Местное самоуправление – школа кадров

Делегировать полномочия в регионы – поднять страну

В прошлой статье я поднимал тему местного самоуправления и передачи части функций от центральной власти в регионы. На это обратил внимание Президент на совещании 3 мая 2018 года, посвященном социально-экономическому развитию страны. 11 мая Президиум Совета Министров утвердил эту программу: планом предполагается «изучить возможности для повышения роли местных Советов на местах…» «Изучить возможности» похвальное желание, но как конкретно реально повысить роль местных Советов в улучшении жизни на местах? Сейчас всю нагрузку несут исполкомы, Советы утверждают бюджет, ряд других проблем, но реальной власти у них нет. Такая ситуация противоречит Конституции страны – ст.ст. 1, 2, 3, 21, 117-122 о местном управлении и самоуправлении. Что нужно сделать, чтобы поднять роль Советов и самих депутатов?

Первое: принять новый закон о местном самоуправлении, где главную роль отвести представительной власти, исполкомы – это исполнительная власть.

Второе: провести реформу административно-территориального устройства. Для этого следует отказаться от областного звена, как излишнего для бюджета. У губернатора должен быть компактный аналитический аппарат специалистов по всем сферам, который бы владел всей информацией в райцентрах, на местах. Это стало бы наглядным примером оптимизации на деле, сэкономило бы бюджет области и позволило бы увеличить зарплату госслужащих.

Третье: дать возможность самим регионам формировать бюджет. Они могут рассчитывать на помощь центра и самих инвесторов. Хочу отметить: люди будут жить на своей малой родине, когда будут созданы надлежащие условия, они почувствуют заботу о себе, сами будут принимать участие в управлении деревней, городом, районом. Надо дать власть регионам – остальное граждане сделают сами.

Четвертое: отдав часть полномочий в регионы, реформа госаппарата произойдет во многом сама собой. У нас существует значительный перевес по количеству министерств по сравнению с другими странами: Беларусь – 24, Украина – 17, Литва – 14, Латвия – 13.  Надо признать, что за последние 5 лет реформ было достаточно, но сводились к одному – сокращение служащих. Вот только должного эффекта по-прежнему нет. Это происходит, в том числе, и вследствие нарушения коммуникации: информация идет сверху вниз, а обратной связи почти нет. И внешне благополучный по отчетам район сегодня при более пристальном интересе контролирующих органов завтра вдруг оказывается неблагополучным по своему экономическому развитию.

Пятое: необходимо постоянное омоложение кадров – приток свежих сил с новыми идеями обязателен. Но пока молодежь в самом творческом возрасте 32-37 лет неохотно идет на госслужбу. Причин несколько, в том числе невысокая зарплата и сложность с реализацией своего креативного потенциала в зарегламентированном бюрократическом мире. Эту проблему также необходимо решать, и участие молодежи в местном самоуправлении позволит открыть новые перспективные кадры для всех сфер деятельности государства.

Николай Гайдуков,
депутат районного Совета депутатов.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *