В море влюбленный

226

Ежегодно 3 июля для ветерана Бориса Федоровича Редько начинается с праздничного парада, который он смотрит по телевизору. Раньше, когда был покрепче, всегда приходил на городскую площадь, чтобы вживую вместе со всеми ощутить праздничное настроение по случаю Дня Независимости Республики Беларусь. Святого и самого главного праздника – одного на всех, как и дня Великой Победы…

Отголоски

Говорят, что детская память все впитывает, как губка. И какие-то события отзываются в ней гулким эхом на протяжении всей жизни…

Борис – единственный ребенок в семье офицера, родился в Киеве. В конце 40-х отец попал в волну сталинских репрессий.  В силу сложившихся обстоятельств  семья оказалась на Урале.  Станция Менделеево в Пермской области стала для семьи новым местом жительства. Переезды, нервные потрясения наложили свой отпечаток на здоровье отца и в 1942 году его не стало. Однако семья продолжала жить здесь на протяжении всей войны, так как здесь было в какой-то степени безопасно.

Известно, что в годы Великой Отечественной войны Урал являлся одним из важнейших регионов страны по производству вооружения и боеприпасов. Достаточно отметить, что из 98 тысяч танков, выпущенных всей промышленностью в годы войны, 27 тысяч сошли с конвейера именно Нижнетагильского танкового завода. Важнейшей особенностью Урала являлась и его недосягаемость для вражеской авиации. Правда, немецкие бомбардировщики Ю-88 и Х-111 имели возможность в 1942 и 1943 годы бомбить Урал, но только без истребительного сопровождения, что являлось риском больших потерь самолетов в русском тылу. Поэтому на этот счет вынашивались планы усиления разведывательной и диверсионной деятельности со стороны немецких спецслужб…

В селе Карага, раскинувшемся на берегу реки с одноименным названием, Борис в 1944 году окончил 7 классов. После окончания школы мечтал поступить в Пермское военно-морское авиационно-техническое училище. Хотелось, как и отец, cтать военным. Но судьба распорядилась иначе…

Море – это не только романтика…

И если оно захватывает, то, как говорят знатоки, —  на всю жизнь! Мама была категорически против  поступления сына в выбранное училище. И тогда Борис  ради сохранения достоинства мужчины и ради формирования настоящих геройских качеств  пришел в военкомат и изъявил желание уйти на службу в армию досрочно. Таким образом, он в 16 лет оказался на Балтийском флоте: учился в школе юнг, а дальнейшая служба как рулевого 3 класса продолжилась на эскадренном миноносце «Грозящий». Несмотря на то, что война подходила к концу, она отзывалась долгим гулким эхом и на суше, и на воде…

 Стоит вспомнить, что в период войны эскадренные миноносцы, как и «Грозящий», с водоизмещением до полутора тысяч тонн, скоростью 37 узлов, паровыми котлами с нефтяными форсунками, четырьмя трехтрубными торпедными аппаратами и пятью орудиями калибра 88 или 102 мм активно участвовали в патрулировании, набеговых операциях, постановке минных заграждений, перевозили войска. В самом большом морском сражении этой войны – Ютландском бое – принимали участие больше 80 британских и 60 немецких эсминцев. В этой войне эсминцы стали выполнять еще одну стратегическую задачу — защищать флот от атак подводных лодок, атакуя их артиллерийским огнем либо тараном. Это привело к усилению корпусов эсминцев, оборудованию их гидрофонами для обнаружения подлодок и глубинными бомбами. Великобритания создала в годы войны новый подкласс – «лидер эсминцев», с большими характеристиками и вооружением, чем у обычного эскадренного миноносца. Он предназначался для вывода в атаку своих эсминцев, борьбы с вражескими, управления группами эсминцев и разведки при эскадре. Главными задачами также оставалась ликвидация минной опасности в Рижском заливе, на реке Западная Двина, прокладка фарватеров через вражеские минные заграждения. И все прикладывали большие усилия, чтобы выполнить боевое задание. В 1946 году в структуре Краснознаменного Балтийского флота произошли изменения: он был разделен на два флота — Юго-Балтийский (затем 4-й флот) и Северо-Балтийский (затем 8-й флот), в декабре 1955 года флот был восстановлен в прежней структуре.  С начала 1950  годов возможности флота заметно возросли: это было связано и с освоением нового ракетно-
ядерного оружия, и с пополнением флота ракетными кораблями и реактивными самолетами. Корабли Балтийского флота стали выполнять задачи боевой службы в Северном и Средиземном морях, Атлантическом и Индийском океанах. Это перечень тех задач, в решении которых участвовал и наш герой – будущий капитан дальнего плавания Борис Редько, о чем он правда пока и не мечтал. На первом месте была военная служба на военном флоте, которой  он отдал 7 лет и демобилизовался в 1953 году в звании старшины 2-ой статьи и в должности – командир отделения.

Опыт – дело наживное

Борис надеялся, что найдет реализацию своей профессии и в мирном труде, но когда вернулся домой к матери и сестре, которые в это время жили в Донецке, понял, что без моря жить не сможет. Понимал, что надо помогать семье материально (у матери инвалидность I группы, сестра Дина — несовершеннолетняя), но очень хотел учиться дальше. Подрабатывал где только мог, но когда поиск нормального места зашел в тупик, то мама сама предложила ему уехать туда, куда звала душа. Вскоре Борис оказался в Питере. Отучившись на специальных курсах, получил диплом судоводителя до 200 регистровых тонн, что позволило ему связать всю дальнейшую трудовую биографию с советским промысловым флотом. При этом он опять же не расставался с мечтой – стать капитаном и не упускал возможности повышать квалификацию. Благодаря настойчивости и терпению одолевал ступеньку за ступенькой и, в конечном счете, в 1955 году окончил Ленинградскую мореходную школу капитанов дальнего плавания. Вскоре приступил к работе на судне № 437 рыбодобывающего предприятия «Мурмансельдь» в должности исполняющего обязанности капитана. Судно уходило в море на длительный срок, работа исчислялась тоннами добытой рыбы и получением чистой прибыли предприятию. Будни команды были наполнены тяжелым трудом, ответственностью, переживаниями. В один из коротких отпусков в Мурманске познакомился со своей будущей женой. Валентина была из семьи военного, служившего в Карелии, поэтому пришлось расписаться без родительского благословения. А уж потом, когда представилась возможность, побывал в гостях и познакомился с тестем подполковником. Вскоре семья по линии пароходства обзавелась собственной квартирой и через некоторое время детьми (две дочери и сын).

Если оглянуться назад, то морю  Борис Федорович отдал 48 лет!..

Даже и не сосчитать, сколько морских миль пройдено им за годы. При этих воспоминаниях вспоминаются слова из известной песни: «Моряк вразвалочку сошел на берег, как будто он открыл пятьсот америк, ну не пятьсот, так пять – по крайней мере… И все на свете острова он знал как дважды два…» Как дважды два их знал и капитан Борис Редько, бороздивший на судах промыслового  флота воды Балтики, Баренцева, Северного, Норвежского морей, но в основном – Атлантического океана. Сбылась-таки его детская мечта – стал капитаном дальнего плаванья!

Кто-то скажет, что море – это романтика, экзотика!.. На самом же деле, промысловый флот – это грандиозный труд, наполненный сложностями,  испытаниями и по силам только людям с твердым характером. Как говорится,  море  есть море. Оно не прощает ошибок и не принимает слабых. Но ежели завладевает внутренним миром человека, то навсегда.

Профессия – на всю жизнь

В памяти Бориса Федоровича накопилась тысяча и одна морская история, которая только и ждет благодарного слушателя. Ими он не раз охотно делился с друзьями, родными. Жаль только, что жизнь разбросала всех в разные стороны… Есть такие истории, что можно улыбнуться, но в большинстве своем – грустные, связанные с гибелью людей, с атаками прожорливых акул… Если вспомнить, то на долю юнги Бориса Редько пришлись первые послевоенные годы, когда нужно было также защищать водную границу от врага, а уже в зрелом возрасте, будучи капитаном, выполнять производственные показатели по обеспечению экономики государства, переживать шторма и бури, которые не щадили людей, превращая судно буквально в игрушку, норовя ее разломать или потопить в один миг. В часы отдыха и досуга для Бориса Федоровича всегда была товарищем хорошая книга. Набирал их в рейс целыми пачками. Привлекала в основном историческая и морская тематика. Что-то заставляло размышлять, а что-то анализировать, думать и философствовать. Особенно зачитывался произведениями Марка Твена, с его ярким напоминанием, что хождение на судах все  же оставляет неизгладимый след в судьбе каждого. И в его – не исключение. И кто не ходил в моря и не путешествовал, не стремился узнать больше, чем его окружение,  – прочитал в книге жизни только одну страницу…

Бросил якорь

 Борис Федорович, когда окончательно вышел на пенсию, то думал-гадал: что делать, куда податься? И в результате двойного обмена, попал в Мозырь. Жаль, конечно, что в таком  возрасте уже не смог приспособить свои навыки и профессиональные возможности. Однако свой ратный и трудовой потенциал Родине он отдал сполна. Никто же не виноват, что мощная некогда держава под названием СССР развалилась… Зато более четверти своей жизни ветеран живет в Беларуси, о чем ни разу не пожалел и чем очень гордится. К людям пожилого возраста здесь проявляется забота и особое внимание  как со стороны государства, так и общества, молодежи. По его мнению, душу греет то, что ты прожил не зря, выполнил свое гражданское, родительское и профессиональное предназначение. Жаль только одного, что Мозырь не вырос на берегу моря или океана (улыбается). Зато здесь есть много озер, затонов. Когда душа моря просит, Борис Федорович собирает рыболовные снасти и отправляется в укромное местечко, чтобы порыбачить. Для него важен не улов, а сам процесс… Говорит, что  на воду смотрел бы часами, перебирая в памяти жизненные сюжеты…Уверен, что если бы повернуть время вспять, то повторил бы свой путь, не задумываясь, несмотря ни на какие бури и шторма. Важно только, чтобы моряка кто-то ждал на берегу…

Хождение по морям и океанам подарило ветерану немало встреч с интересными людьми. Личное богатство – дети, пятеро внуков и два правнука. Правда, такого влюбленного в море, как их дед и прадед, пока не выявилось. Но кто знает, еще есть время для выбора! А вот нынешний июль вместе с главным праздником страны – Днем Независимости Беларуси, для ветерана знаковый: 20 июля он будет отмечать 90-летие. Как бы там ни было, он считает себя счастливым вместе с мозырянами и всем белорусским народом, идущим вперед правильным курсом. Уверенный взгляд, светлый ум, сильный характер и активная жизненная позиция – багаж, с которым пришел ветеран к своему красивому юбилею. Потому, что никогда не боялся ставить перед собой трудные цели и достигать их. Впрочем, многому, как признался, научился у своего любимого писателя Марк Твена, который сказал: «Через двадцать лет вы будете больше жалеть не о том, что вы сделали, а о том, чего не сделали. Так скидывайте же узлы, выплывайте из тихих гаваней. Ловите ветер в свои паруса. Исследуйте. Мечтайте. Открывайте!»

Ну, а мне остается пожелать ветерану от всех нас – благополучия, крепкого здоровья и долголетия.

Наталья КОНОПЛИЧ,  фото автора  и из  личного архива.

 


Читайте МОЗЫРЬ NEWS в: