Под знаком белорусской классики завершился 28-й театральный сезон в Мозырском драмтеатре им. И. Мележа

1537

Подошел к концу очередной театральный сезон. Мы надеемся, что для наших зрителей он был интересным и запоминающимся. Открыли сезон премьерой комедии «Примаки» по пьесе Янки Купалы. Спектакль был приурочен к 135-летию со дня рождения белорусского классика. Поставил его главный режиссер театра Роман Цыркин.

Сам Янка Купала определял жанр произведения «Примаки» как «сцэнічны жарт у адным акце». Это история о том, как Максим Кутас с Трофимом Синицей поменялись своими женами и что из этого получилось.

По словам одного из исследователей, «п’еса «Прымакі», на першы погляд, здаецца п’есай толькі пацешнай. Але гэта толькі на першы погляд… Жарт высмейваў не толькі слабасці чалавечай натуры і тое, да чаго вядзе лішняя чарка…» (А. Лойка).

Янка Купала не выступал здесь как морализатор. Этого придерживался и   режиссер-постановщик спектакля Роман Цыркин.

На сцене перед зрителями разворачивается история, из которой зритель узнает, как Максим Кутас (Юрий Шмак) и Трофим Синица (Вадим Дубров), изрядно выпив, отмечая Троицу, начали жаловаться друг другу на своих жен. Они даже не могут на следующее утро вспомнить, как решили обменяться ими, чтобы выяснить, чья хуже…

На примере Максима в исполнении Юрия Шмака очень убедительно показано, к чему приводит дружба с «зеленым змием». Он, проснувшись в чужой избе, даже не может сразу вспомнить, где находится.  Только появление Дамицели Синицы (Елена Прокопова), ее дочери Катеринки (Людмила Руцкая), по его мнению, какого-то «создания в юбке», ведь у него самого сын, Матвейка (Евгений Кузьменков), – помогают ему быстро протрезветь.

Каково же было удивление Дамицели, увидевшей чужого мужа у себя в кровати! Ведь для замужней женщины это несмываемый позор, «как же теперь на улице появиться?» Она решает, что ей ничего не остается, как утопиться. Далее происходяшее превращается в некий фарс: Дамицеля принаряжается, смотрится в зеркало. Максим Кутас тоже приходит к мысли, что уж лучше ему повеситься. Но… Всех «привела в чувство» Катеринка. Она напоминает, что может совершиться еще один грех – самоубийство. Однако здравый смысл победил, тем более, наступил второй день Троицы…

Кульминацией всего действа становится «поединок» Дамицели (Елена Прокопова) и Полонеи (Валентина Росликова). Обе актрисы блестяще справились со своими ролями, создав колоритные, запоминающиеся образы. Они смогли найти такие интонации и краски, которые позволили увидеть в их героинях, Полонее и Дамицеле, глубоко индивидуальные черты.

Так, казалось бы, невинная шутка подвыпивших мужчин приводит к тому, что после всех «боев местного значения» в произошедшем должны разбираться Урядник (Михаил Клименко) и Соцкий (Анатолий Бычковский).

Спектакль «Примаки» был с интересом воспринят зрителями. Успеху поспособствовали сценография и эскизы костюмов, созданные художником Евгением Борисовцом. Постановкой танцев занималась балетмейстер Наталья Каменчук. Органично вписалась в спектакль музыка, подобранная режиссером-постановщиком Романом Цыркиным. Хормейстер спектакля — известный мозырский музыкант Александр Телепун.

Спектакль стал лауреатом ХIII Международного театрального фестиваля женского творчества им. Марии Заньковецкой (Украина, г. Нежин) в номинации «За яркое воплощение женских образов в классической национальной драматургии».

К Международному дню театра, и это стало уже традицией, была приурочена очередная премьера — комедия «Кто смеется последним…» по  пьесе белорусского классика Кондрата Крапивы. Поставил спектакль главный режиссер театра Роман Цыркин.

Можно смело утверждать, что время не ослабило силу сатирического слова К. Крапивы, а его комедия «Кто смеется последним», написанная в уже далеком 1939 году, будет актуальна еще долго.

В спектакле «Кто смеется последним…» очень убедительно показано, какой вред обществу и науке приносят карьеризм и демагогия, высмеиваются подхалимство, трусость, приспо-
собленчество.

Действие спектакля происходит в научно-исследовательском институте геологии. Возглавляет его Александр Петрович Горлохватский (Юрий Шмак). К науке он не имеет никакого отношения, а оказался здесь потому, что его «приятели запихнули в эту дыру». За какие-то прежние «делишки» он мог быть наказан, но ему удалось выйти «сухим из воды». В институте  Горлохватскому сидеть-то «тихо», да вот беда – сидеть он не привык.

Юрий Шмак очень органичен в роли Горлохватского. Можно сказать, что это одна из лучших его ролей. Он находит такие приемы, интонации, краски, которые позволяют ему донести до зрителя суть натуры его персонажа.

По режиссерскому замыслу, Горлохватского нельзя делать дураком, он по-своему умный. А вообще – это своего рода артист, недаром он посещал в детстве драмкружок. Ему ничего не стоит обаять человека, предстать эдаким «душкой». Свои интриги, даже шантаж, Горлохватский может замаскировать обаятельной улыбкой. Человеку, которого это касается, не сразу становится понятно, что происходит. Так было с профессором Черноусом в мастерском исполнении Вадима Дуброва. Он долго верил, что Горлохватский, пусть и не великий ученый, но хороший человек и директор:  дал деньги на научную экспедицию, из института не гонит, когда начались разговоры о его «вредительской» деятельности с подачи Зелкина (великолепен в этой роли подхалима и сплетника Евгений Кузьменков).

Горлохватский с милой улыбкой вконец запугивает робкого, трусливого, постоянно во всем сомневающегося Тулягу, когда становится известным недоразумение, связанное с фактами его биографии (очень убедителен в этой роли Михаил Клименко, известный зрителю и по его киноролям).

Разоблачение лжеученого, интригана и шантажиста Горлохватского происходит в конце спектакля, когда на ученом совете слушается его доклад  «Новый вид ископаемого животного», написанный для него Тулягой. Он с серьезным видом читает доклад о мамонтовой свинье, и у зрителя образ «свинтуса грандиозуса» ассоциируется не с доисторическим животным, а с самим Горлохватским. Вот уж воистину: не в свои сани не садись!

Заканчивается спектакль «Кто смеется последним…», по замыслу режиссера-постановщика Романа Цыркина, немой сценой, как в комедии Николая Гоголя «Ревизор». Все герои замирают, а со сцены звучит голос от автора (великолепная запись голоса Валерия Шушкевича), который призывает зрителя задуматься об увиденном, найти эти явления в современной жизни и всячески им противостоять.

Отрадно то, что в этом спектакле мы возвращаемся к спектаклям психологическим, дающим возможность актерам более глубоко подходить к своим ролям. Поскольку эта комедия сатирическая, то персонажи в ней должны быть гротескными, а не похожими на обычных людей. Все актеры, занятые в спектакле, с этим справились. Думаем, что надолго запомнятся зрителям Горлохватский (Юрий Шмак), Черноус (Вадим Дубров), Туляга (Михаил Клименко), Зелкин (Евгений Кузьменков), Анна Павловна (Наталья Скоморохова), Зина Зелкина (Виктория Бачура), Вера (Светлана Джелиева), тетя Катя (Елена Кашаед), Никифор (Петр Перепеча), неизвестная женщина (Ирина Степовая), неизвестный мужчина (Алексей Виноградов).

Сценическая редакция и музыкальное оформление спектакля Романа Цыркина. Художник-постановщик Ирина Середа. Художник по костюмам Ирина Трипольская. Ассистент режиссера Елена Драгомирецкая.

Не забыли мы и о юных зрителях. Для них было поставлено три спектакля. Это «Мышонок Криспи» по пьесе Сергея Пантыкина, Александра Пантыкина, Елены Ходыревой в постановке Елены Драгомирецкой, «Необычные подарки с сюрпризом» по пьесе Юрия Вутто и в его постановке, «Заколдованное счастье» по пьесе Галины Латышевой «Метелочная сказка» в постановке Дианы Махновец.

Одна из составляющих работы театра — гастроли и фестивали. В этом театральном сезоне МДТ им. И. Мележа побывал на гастролях в одном из самых молодых городов Беларуси – Солигорске. Было показано два спектакля. Для взрослого зрителя – комедия «Особо любящий таксист» по пьесе Рэя Куни в постановке главного режиссера театра Романа Цыркина. Для детей показали сказку по пьесе Светланы Лежневой «Молодильные яблоки» в постановке Богдана Орловского. Оба спектакля прошли с большим успехом.

Как уже упоминалось, в этом театральном сезоне мы принимали участие в XIII Международном театральном фестивале женского творчества им. Марии Заньковецкой (Украина, г. Нежин). В дальнейшем тоже планируем выезжать на гастроли и принимать участие в фестивалях.

В новом, 29-м, театральном сезоне постараемся порадовать премьерами и взрослых, и детей. 

До встречи, дорогие зрители!

Ирина ВАРНИНА, зав. литературной частью МДТ им. И. Мележа.

Фото Сергея ШАПОВАЛОВА.

 


Читайте МОЗЫРЬ NEWS в: