото украсят собой материал газеты «Жыццё Палесся» и сайта mazyr.by. А о себе и своем увлечении Сергей рассказал в интервью журналисту районки.

Сергей Шляга — мозырянин, ему 38 лет. Работает в ОАО «Мозырский нефтеперерабатывающий завод». Фотография — постоянное увлечение, вспоминает он сам.

— В детстве у меня была довольно сильная предрасположенность к рисованию, подростком стал заядлым рыбаком-любителем (отсюда любовь к рассветам)… Быть может, это как-то повлияло на будущее увлечение, — рассказывает мой собеседник. — Хотя, честно говоря, увлечение фотографией началось совершенно случайно: в августе 2008 года у меня появилась первая цифромыльница Panasonic DMC-LZ7 (была куплена спонтанно перед поездкой к морю). Через год пользования захотелось чего-нибудь с мануальными настройками и более расширенными возможностями, и Panasonic был заменен на ультразум Olympus SP570UZ. C этого момента фотография понемногу начала становиться для меня постоянным и уже более осмысленным увлечением. По этой причине осенью 2010 года была приобретена первая зеркалка — Pentax K-x. Становление меня как фотолюбителя шло постепенно и складывалось из изучения статей по фотографии, многочасовых посиделок на фоторесурсах, просмотров большого количества фотографий и, конечно, постоянной практики, а также анализа и сравнения, в чем очень помогает интернет.

— Почему предпочитаете пейзажные фото, а людей фотографируете редко?

— Каждому свое (улыбается). Так сложилось, вероятно, из-за того, что ранее увлекался рыбалкой, как я уже говорил. На самом деле у меня достаточно много фотографий с людьми на них, в том числе портретных, жанровых и репортажных фотографий.

— Чье творчество повлияло на ваш стиль работы?

— Влияло и продолжает влиять в данный момент творчество самых разнообразных людей (как современников, так и признанных классиков фотографии), снимающих в совершенно разных жанрах и техниках съемки. Их всех объединяет умение нестандартно смотреть на окружающий нас мир, умение видеть и чувствовать свет и композицию в кадре.

Несколько авторов из известных, чьи работы вдохновляют: Рариндра Пракарса, Андреас Фейнингер, А. Фассбендер, Хо Фан, А. Адамс, Хонг-Оай Дан. Еще, пожалуй, Стив Блум, Г. М. Колосов, Г. Д. Беренго, М. Альперт, Йозеф Судек.

— Интересно было бы узнать, как проходит ваша «охота» за хорошим кадром? Как вы готовитесь к съемке, как долго длятся ваши пленэры?

— По-разному. Иногда это кадры, сделанные во время прогулки или велопрогулки, то есть просто беру с собой камеру на всякий случай. Бывает, что хватаешь камеру со штативом и в это время лихорадочно думаешь, куда ты успеешь добраться, чтобы сделать кадр, пока не закончились благоприятные условия, — как правило, это бывает во время динамично меняющихся погодных условий и, соответственно, условий освещения (например, поймать в кадр радугу, молнии или неожиданно красивый закат). Есть, конечно же, случаи, когда заранее готовишься к съемке (например, запланированный выезд на ночную съемку), изучаешь прогноз погоды, отмечаешь варианты мест, где при определенных условиях могут получиться интересные кадры. Соответственно, выбираешь определенный набор оптики или берешь с собой штатив.

В зависимости от продолжительности благоприятных условий съемки «фотоохота» может длиться от нескольких минут до нескольких часов.

Например, летним вечером ехал домой. Только что прошла летняя гроза и выглянуло закатное солнце, окрасив остатки туч и облака в золотисто-оранжевые тона. Это было настолько красиво и нереально, что я поспешил в ближайшее ко мне место с подходящим обзором, где успел сделать несколько кадров до того, как все закончилось. Длительность данных условий освещения составила 15-20 минут.

Вот еще один пример. В данном случае разговор идет о выезде на природу на 2-3 дня с палатками. Съемку я начал около 12 ночи и пришел к палаткам только после того, как солнце разогнало утренний туман.

— Приходится ли идти на жертвы ради классного фото? Например, выдвигаться куда-то спозаранку, спасаться от комаров, долго выжидать нужного момента?

— Да, однозначно приходится. Комары, промокшая одежда и обувь, замерзшие пальцы, недосып — все это бывает.

Правда, когда ты «погружаешься» в туманный рассвет, золотистый закат или не спеша идешь (едешь на велосипеде) по тихой ночной дороге (тропинке), думаешь совсем не о «жертвах». В такие моменты обычно чувствую радость, умиротворение и, конечно же, азарт «охотника за светом».

— Насколько успех фото зависит от техники? И какими техническими «примочками» пользуетесь вы в своей работе?

— Лично мое мнение такое: уровень техники, безусловно, важен и в какой-то мере способен компенсировать ошибки фотографа, но гораздо в большей мере важно умение пользоваться тем, что имеешь в руках. Наиболее важны для получения отличных кадров, на мой взгляд, удачные условия (свет, время суток, погода), а также навыки и опыт фотографа: умение увидеть кадр, предвидеть (за счет опыта, анализа и расчета) в каком месте, с какого ракурса и в какое время можно сделать хороший кадр, знать и учитывать возможности своей фототехники, будь то зеркальный фотоаппарат с внушительным парком оптики, компактная цифромыльница или камера мобильного телефона — вот наиболее важные, на мой взгляд, факторы для удачного кадра. Хороший кадр можно сделать и камерой недорогого смартфона (около 120-130 у.е.).

Главной своей, как вы сказали, «примочкой» считаю удачно пойманный свет и композиционное построение кадра. Для обработки мне в большинстве случаев хватает простенькой программы ACDSee Pro. Чаще всего снимаю в режиме приоритета диафрагмы (А или Av) и мануальном режиме (М). Люблю и часто пользуюсь старыми мануальными объективами (Гелиос-44, Юпитер-37а, Пеленг-8а).

— Кто ваш главный критик? И, вообще, ждете ли всегда критики фото, ищете ли мнения опытных коллег? Пишут ли вам письма в личные сообщения с комплиментами по поводу ваших фото?

— В целом стараюсь самокритично относиться к своим фотографиям. В большей мере это такие же, как и я, фотолюбители или случайные зрители на просторах интернета. Целенаправленно не ищу чьего-либо мнения или критики. Письма пишут (улыбается).

— Вы где-нибудь выставляли свои фотоработы? Может быть, были важные фотоконкурсы?

— Да, конечно же. Но нечасто. Это и местные фотовыставки, и международные (интернет — очень удобная в этом плане вещь), и фотоконкурсы республиканского и международного масштаба.

— Как можно судить по вашей странице, вы очень много фотографируете. Для вас это больше, чем хобби? Если не секрет, вы зарабатываете на фото?

— Это одно из моих увлечений. На фото не зарабатываю, оно для души, для удовольствия.

— У вас огромное количество фотографий Мозырщины. Есть ли еще уголки в городе и окрестностях, которые остались нехожеными вами?

— Уверен, что их достаточно.

— На ваш взгляд, где самые лучшие и красивые места для того, чтобы фотографировать, в Мозыре, и те, которые могли бы служить визуальной визиткой нашего города?

— Практически в любом месте Мозыря можно сделать интересный кадр при благоприятных условиях освещения и погоды. Просто нужно стать в нужное время в нужное место, посмотреть в правильном направлении и отсечь лишнее. Вот и вся формула удачного кадра.

В последнее время входит в моду аэрофотосъемка с помощью квадрокоптеров. В связи с этим количество таких мест резко возрастает.

Визуальной визиткой, на мой взгляд, могут служить многие места. Я здесь больше представляю себе коллаж из нескольких фотографий. Но пусть этот вопрос останется для тех людей, которые занимаются этим профессионально.

Елена МЕЛЬЧЕНКО.

Фото предоставлены героем материала.

 

 

Мозырский фотограф Сергей ШЛЯГА: «Формула удачного кадра – смотреть в правильном направлении и отсекать лишнее»: 1 комментарий

  • 24.05.2018 в 13:11
    Permalink

    Сергей-припятский самородок. Умеет передать через фото шелест волны, влажность утреннего тумана и даже писк комара .

    Рейтинг комментария:Vote +1+20Vote -10

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *