Чужой беды не бывает, считают сотрудники отделения розыскной работы отдела уголовного розыска криминальной милиции Мозырского РОВД

1903

Живет близкий человек рядом, и, зачастую мы просто не понимаем, какая это радость. Но вот случается и такое: уезжает чей-то сын, муж или брат в другой город, другую страну, и связь с ним обрывается. Это сильнейший стресс и для всех членов семьи, и для сослуживцев. Как быть в такой ситуации, ведь неведение хуже всего?

Но наедине со своей бедой человек не остается. На помощь всегда приходят сотрудники отделения розыскной работы отдела уголовного розыска криминальной милиции Мозырского РОВД. Сегодня мы беседуем с начальником отделения майором милиции Вадимом Николаевичем БЫЧКОВСКИМ.

— Вадим Николаевич, расскажите, какую деятельность ведет ваше подразделение?

— Мы занимаемся розыском лиц, без вести пропавших, преступников, скрывшихся от уголовного преследования и суда, а также должников различных категорий. Поиски осуществляем как на территории Республики Беларусь, так и близлежащих государств, взаимодействуем со всеми компетентными заинтересованными структурами этих стран.

— Какое количество людей в данное время находится в розыске?

— На сегодняшний момент в категории «без вести пропавшие» — 28 жителей Мозырского района, 29 должников и 52 гражданина, которые преступили закон, совершив различные виды преступлений. Но в процессе работы люди находятся, и эти цифры постоянно корректируются. Ситуация может изменяться ежедневно.

— Насколько я знаю, в летний период  вашей службе «не дают скучать» заядлые грибники, которые уходят в лес без компасов, мобильных телефонов, а потом теряются на незнакомой местности…

— Это так. В 2018 году у нас было 6 таких случаев. К счастью, все лесные «экстремалы» живы и здоровы. Зачастую пожилые люди, пенсионеры идут в лес за грибами, за ягодами и не берут с собой мобильные телефоны, а, увлекшись полезным  делом, теряют ориентацию на местности. Когда поступает сигнал о пропаже человека, выясняем все обстоятельства произошедшего и начинаем поисковые мероприятия.

Один из примеров: мужчина ушел в лес (район д. Махновичи) и заблудился. А уже наступило вечернее время. Хорошо, что у человека оказался в кармане мобильный телефон. Как только поступил звонок, мы направили в предполагаемый район два автомобиля — РОВД и ГРОЧС с включенными  проблесковыми маячками и  сиреной. И тогда мужчина, ориентируясь на звук, быстро вышел на дорогу.

В связи с вышесказанным хотелось бы посоветовать нашим гражданам: отправляйтесь в лес за грибами только в хорошо изученные вами места! И обязательно вооружитесь компасом и мобильным телефоном!

— Не секрет, что большие сложности различным службам доставляют лица, которые уезжают на сезонные заработки на территорию Российской Федерации…

— Да. И в большинстве случаев ситуации очень схожи. Люди какое-то время работают, затем им перестают выплачивать деньги, они трудоустраиваются в других местах, а потом связь с родственниками теряется… Те обращаются в наше подразделение, и мы начинаем действовать. Держим тесную связь с сотрудниками полиции гг. Москвы, Санкт-Петербурга, задействуем службу БРНС (бюро регистрации несчастных случаев). Возможно, разыскиваемый человек доставлялся в медучреждение, и ему оказывалась помощь. В течение суток мы можем получить и эту информацию. Наши сотрудники также выезжают в командировки на территорию Российской Федерации, работают там.

Также активно используем данные дактилоскопических экспертиз, позволяющих установить личность человека по отпечаткам пальцев рук. Но это — больше тонкости нашей работы.

— Без вести пропавшие… Какая работа ведется в этом направлении?

 — В этом году поступило 73 заявления и сообщения по факту безвестного исчезновения жителей нашего района. Но стоит сказать, что было возбуждено только 10 дел по факту безвестного исчезновения, остальные люди нашлись. Из 10-ти человек 9 пропали на территории Российской Федерации.

Нужно сказать, что есть определенная категория граждан, которая ввиду своих семейных проблем перестает держать связь с родственниками. Вот незамысловатая ситуация: житель г. Мозыря уехал на заработки в Россию и перестал выходить на связь. Больше года его искали, нашли в Подмосковье. Однако мужчина сказал, что у него сложные отношения с родственниками, и он не хочет с ними общаться. Вот и все.

Никто не застрахован и от несчастного случая. Бывает, человек приехал в другую страну, попал в больницу. Но не может об этом сообщить своим родственникам.

«Алиментщики» тоже часто уезжают в другую страну, чтобы скрыться от уплаты денег, а потом не хотят возвращаться. «Тянет» в чужие края и тех, кто преступил закон и пытается скрыться от правосудия. Так, в настоящее время на территории РФ задержаны два мозырянина, которые совершили преступление на территории нашего района, после чего уехали в соседнюю страну. Они находятся в СИЗО, проводится экстрадиционная проверка.

— Некоторые подростки, не найдя понимания со своими родными, также «подаются в бега». Как часто вы с этим сталкиваетесь?

— Не очень часто, но бывает. Подростками движет страсть к приключениям,  они думают: поедем,  никому не говоря, в другой город, себя покажем, на людей посмотрим. Но они не задумываются о том, как переживают за них родители, родственники, и о том, что своими необдуманными поступками сильно усложняют жизнь многих людей.

Так, учащаяся одной из школ города Марина К. в 13 лет успела уже побывать в спецучреждении закрытого типа. А потом забросила учебу, перестала ночевать дома. За полгода мы занимались ее поисками 4 раза, всегда находили в 10-дневный срок (последний раз – на территории Ельского района). Причем все удивлялись: вроде девочка неплохая, из благополучной семьи. Но эта ситуация уже улажена. Сейчас девочка никуда не бегает, находится на надомном обучении.

— Поступает сигнал: пропал человек. Какие действия предпринимаются дальше?

— Этот сигнал принимает дежурная служба РОВД. Далее же все идет по цепочке — выясняются все обстоятельства произошедшего: когда уехал человек, на территорию какой страны и т.д. Устанавливаются связи: с кем он общался  в последнее время, какими могут быть мотивы его поступка?  После, как я уже говорил, проверяются медучреждения, специзоляторы, СИЗО, психиатрические больницы. Понятно, что это работа не сиюминутная, а кропотливый труд наших сотрудников изо дня в день.

Иногда получается и так: белорусы уезжают на территорию другой страны и там уже совершают преступления, попадают в места лишения свободы. Подростки уклоняются  от службы в армии часто тоже  на территории соседней страны. Но мы их находим везде.

Но бывают и несчастные случаи. Так, молодой мужчина (назовем его Дмитрием) длительное время работал в России, после чего перестал выходить на связь. Как потом оказалось, всему виной стала психическая травма. В результате человек может не помнить, где он живет, как зовут его родных и даже свое имя. Иногда работникам милиции приходится обращаться в средства массовой информации, чтобы возможные знакомые, родственники помогли опознать некоторых граждан. А вся информация о разыскиваемых нами лицах размещается на специальном стенде «Внимание, розыск!», который расположен перед зданием Мозырского РОВД. 

— Вадим Николаевич, а теперь давайте поговорим немного о людях, которые работают у вас.

— Коллектив у нас очень хороший, сплоченный,  все до единого — профессионалы своего дела, прошедшие «проверку боем»  не один раз. Хотелось бы особо отметить нашего молодого сотрудника — оперуполномоченного отделения розыскной работы Вячеслава Николаевича Бутько, а также старшего оперуполномоченного майора милиции Надежду Владимировну Субботину, которая непосредственно занимается розыском без вести пропавших. Самые добрые слова хочу сказать и о еще двух  оперуполномоченных нашего отделения — Вячеславе Владимировиче Рубчевском и Вячеславе Юрьевиче Бритченко. Этим сотрудникам по силам решать любые, самые сложные задачи, и они всегда справляются с ними на «отлично».

 Сталкиваясь с людскими судьбами, и, принимая деятельное участие в поисках людей, невозможно оставаться равнодушными к чужим проблемам, к чужому горю. Да и чужих проблем не бывает, они все у нас общие…

Всех нас  ждут дома матери, жены, дети, и они любят нас. Стоит ли их расстраивать, ставя превыше всего свои амбиции, раздувая конфликты, которых быть не должно? Ведь не они, а жизнь, здоровье человека — главное богатство, которое не заменить ничем…

Р.S. 2018 год ознаменован знаковым юбилеем: 5 октября — 100 лет со дня образования отметит служба уголовного розыска. В связи с этой праздничной датой хотелось бы поздравить  всех сотрудников, которые несут службу в уголовном розыске, пожелать им успехов в работе, вдохновения, здоровья, мира и добра!

 

А как у них?

Ежегодно в разных странах мира без вести пропадают тысячи людей, а правоохранительные органы регистрируют сотни тысяч заявлений граждан о пропаже родственников и близких. Как же пропавших без вести ищут в других странах?

«Тихая эпидемия» в США

Исчезновение людей в США называют «тихой эпидемией». По данным ФБР, в 2012 году 661 593 человека было зарегистрировано пропавшими без вести. 659 514 человек позже были вычеркнуты из этого списка — в большинстве случаев местонахождение было обнаружено.

Статистика ФБР по пропавшим без вести ведется с 1975 года. В 2006 году была создана национальная поисковая электронная система NAMUS, которая содержит файлы обо всех пропавших. Эти файлы находятся в открытом доступе. Пользователь может сам искать через систему пропавшего человека по целому ряду признаков: по росту, цвету кожи, полу, возрасту, татуировкам.

Чудесное спасение!

В 2008 году в Латвии в Даугавпилсе через 16 лет был найден подросток, который был похищен из коляски, оставленной у супермаркета, в возрасте полутора месяцев. Как выяснилось, все это время он проживал по соседству от своих настоящих родителей. Дело о пропавшем ребенке было раскрыто случайно: женщина, у которой он жил все эти годы, попала в следственный изолятор, подросток был передан сотрудникам социальной службы. Начав собирать документы на мальчика, чиновники обнаружили, что у него нет свидетельства о рождении. После продолжительных выяснений женщина призналась, что ребенок — приемный.  Несмотря на большое количество нестыковок в рассказе и косвенных улик, указывающих на причастность женщины к похищению младенца, доказать ее вину следователям не удалось. ДНК-анализ полностью подтвердил родство потерянного ребенка с разыскивающими его все эти годы родителями.

Японские детективы

В Японии обязанности по поиску пропавших без вести людей возложены на полицию. В прошлом году в стране была зарегистрирована 81 тысяча таких случаев. Максимальное число — более 100 тысяч пропавших без вести — было отмечено в 2002 году.

С 2002 года число обращений в японскую полицию по поиску пропавших неизменно снижается. Часто это связывают с ростом мобильной связи и социальных сетей, которые позволяют родственникам найти пропавших самостоятельно. В течение года полиции Японии удается найти по разным данным от 80 % до 90 % пропавших без вести. Около четверти всех случаев составляют молодые люди до 20 лет, которые по разным причинам уходят из дома без предупреждения.

Стихийное бедствие 2011 года открыло новую страницу в способах поиска пропавших без вести. В ситуации, когда целые районы на северо-востоке страны оказались без электричества и средств связи, а родственникам приходилось самостоятельно обходить каждый эвакуационный пункт, чтобы найти своих близких, в дело поиска включились японские СМИ. Часто спонтанная инициатива одного СМИ превращалась в массовое явление. Через три дня после цунами главный редактор интернет-версии газеты «Асахи» обратил внимание на то, что поиск людей по спискам в бумажном варианте издания слишком сложен, и создал список эвакопунктов на сайте газеты. В нем при размещении в окошке поиска имени и фамилии автоматически появлялась информация о том, в каком эвакуационном пункте находится человек. Важно, что список постоянно пополнялся самой свежей информацией, полученной корреспондентами во время «полевой» работы в зоне бедствия. Сайт газеты стал эффективным средством поиска пропавших без вести, вскоре это начинание было подхвачено другими изданиями и телеканалами.

Александр СОЛОДКОВ


Читайте МОЗЫРЬ NEWS в: