Мэри Поппинс живет в Мозыре

Алена Страха: «Когда на тебя смотрят широко распахнутые глаза детей, ты не можешь их подвести…  Хочется сделать этот мир ярче, мудрее и добрее. Тогда и на душе обязательно станет легко и светло!»

«Наша воспитательница самая красивая!», «У нее прекрасное платье!» «Она самая справедливая!», «И самая добрая!» – дети долго не думали над ответом на вопрос: «Почему же их воспитательница – лучшая в мире?»

Каждое утро начинается примерно одинаково: воспитанники старшей группы ГУО «Дошкольный центр развития ребенка» окружают Алену Александровну и начинают радостно обниматься. Вырваться  педагогу из таких объятий практически невозможно. Есть только один рецепт: всех ребят выслушать, приголубить, обогреть своим теплом. И воспитатель этим рецептом давно пользуется.

Совсем недавно в группе прошел выпускной. Дети вместе с воспитателями показали родителям и гостям, чему они научились за прошедший год. Впечатлений  теперь хватит на месяц. Одно то, что скоро придется прощаться с садом и идти в школу, настраивает ребят на серьезный лад. А пока они делятся всем: что видели интересного по телевизору, где бывали с родителями на выходных, чем отличились перед сверстниками…

– А вы помните свой первый день в школе? – спрашиваю у воспитателя.

– Я жила тогда и училась в Ельском районе. Это было очень волнительное событие, – вспоминает она. – И очень хотелось быстрей  познать наш необъятный мир, научиться писать, читать, как взрослые…

В школе мне нравились все предметы, но особенно русский и белорусский языки, литература, история. В старших классах могла часами проводить время за интересной и мудрой книгой… Мне жаль, что этого времени не вернуть…

– 4 года трудится педагог в дошкольном центре развития ребенка. А с чего же началась ее педагогическая стезя? – снова интересуюсь я.

– Вспоминаю, что, еще учась в начальной школе, наблюдая за своими учителями, начала мечтать о том, что тоже стану педагогом, – рассказывает она. – Моя мечта стала приобретать реальные формы, когда я поступила в Мозырский государственный педагогический университет им. И. П. Шамякина и начала обучаться там по специальности «Начальное образование. Практическая психология». Вообще в вузе было столько всего занимательного! Кроме учебы, принимала участие во всевозможных университетских проектах, вечерах, концертах и т.д.

С нетерпением ждала, когда же начнется моя первая педагогическая практика в школе. Хотела быстрее понять: легко ли мне будет наладить контакт с детьми, к каждому подобрать свой ключик?

На деле все получилось достаточно просто. Хочу сказать, что в моей семье нет педагогов, я пионер в этом направлении. Однако стать учителем, воспитателем – это был позыв души.

Не секрет, что у каждого свое призвание в этой жизни. Одному суждено быть строителем, другому – спортсменом, третьему – врачом, а четвертому – учителем, воспитателем, педагогом. Это одна из самых благородных, бескорыстных и нужных профессий на Земле! Страшно даже подумать, что могло бы с нами быть, если бы в свое время мы не пришли в детский сад, а потом в школу, не научились бы читать, считать и писать, общаться со сверстниками?

Теперь каждый будний день  Алена Александровна в 5.30 уже на ногах. Нужно успеть попить чаю, съесть порцию полезной овсяной каши и в 6.40 быть уже на работе. Вначале осмотреть территорию, групповое помещение (все ли в порядке?), а затем у входа встречать детей. В летнее время не забыть полить цветочки, выполнить физические упражнения (зарядка). Уже в группе дети умываются, чистят зубы и приступают к завтраку.

Дальше начинается образовательно-воспитательный процесс. Это занятия по развитию речи, формированию элементарных математических представлений, искусству, музыке и т.д. Затем – прогулка, подвижные игры, трудовая деятельность детей, чтение, обед, дневной сон.

В центре развития ребенка особое внимание уделяется развитию личности каждого маленького человека, раскрытию его творческих способностей. На базе центра созданы клубы, каждый специализирующийся по своему направлению: искусство, музыкальная деятельность и т.д. Одному ребенку ближе театральное искусство, другому нравится рисовать, третьему – петь и танцевать, а четвертого увлекает белорусский язык. Кроме всего прочего, в центре оказываются и платные услуги по различным направлениям. 

– Ощущаете ли вы  усталость в конце рабочего дня? – снова интересуюсь у воспитателя.

– Нет, – отвечает воспитатель. –  Даже наоборот! Мы с детьми  стараемся друг друга подзаряжать позитивом, поэтому усталости практически нет.

– Но, наверное, самое трудное – научить ребенка не только читать и считать, а заложить в него духовно-нравственные начала, – мы продолжаем разговор. – Например, говорить о том, что нужно уважать старших, не обижать младших, беречь природу, животных и т.д.

– Конечно!  И все это педагогу нужно показывать примером своей жизни, своим отношением к тем, кто рядом с нами. Кстати, мы часто общаемся с ветеранами войны и никогда не забываем поздравить их с праздником Великой Победы, подарить цветы, добрые пожелания. Так и в отношениях со сверстниками. Я всегда говорю детям одну фразу: «Запомните: любовь, забота, доброе отношение к людям решают все вопросы. Вот так всегда вы и поступайте!»

– Сегодня многих родителей беспокоит слишком активное увлечение их чад (начиная уже с детского учреждения!) мобильными телефонами, ноутбуками, компьютерами. Можно ли найти с детьми компромисс в этом вопросе или нужно просто запрещать?

– Я думаю, нужно родителям, педагогам и детям провести совместную работу  и убедить детей направить их энергию в нужное русло. В принципе, компьютер либо мобильный телефон сам по себе не виноват, что он используется не по назначению, для бестолковых игр, бесконечных переписок в «ВКонтакте» и т.д. Просто нужно сделать так, чтобы не компьютер владел человеком, а наоборот. Это уже задача, прежде всего, родителей. Ведь и в том же интернете очень много полезных, интересных, занимательных вещей, помогающих развитию внутреннего мира ребенка. Вопрос только в том, хотят ли многие дети эту информацию для себя открывать. Поэтому, я считаю, что  взрослым нужно помочь детям в этом.

Любой педагог не мыслит себя без развития, творческого роста. Так и Алена Александровна. В 2017 году ей присвоена II квалификационная категория воспитателя дошкольного образования. По словам директора ГУО ДЦРР Натальи Александровны Мойсеенко,  «молодой,  грамотный, талантливый педагог постоянно наблюдает за опытными коллегами, учится у них и с радостью передает свои знания детям, умеет намечать  цели и  достигает их. Любовь к детям, доброе отношение к каждому ребенку, умение зажечь искорку добра, радости в маленьком сердце, способность постоянно повышать свою профессиональную компетентность, добросовестное исполнение своих обязанностей позволили Алене Александровне приобрести авторитет, уважение среди детей, родителей, коллег, успехам которых она всегда радуется и с удовольствием реализует совместные проекты. Воспитатель принимает активное участие в мастер-классах, методических объединениях, семинарах, таких как республиканское совещание руководителей  дошкольного образования «Приобщение к истокам белорусской национальной культуры по созданию современного образовательного пространства в условиях современного учреждения дошкольного образования», областном семинаре «Информационно-коммуникационные технологии в деятельности педагогов дошкольного образования: опыт, проблемы, перспективы» и др.Неоднократно демонстрировала  свой опыт работы для воспитателей на курсах повышения квалификации «Обеспечение качества образовательного процесса в учреждении дошкольного образования на основе внедрения образовательных технологий», разрабатывает авторские конспекты с использованием  информационно-коммуникационных технологий (ИКТ),  превосходно владеет белорусским языком. Педагог одним из первых начала внедрять ИКТ в образовательный процесс».

Главный показатель того, что методы обучения и воспитания, предложенные воспитателем,  действенны: дети полностью готовы к школе (на экскурсии в СШ № 12 они уже побывали), умеют читать, считать, писать, рисовать,  любят и понимают музыку, стихи. А как же  Алена Александровна проводит свое свободное время?

– Его очень мало, – улыбается педагог. – На выходных езжу работать на дачу, очень люблю копаться на огороде. Также очень люблю путешествовать, ездить в различные города и в этом году планирую отдохнуть на море. Не мыслю жизни без чтения, хорошего кино, отдыха на природе. И, конечно же, без своих любимых детей! Во время отпуска по ним буду очень скучать!

 Хотела бы пожелать детям здоровья, успехов, удачи, хорошего настроения! Скоро они пойдут в школу, поэтому еще и – хороших отметок!

Возможно, кто-то из воспитанников Алены Александровны после окончания школы тоже захочет стать педагогом! Ведь есть у ребят прекрасный пример! А Алена Александровна по секрету мне рассказала о своей мечте: через несколько лет возглавить одно из детских учреждений города. Но для этого, по словам воспитателя, ей еще «работать, работать и работать».

Через терния к звездам!

Александр ЩЕРБАКОВ.

Фото автора.