Слова твои да будут немноги, да будут чисты

344

Не торопись языком твоим, и сердце твое да не спешит произнести слова.

С младых ногтей я научена бережно, уважительно и достойно относиться к слову, к своей речи, к родному языку. И даже не потому, что сызмальства мечтала быть журналистом. С молоком матери, что называется, я училась понимать великую и бесценную мудрость, которая заключалась в простой, в общем-то, сути: тот, кто знает язык, имеет мир. «В устах глупых – сердце их, уста же мудрых – в сердце их», – это из Ветхого завета. А это – из Нового: «Не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст…»

А это – мудрость древних латинян: «Слова – показатель и зеркало души». Вот она, истина. Слова, которые рождаются в сердце, доходят до сердца, а те, что рождаются на языке, не идут дальше ушей… Другими словами: думай, что говоришь; хорошо говорить – значит, просто хорошо думать вслух, и наоборот – дурной человек в речах познается.

Помню такой урок – урок уважения к слову, которое ты произносишь, а, значит, к самому себе, его величия и красоты, его неизмеримого богатства, блеска и тонкости, данный мне родителями:  «Мы желаем, чтобы ты получила в наследство богатство, которое никто и никогда у тебя не отнимет – умение грамотно и красиво излагать свои мысли, ясно и четко говорить. Хорошая, правильная речь – это то, что позволит тебе стать человеком культурным, воспитанным, уважаемым, образованным. И не важно, кем ты будешь: математиком, врачом, инженером, строителем… Запомни: речь – это образ души, показатель образованности человека, его ума, наконец. Говорить, не думая, – это стыдно. Хорошая речь – это хорошие думы. Убогость слова – это убогость мысли». Это давным-давно заметил Сенека: «Убогость слова ведет к моральной, интеллектуальной, эмоциональной толстокожести человека». Много воды с тех пор утекло, а этот завет помню до сих пор. И говорю об этом не случайно: уж больно вольготно обходятся с этим бесценным даром – речью – некоторые люди. Каких только сорных слов не услышишь порой, сказанных вслух, осознанно, громко. В таких случаях я всегда чувствую себя неловко: мне стыдно за других. Как же прав Сократ: заговори, чтобы я тебя увидел! Замечаю диалоги, оскверняющие слух, оскорбляющие других не только в силу своей профессии, но и просто потому что, как говорил великий Ленин, смею себя считать настоящим человеком. А жить в обществе, по его же словам, быть свободным от общества нельзя.

В магазине, где было достаточно многолюдно, не стесняясь посторонних людей, стоя в очереди, громко, так, что всем было слышно, переговаривались о сугубо личных моментах жизни две женщины. Их речь то и дело обрамлялась раскатами громкого хохота. На них оглядывались покупатели, но собеседницы этих недоуменных взглядов не замечали. Как и того, что их так называемое общение на виду у всех – это не только принародное оголение души, но и набор безграмотных речевых штампов, процветающих на скудной словесной ниве… Пару минут, и все стало ясно: у этих женщин велики пробелы со знанием русского языка. А ведь какое это сокровище для каждого, кто правильно говорит – взвешенно, продуманно. А вот делать это, не думая, – то же, что стрелять, не целясь. Речь – это своего рода голос ума. А ведь слово принадлежит наполовину тому, кто говорит, и наполовину тому, кто слушает. И снова возвращаюсь к бесценной библейской мудрости: «Если подуешь на искру, она разгорится, а если плюнешь на нее – угаснет: то и другое выходит из уст твоих». Добавлю к ней только одно: «Ты взвешивай слово на точных весах: бездушное слово – лишь ветер и прах… Ты, человек, от зверей отличен слова даром – но лучше зверь, коль ты болтаешь даром». Когда слышу, как общаются между собой некоторые молодые люди, оторопь берет: какой же скудный их словарный запас. Сленговой речью разве возгордишься? В ней разве откроются неисчислимые богатства великого и могучего русского языка? Или белорусского – мелодичного, живого, образного? Суть ведь не в том, на каком языке мы разговариваем. Главное – говорить культурно, правильно, грамотно. Достаточно человеку произнести несколько слов, чтобы его узнать, чтобы иметь о нем представление. Знакомясь с блогами некоторых молодых людей в интернете, сделала для себя неутешительный вывод: мало того, что эти письмена не на все времена (с этим еще можно смириться: блогеры – не писатели, и их самовыражение в сети – просто такое словесное времяпрепровождение), но чего уж никак не могу принять, так это сплошную безграмотность изложения своих мыслей. Во времена моей молодости компьютеров не было, но писать безграмотно записки своим одноклассникам считалось верхом невежества. Сегодня разговаривать безграмотно, создавать блоги, где ошибка едет на ошибке и ошибкой погоняет – дело обыденное, и что самое плохое – к этому относятся спокойно: что здесь такого? Куда важнее создать свой блог и во всеуслышание заявить о себе. Всегда неловко себя чувствую, когда слышу неправильно произносимые слова. Например, вместо мягкого слова «сессия» (как пишется, так и говорится) слышу «сэссия». Или вместо «средства» с ударением на первом слоге оно переносится на последний; вместо договор (с ударением на последнем слоге) произносят с ударением на первом; вместо «кулинария» с ударением на третьем слоге, говорят это слово с ударением на четвертом слоге; вместо «сироты» с ударением на втором слоге слышу это слово с ударением на первом и т.д. Невольно вспомнилась притча, которая называется «Слова». Мастера Дзэн попросили: «Расскажите что-нибудь о своих беседах. Вы говорите, и при этом выступаете против слов. Вы говорите: «Тот, кто знает, тот молчит!» Но ведь вы не молчите! Как это понять?» Мастер ответил: «Говорят другие, я цвету!»

А я цвету от гениальности моего любимого поэта Ивана Алексеевича Бунина. Вслушайтесь, пожалуйста, в могущество и колорит русского языка – одного из величайших в мире, того самого, на котором многие из нас разговаривают: «Зеленый цвет речной воды сквозит в стеклянном небосклоне, алмаз предутренней звезды блестит в его прозрачном лоне. И, как ребенок после сна, дрожит звезда в огне денницы, а ветер дует ей в ресницы, чтоб не закрыла их она…» Вот ведь как конгениально можно думать и говорить! И вновь вспоминаю библейскую мудрость: «Не торопись языком твоим…» Помните: речь удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им.

Лариса ЛАРИНА.


Читайте МОЗЫРЬ NEWS в: