РУП «Калинковичский ЦСМС»: достичь качества – достичь успеха!

В Республике Беларусь поэтапно реализуется комплекс мер, направленный на стимулирование внедрения в экономику передовых методик и современных международных систем управления качеством на 2016-2020 годы. О том, какое внимание уделяется внедрению передовых методов управления качеством на предприятиях  нашего региона, корреспонденту газеты «Жыццё Палесся» рассказала  начальник отдела стандартизации и сертификации РУП «Калинковичский ЦСМС»  Анжелика ХАРЛАН.

– Анжелика Ивановна, известно, что качество является основой конкурентоспособности любого предприятия, и, осознав эту простую истину, руководство переходит от отдельных шагов к системным методам. В чем это заключается?

– Все верно. Управление качеством на предприятиях производится с целью постоянного совершенствования продукции и предоставляемых услуг. Также оно направлено на приведение товаров в соответствие с государственными и международными стандартами. Мировой опыт показывает, что построение на предприятии системы качества позволяет увеличить эффективность и прибыльность, обеспечить удовлетворенность потребителя, упрочить позиции на рынке, уменьшить себестоимость продукции и услуг, а также существенно повысить доверие к себе. К сожалению, наши предприятия пока отстают от зарубежных в применении современных методов управления качеством. Поэтому сегодня основная задача заключается в повышении эффективности уже внедренных систем менеджмента для обеспечения устойчивой конкурентоспособности бизнеса.

– И что же делается в этом направлении?

– В Беларуси принят Комплекс мер на 2016-2020 годы по стимулированию внедрения в экономику передовых методик и современных международных систем управления качеством. В документе предусмотрены мероприятия, направленные на повышение качества выпускаемой продукции и предложены конкретные подходы для достижения успеха, а также установлены целевые показатели по «количеству организаций, внедривших стандартизированные методы и техники качества» и по «количеству в организации сотрудников, обученных в данном направлении». Премьер-министром поручено проанализировать, как реализуются эти меры и что необходимо сделать для более эффективной работы. В рамках реализации документа председателем Гомельского облисполкома утвержден «Комплекс мер по повышению качества в Гомельской области на 2017-2020 годы», в выполнении которой принимают участие структурные подразделения облисполкома, гор-, райисполкомы, областные организации, региональные организации Госстандарта, учреждения образования и науки, организации-производители товаров и услуг, где на первый план выходят вопросы качества. Чтобы увидеть существенные результаты, нашим предприятиям необходим современный подход, направленный на  повышение конкурентоспособности, импортозамещения, обеспечения защиты прав потребителей. Для этого необходимо  отслеживать передовой опыт в области управления качеством и внедрять методики эффективного менедж-
мента. И здесь не стоит гнаться за цифрами, а лучше сделать все возможное, чтобы такая работа приносила реальную пользу.

– Много ли предприятий нашего региона уже внедрили системы менеджмента качества?

– В настоящее время на предприятиях региона Калинковичским ЦСМС сертифицировано 42 системы менеджмента качества по СТБ ISO 9001, 13 – менеджмента безопасности пищевых продуктов по СТБ 1470 и 9 – управления охраной труда по СТБ 18001. В каждой системе менеджмента качества могут применяться различные методы (методики) и инструменты управления качеством. Утвержденный облисполкомом документ нацеливает на более активное применение этих методик. Обучение эффективным методам управления качеством прошли в течение года 48 специалистов из 32 предприятий. Чтобы быть успешными в современной конкурентной среде, нужно заниматься качеством постоянно и системно. Сегодня организациям предлагаются прогрессивные инструменты, которые подобраны в международных стандартах. Практически все они приняты в нашей стране и доступны для применения.

– Как предприятия могут выбрать нужную методику?

– Существует перечень методик, среди которых предприятия вправе проанализировать и выбрать для себя наиболее актуальные. У каждого есть свои слабые места: у одних есть проблема с персоналом, у других – с оборудованием, охраной труда, у третьих наблюдаются сложности в системе управления технологическими процессами и др. И все эти проблемы в той или иной мере отражаются на качестве выпускаемой продукции. Применяя нужные методики, можно улучшить положение в этих сферах. Они давно применяются во всем мире и их эффективность доказана. К примеру, это могут быть – аудит (независимая проверка деятельности структурного подразделения организации), мозговой штурм (коллективное обсуждение проблемных вопросов и принятие наиболее оптимального решения), метод получения обратной связи от сотрудников организации об их удовлетворенности своей деятельностью и метод выявления возможных опасностей в различных сферах деятельности предприятия. Среди  наиболее известных, которые у нас стали внедряться недавно – «SWOT-анализ», «5S», «Бережливое производство». Для анализа различного рода результатов и данных деятельности существует большое количество графических методов (диаграмма Парето, диаграмма Исикавы и т.д.), которые могут помочь при интерпретации и анализе данных, отделить важные факторы от малозначимых и несущественных. Одним из инструментов эффективного познания, который необходимо организации внедрить в первую очередь, является «бенчмаркинг» – ключевой инструмент, помогающий бизнесу использовать внешние сравнения для обнаружения своих «узких мест» и недостатков по отношению к конкурентам.

– Анжелика Ивановна, возможно, многие термины будут непонятны не только читателям, но даже людям, работающим на производстве…

– Это поправимо. Нужно стремиться изучать все новое. К примеру, «SWOT-анализ» позволит выявить «сильные» и «слабые» стороны организации, а также потенциальные «возможности» и «угрозы». Достигается это за счет сравнения внутренних «сильных» и «слабых» сторон организации с «возможностями» и «угрозами», которые дает нам рынок. Исходя из результатов анализа, делается вывод о том, в каком направлении организация должна развивать свой бизнес, и распределять свои ресурсы по сегментам.

– А что это за методика «5S»?

– Методика «5S» (или 5 Step – 5 Шагов) направлена на организацию эффективного рабочего пространства (содержание его в чистоте, избавление от ненужных деталей, в то же время создание и поддержание порядка, при котором можно быстро найти и применить нужные детали). Эта система является одним из инструментов метода «бережливое производство». Практика бережливого производства основана на постоянном стремлении к устранению всех видов потерь:  рабочего времени, из-за выпуска дефектной продукции, из-за лишних запасов и т.д. Методика направлена на максимальное сохранение работоспособности оборудования, включая личную ответственность работающего на нем специалиста.

– Все вроде бы понятно, но почему тогда в нашем регионе методики эффективного управления качеством внедряются пока единичными предприятиями?

– Суть такова, что внедрение данных методик во многих организациях осуществляется по остаточному принципу. И основной причиной этого является недостаточная компетентность специалистов в вопросах применения современных технологий менеджмента, износ оборудования, низкая мотивация руководителей и персонала, низкое качество материалов и комплектующих, отсутствие экономических механизмов. Внедрение нового всегда требует финансовых затрат. Но, еже ли у кого-то есть стремление к внедрению передовых методик и лучших мировых практик, то специалисты нашего центра всегда готовы к взаимодействию. Стоит подчеркнуть, что если раньше внедрение передовых техник было делом добровольным, то сегодня решение задач по поддержке развития системных подходов к качеству и эффективности деятельности рассматривается на государственном уровне. Поэтому задача руководителей организаций – активнее включаться в работу и достигать постановленных целей, обозначенных комплексом мер, дабы показать как своим партнерам, так и другим участникам делового бизнеса, что их предприятие стабильно управляет качеством.

Беседовала

Наталья КОНОПЛИЧ.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *