Правнуки помнят… А значит, Победа жива!

575

Всегда приятно радует, когда красивые слова «Никто не забыт, ничто не забыто» и многие другие праздничные фразы, которые мы вспоминаем в майские праздники, находят свои подтверждения не только на официальном уровне, когда власти демонстрируют свою заботу о ветеранах. Не менее ценно, когда память о родных хранится и передается из поколения в поколение в семьях.

Старший лейтенант Евгений Андреевич Козлов сражался за Родину, как и миллионы других советских людей. И сегодня о своем прадеде рассказывает Алексей Клименко, ученик 4 «Б» класса СШ № 7:

– Война не обошла стороной и нашу семью. Евгений Козлов отправился на фронт молодым лейтенантом в 1942 году. Он только окончил курсы для подготовки офицерского состава и с вверенной ему ротой солдат отправлялся на передовую. Все было, как в кино: большой железнодорожный вокзал, множество людей, марш «Прощание славянки». Возле вагонов стояли красивые юноши, одетые в новенькие зеленые гимнастерки, а рядышком старались дать последние наставления их родители, друзья, девушки. Для солдат это был знаменательный день – они едут на фронт защищать Родину от ненавистного врага. Но кто знает, что у всех творилось на душе…

Слева – Евгений Андреевич Козлов.

 

А потом первый бой – самый тяжелый. Твои товарищи, сослуживцы, с которыми перед боем мечтали о доме, о жизни без войны, погибали у тебя на глазах уже не так красиво и пафосно, как в кино. И не было сил, чтобы справиться с этим… Казалось, что взрывы, свист пуль, крики никогда не закончатся. Но еще мгновение, и наступает тишина. Мы выстояли.

Новый бой – новая боль от потери людей. Война изматывала солдат не только физически, но и морально. Каждый погибший боец – это душевная рана, которая не заживает годами. Что ты сделал как командир, чтобы уберечь своих солдат?

Накануне боя. Бойцы 1061 стрелкового полка, 272 стрелковой дивизии. В правом верхнем углу старший лейтенант Евгений Андреевич Козлов.

В одном из боев прадедушку тяжело ранило, и он оказался в госпитале, где нашел свою второю половинку. Моя прабабушка, Анна Михайловна, работала в госпитале медсестрой. У них была своя война – битва за каждого солдата. Бывало так, что не спали по несколько суток. В дни затиший казалось, что жизнь налаживается, что война вот-вот закончится, и все вернется на круги своя. Но тогда уже три дня врачи и медсестры забыли про сон и отдых. После очередного наступления в госпиталь привезли раненых. Не хватало медикаментов и перевязочного материала. А от стонов и криков бойцов закладывало уши. Хотелось помочь каждому, но силы у всех были на исходе.

Аня обходила только что прооперированных солдат. Она должна была убедиться в том, что все в сознании, и никому не нужна дополнительная помощь. И тут ее внимание привлек парень. Ранение было очень тяжелым: осколки от разорвавшегося снаряда пронзили грудь. Но сила воли и желание жить отражалось на его бледном лице. Девушка изо дня в день ухаживала за солдатом, забыв про усталость. Ее старания не прошли даром. Спустя два месяца парень поправился и снова рвался в бой. Аня пообещала ждать своего ненаглядного. Она верила и надеялась, что он останется жив и обязательно вернется.

Мой прадедушка участвовал в боях за освобождение Беларуси и России от немецких захватчиков, в том числе в Свирско-Петрозаводской операции (21 июня 1944–9 августа 1944) – наступательная операция советских войск левого крыла Карельского фронта, а также Ладожской и Онежской военных флотилий против финских войск в южной Карелии. Сохранилась фотография, которую сделал полевой корреспондент накануне форсирования реки Тулемайоки. Интересен тот факт, что сам снимок был передан моему прадеду этим корреспондентом в 1946 году, когда они встретились в Германии. В соответствии с данными наградного листа от 21 июля 1944 года мой прадед, Е. А. Козлов, совершил подвиг. Под непрерывным огнем противника организовал переправу через реку Тулемайоки. Первым с группой бойцов переправился на противоположный берег реки и подавил огневые точки противника. В бою был ранен осколком в глаз, но не покинул поле боя, пока подразделение не выполнило поставленной боевой задачи. За это был представлен к награде – ордену Красной Звезды.

После окончания войны Евгений разыскал Аню. И с тех пор они никогда не расставались. Еще многое им пришлось пережить: бесконечные переезды по гарнизонам, жизнь в разрушенной войной Германии, где ненавидели и боялись русских солдат. Но самое главное – закончилась война, и над головой больше не летали бомбардировщики, а по ночам не завывали сигналы тревоги.

Последним местом службы прадедушки стал город Мозырь. Уйдя в отставку, они остались жить в этом тогда небольшом, но уже уютном городе.

Вот такая история войны в жизни нашей семьи. Помните, как в фильме «Двадцать дней без войны» герой Юрия Никулина после обязательного лозунга «Смерть фашистским оккупантам! Победа будет за нами!» трогательно закончил свое выступление: «Они думали, что будет за ними… А будет за нами…» И на огромном знамени Победы есть капли крови и моего прадеда Евгения Андреевича Козлова.

Дмитрий КУЛИК.

 

 


Читайте МОЗЫРЬ NEWS в: