«У каждого своя боль…»

337

Каждые три секунды в мире кому-то приходит в голову мысль о том, как совершить суицид, при этом каждые 30 секунд такая идея заканчивается летальным исходом. По данным статистики ежегодно таким образом умирает приблизительно около 1 млн человек. Вместе с тем пытаются покончить с собой приблизительно 20 миллионов.

Благополучная жизнь, наполненная исключительно положительными моментами, к реальности не имеет никакого отношения. Кому-то она подбрасывает сложные истории, кого-то испытывает на прочность, а кого-то бьет так, что сложно устоять, не потерять силы. Одни эти испытания проходят достойно, другие — с трудом выдерживают, а третьи — ломаются, решают свести счеты с жизнью, мстят ей, отказываясь от ее ежедневных подарков. Сегодня мы разбираемся в сложной теме… 

«До сих пор кажется, что сын просто играл в какую-то игру…»

Голос Валентины Николаевны дрожит — ее историю без эмоций рассказывать невозможно. И вообще рассказывать о том, что произошло в ее семье много лет назад, женщина не привыкла. Эту тему всегда обходила стороной: старые знакомые знали, насколько больно Валентине говорить про погибшего сына, а новые уверены были, что у женщины всегда была только одна дочь и потому лишних вопросов никогда не задавали. И мне в разговоре Валентина Николаевна несколько раз отказывала. Убедил ее только аргумент о том, что ее рассказ, возможно, кому-то поможет выйти из кризиса… живым и даже возможно — счастливым.

«Мой мальчик рос красивым и успешным ребенком. Весельчак, любимец компаний, спортсмен, хорошист. В старших классах за ним столько девочек бегало! Но он внимания на них не обращал. Выучиться хотел, получить профессию. А вот в университете, на 4 курсе, встретил свою Катюшу. И пропал. Свадьбу молодым организовали шумную и веселую. А вот дальнейшая жизнь как-то не складывалась. Катя была очень красивой девушкой, и от внимания мужчин никогда не убегала. Мой Слава ревновал, скандалил, начал выпивать», — моя собеседница кончиком скомканного в руке платка протирает глаза. Немного успокоившись, продолжает свой рассказ: «Очередной скандал закончился бурным примирением. Слава на какое-то время бросил пить, устроился на новую работу с хорошей перспективой, молодые получили квартиру, родилась наша Верочка. И уже через год после ее рождения у Кати появился очередной поклонник. На этот раз мужчина не остался в стороне – активно стал ухаживать за замужней женщиной. Она вроде и отказывала ему, но какие-то моменты все-таки очень мучили Славу – он снова сорвался и стал выпивать. Проблемы накатывались, как снежный ком. Пьянство мужа, естественно, не нравилось Кате, утешение она стала искать в нежном отношении к ней чужого мужчины. Сблизилась с ним, и в итоге она ушла из семьи. Конечно, забрала ребенка. Слава совсем опустил руки: запил так, что лишился даже работы. И без того тяжелую ситуацию усугубила болезнь Верочки. Сложнейшая пневмония дала осложнение на сердце – долго лечили девочку, много средств, сил и времени было затрачено на ее выздоровление. Когда девочку, наконец, подняли на ноги, жизнь вроде стала налаживаться. Но только не у моего сына. Он любил свою жену, хотел вернуть семью, но возвращать, как говорила Катя, уже было нечего. Несколько раз Слава устраивал показательные выступления — на глазах у супруги мой сын пытался повеситься. Дважды она его вытаскивала из петли и один раз стянула его с подоконника, куда он залез для того, чтобы прыгнуть с 6-го этажа. Конечно, периодически сын проходил лечение у нарколога, психотерапевта. На время было какое-то облегчение, а потом он снова принимался за старое. Говорил, что ему было очень больно, что он самостоятельно не может стать на ноги, начать новую жизнь. Но и помощь не принимал, отворачивался, а когда соглашался на какие-то дела, пользы все равно было мало. В итоге страшным январским утром он завершил начатое когда-то дело — свел счеты с жизнью. Мне до сих пор кажется, что по-настоящему этого он никогда не хотел — просто играл в игру. Правила в ней были просты: он пугает своих близких, пытается демонстративно показать, что за жизнь не держится, рассчитывает на внимание Кати, на ее жалость и прощение. Но просчитался: игра стала реальностью, моего сына больше нет».

После трагедии прошло 5 лет, но Валентина Николаевна говорит, что боль со временем меньше не стала: «Все так же кажется, что Слава позвонит, придет домой. Он говорил, что пытается уйти из жизни для того чтобы другим стало легче. Но своим уходом он только все усложнил. Дочь осталась без отца, родители без своего ребенка. Хотела бы сказать всем тем, кто самостоятельно не может справиться со своими проблемами и думает, что уход из жизни — это лучший вариант: «Ищите помощи! Не откладывайте ее на потом — сейчас же обратитесь за ней! Вам можно помочь. Просите о поддержке своих близких, врачей, соседей, друзей — в конце концов, простых прохожих на улице! И подумайте так же о тех, кого вы можете убить своим уходом, кто будет без вас мучиться и страдать. Только представьте, как может быть больно вашей матери! И хотя бы из жалости не поступайте с ней так!»

«Идите в люди – не прячьтесь в своей пещере, где темно и сыро!»

Врач-психотерапевт Мозырского психоневрологического диспансера Ольга Юрьевна Медведева рассказывает, что по данным ВОЗ попытки самоубийства чаще совершают женщины, а вот если вести речь о законченных самоубийствах, то в этом случае лидируют мужчины. Однако в нашем городе четкой градации нет — частота совершения суицидальных попыток у мужчин и женщин примерно одинаковая.

— Понятно, что у каждого своя причина, которая повлияла на принятие такого решения. Но все-таки, если обобщить. Что у нас в городе толкает людей на самоубийство?

— То же что и в других городах по всему миру – трудная, затянувшаяся жизненная ситуация, которую человек не может решить самостоятельно. Это могут быть семейные конфликты, финансовые затруднения, смена социального статуса, к которому человек был не готов, какие-то проблемы, усугубившиеся на фоне употребления алкоголя. Проходя курс лечения, вспоминая себя в те моменты, многие говорят об отчаянии, об ощущении одиночества, непонимания и безнадежности,  когда не знаешь, как по-другому решить проблему, как повлиять на ту или иную ситуацию. У человека может возникнуть идея, что не будет его – не будет и проблемы, и он больше не будет испытывать этой нестерпимой боли, обиды, разочарования. 

— Но порой боль действительно может быть нестерпимой… Если человеку плохо, если кажется, что жизнь закончилась, как достойно пережить душевный кризис, как перестать страдать и начать жизнь, возможно, с чистого листа?

— Уверена, основное правило — идти в люди, не закрываться в себе, не погружаться с головой в свое горе. Хотя действительно в момент отчаяния человеку часто хочется побыть одному, кажется, что ему никто не нужен, его никто не понимает. Но это не так! Разговор по душам помогает снизить уровень боли, помогает снять то напряжение, которое так мучает. Простое сочувствие дает колоссальную поддержку. Часто взгляд со стороны помогает посмотреть на проблему с другого ракурса. И начинаешь видеть не только темные краски.

Знаете, большинство людей, совершивших суицидальную попытку, после того, когда проходит острая фаза, говорят: «Мне даже страшно подумать, что стало бы с моими детьми, с моими родителями!» Так происходит переосмысление и понимание ценности жизни. Становится ясно, что проблема есть и, возможно, остается, но это совсем не та ситуация, из-за которой стоит умирать. В жизни  так много другого важного и ценного.

— В последнее время во многих СМИ стала чаще появляться информация о самоубийствах. Создается впечатление, что таких случаев действительно стало больше. Так ли это на самом деле, или речь идет об очередной попытке «желтой» прессы сохранить своих читателей путем страшных подробностей?

— Если говорить о нашем, Мозырском, регионе, то в прошлом году таких случаев действительно  было больше. Речь идет и о законченных суицидах, и о попытках. В этом же году намечается тенденция к снижению. Думаю, что это результат совместной работы — приняты межведомственные меры по профилактике суицидов, усилилась работа смотровых комиссий, профилактической информации для населения стало больше. Наши сотрудники проводят лекции на предприятиях, в школах,  в учреждениях здравоохранения. Мы подробно рассказываем мозырянам о том, что такое депрессия, как ее предупредить, как помочь человеку. 

— Бытует такое мнение, что чаще всего свести счеты с жизнью стараются люди из неблагополучных семей. Социальный статус, материальное положение семьи — зависит ли от этих категорий, скажем, депрессивные состояния отчаявшихся людей?

— У каждого своя боль. И от социального статуса она практически не зависит. Бывает, к нам попадают люди, которые занимают, скажем, директорское кресло. Такой человек понимает, сколько на нем ответственности, сколько работы. Ему кажется, что он не справляется… А бывает, счеты с жизнью пытается свести человек, который много лет не работает. И у него возникает вопрос «А зачем я живу?».

— Что бы вы сказали жителям нашего города и района, которые сегодня переживают свое не самое счастливое время?

— Я хочу, чтобы каждый человек понимал, что он не один. Мы живем в XXI веке, и помощь доступна каждому – главное, за ней нужно обратиться, не сидеть в своем горе, не замыкаться в своей скорлупе, пещере, где темно и сыро.  В каждой поликлинике есть психотерапевт. При желании можно пройти курс лечения анонимно. Но мы не можем помочь человеку, который не заявляет о том, что ему нужна помощь. Не тяните время, приходите на консультацию! Если кто-то вам говорит, что все эти консультации — ерунда и ничего не поможет, понимайте, что люди разные и мнения разные. Врачи-психотерапевты есть в центральной поликлинике, во II поликлиническом отделении ЦГП, в городской больнице, в психоневрологическом диспансере. Можно найти специалиста, который «подойдет» именно вам. В большинстве случаев самоубийству предшествует депрессия, поэтому важно ее предупредить, а если уж она пришла, успешно ее побороть. Каждый человек, независимо от внешних факторов, может быть счастливым! Нужно об этом всегда помнить…

Для справки

Информация о действующих службах, оказывающих медицинскую, социальную и психологическую помощь в кризисных состояниях, в том числе экстренную психологическую помощь:

— республиканская телефонная «горячая линия» по оказанию психологической помощи несовершеннолетним, попавшим в кризисную ситуацию 8-801-100-16-11 (анонимно, бесплатно);

— телефон доверия для детей и подростков 8-017-246-03-03 (анонимно, бесплатно);

— телефон доверия для взрослых 8-01-290-44-44 (круглосуточно, бесплатно);

— телефон доверия Гомельской областной клинической психиатрической больницы 8-0232-31-51-61 (с 8.00 до 17.00 в рабочие дни);

Мозырский психоневрологический диспансер (ул. Малинина, 9). Психотерапевт — Медведева Ольга Юрьевна. Телефон доверия: 34-15-99 (анонимно). Пн., вт., чт., пт. — 8.00-14.00; ср. — 13.00-19.00.

Юлия ПРАШКОВИЧ.

 


Читайте МОЗЫРЬ NEWS в: