Мозырский государственный политехнический колледж: на современное производство – во всеоружии

596

Все хочу на свете знать, обсуждать, разбирать, думать, помнить, понимать!

Таков девиз учащихся УО «Мозырский государственный политехнический колледж», посвятивших себя научно-исследовательской работе под руководством своих умных, опытных, талантливых педагогов.

 Учимся думать

Как говорится, все по жизни располагало к тому, что преподаватель химии Ирина Николаевна Садовская должна заниматься научно-исследовательской деятельностью.

«Окончила биологический факультет Белгосуниверситета по специальности преподаватель химии и биологии, — рассказывает Ирина Николаевна. — До этого — Мозырское медицинское училище. Работала в реанимации мозырской больницы, затем более 12 лет преподавала химию — биохимию и аналитическую химию — в уже медицинском колледже. В 2014 году пришла в политехнический колледж, перейдя с одной химии на другую — органическую химию и нефтехимический синтез.

Научные работы мы начинали в 2010 году в медколледже. Сначала это было как надо, но быстро втянулись, потому что очень перспективно и в медицине, и в нефтеперерабатывающем производстве, и всегда есть выбор актуальных тем, потому что химия — это не только производство, но и наша жизнь.

В политехническом колледже 2 года вели исследовательскую работу по таким темам, как вейпинг (электронные сигареты), «Реальные опасности виртуального мира» — особенность этого исследования в том, что больше принято говорить о зависимости, а наши ребята определили, где именно подстерегают опасности — кража личных данных, финансовые потери и прочие риски. Учащиеся с увлечением работали по этим темам.

Конечно же, ведутся работы по химической тематике — это для тех, кто имеет особые склонности к изучению этой науки. Например, карбамидная депарафинизация — как она улучшает качество топлива. С этой целью, в частности, исследовали образцы зимнего и летнего топлива».

Задаем обывательский вопрос: «Зачем исследовательская работа учащимся, многие из которых займут рабочие должности?»

«Если их расшевелить, раскрутить их потенциал, то появляется чувство уверенности в себе, — не сомневается Ирина Садовская. — И стремятся идти дальше. Пропадают ненужная стеснительность, робость и зажатость — становятся общительными, интересными собеседниками, умеющими аргументированно спорить, отстаивать свою точку зрения. Со своими работами они участвуют в различных исследовательских конференциях, где есть качественная научная среда, и люди с учеными степенями их основательно «гоняют» по всем темам — и отмолчаться, скромно потупившись, не получится. Учащиеся приобретают совершенно другой тип мышления и мировоззрение. Не секрет, что многие наши выпускники вырастают в итоге в руководителей предприятий.

Все исследовательские работы поддерживают администрация и лично директор Сергей Николаевич Дашкевич, обязательно проводятся внутренние конкурсы, руководство колледжа входит в состав жюри, и это не дежурные мероприятия – все работы тщательно анализируются. Есть творческий союз с коллегами, а вдохновляет, заряжая энергией  нашу работу, заместитель директора по учебно-методической работе Олеся Олеговна Климова.

Стараюсь работать со своей группой, где я куратор, но в этом году к нам присоединились парни из строительного отделения — на экологической конференции эти первокурсники, Александр Картофля и Даниил Вегера, взяли диплом I степени! Сами выбрали тему: «Исследование радиационного фона в Гомельской области». Заодно учились работать в команде: подключили других учащихся, одни привозили образцы земли с разных участков, другие —  картофель. Провели измерения, сделали выводы — и I место! На Х Областной научно-практической конференции учащихся ссузов «Молодые таланты Гомельщины» наш Алексей Бакланенко впервые за долгие годы завоевал диплом  I  степени по химии. Прекрасные результаты показали на всех конференциях, в которых участвовали, Николай Лещенко, Максим Сотниченко».

Всегда актуален вопрос выбора темы для исследования, чтобы она не была проходной «для галочки» с единственным источником информации — Википедия. Ирина Николаевна так раскрывает свой стиль работы: «Обычно в конце года  уже вижу ребят, способных заниматься научной деятельностью. Собеседование с ними позволяет определить, к каким наукам у них есть склонность, и соответственно выбрать тему. И потом, не всем можно доверить работы по химии с обязательными опытами, а это, к примеру, экстракция, дистилляция, вакуумная перегонка, с точки зрения техники безопасности. Главное, чтобы ребята учились работать, занимаясь исследованиями, умели обрабатывать, интерпретировать собранную информацию.

В следующем учебном году продолжим работу по выбранным темам, доводя до совершенства и будем думать над новыми темами».

Нередкое дело, когда курсовая работа перерастает в дипломную, затем в кандидатскую и вплоть до докторской диссертации. Ирина Николаевна не исключает такой возможности, что сегодняшние ученические исследовательские работы могут стать в итоге серьезными научными трудами. «Как пример: тема, над которой, например, работает Алексей Бакланенко, изначально называлась «Депарафинизация нефтяных фракций кристаллическим карбамидом», но сейчас она звучит как «Улучшение качества дизельного топлива путем депарафинизации»,  и есть перспективы еще расширить круг исследований. Все зависит от амбиций, любознательности начинающего исследователя, умения не только задавать вопрос «почему?», но и находить на него ответ.

Мне эта работа нравится, она по-хорошему заряжает энергией».

P.S. В 2017/2018 учебном году учащимися колледжа по итогам участия в республиканских и региональных акциях, проектах, конкурсах завоевано 46 дипломов. В том числе, 4 диплома  I степени, по 6 дипломов —  II и III степени, 5 грамот, 2 сертификата, 2 благодарности

Почивать   на  лаврах  некогда

«Я считаю, что для осуществления научно-исследовательской деятельности необходимы готовность учащегося колледжа к этому виду работы, а также желание и готовность преподавателя руководить этим процессом, — уверена Олеся Олеговна Климова, заместитель директора по учебно-методической работе. —  Ведь только увлеченный педагог может выбрать актуальное направление и тематику работы и заинтересовать учащегося заниматься этим исследованием. Научно-исследовательская работа порой побуждает учащегося к открытию собственных способностей и возможностей, что способствует его самореализации как личности.  Да, учащиеся колледжа уже взрослые и самостоятельные люди, определившиеся с выбором своей профессии, но при выступлении на научно-практических конференциях, отвечая на вопросы председателя и членов секции, других учащихся – участников конференции, они демонстрируют грани своего интеллекта и качества личности порой новые даже для них самих.

Научно-исследовательской деятельности учащихся в колледже отводится немаловажная роль. Директор колледжа Сергей Николаевич Дашкевич поддерживает инициативу преподавателей и учащихся в создании научно-исследовательских работ, предоставляя возможность всем желающим представить свои проекты на региональном, областном, республиканском и международном уровнях. Хочется отметить работу в этом направлении методиста М. М. Кравченок и преподавателей И. Н. Садовской, А. Н. Папроцкой, С. Л. Барабановой, И. К. Сивак, А. В. Насанович, Е. П. Карако, Н. Г. Алексеевой, Л.И. Сельвич, М. Е. Бабына, С. В. Грибовской и других.

Только в 2017/2018 учебном году учащиеся и преподаватели колледжа приняли участие в научно-практических конференциях исследовательских работ учащихся и преподавателей: I Полесский образовательный и научный форум «Юный исследователь», VII Открытая научно-практическая конференция учащихся и преподавателей учреждений среднего специального образования Республики Беларусь «От инноваций к эффективному результату», XI Открытая международная научно-практическая конференция учащихся и преподавателей средних специальных и высших учебных заведений «Успешен тот, кто творит», X Областная научно-практическая конференция учащихся ссузов «Молодые таланты Гомельщины», II Открытая лицейская экологическая конференция «Экология и вызовы современности», XXV Международная студенческая научно-практическая конференция «От идеи – к инновации» и другие.

Причем, если в ряде конференций сертификаты и дипломы вручались всем участникам, то на конференциях, где определялись победители, учащиеся колледжа занимали в этом году призовые места.

Будем стараться и в дальнейшем продуктивно и результативно развиваться в направлении научно-практической и исследовательской деятельности и включать в работу все большее количество учащихся колледжа».

Дмитрий КУЛИК.

Фото Александра СОЛОДКОВА.


Читайте МОЗЫРЬ NEWS в: