Сергей Кузьмич: «На велосипеде однажды проехал 1500 км»

1940

Благодаря этому педагогу дополнительного образования  сотни мозырских мальчишек и девчонок с теплотой вспоминают  свое полное ярких приключений детство

 

– А кто ж его не знает? – сказал мой друг, когда я спросила, знает ли он Сергея Васильевича Кузьмича. – С ним половина города на велосипедах в походы ездила. И в хоккей с ним играла.

Конечно, это не статистическая половина города, но вряд ли известность Сергея Васильевича преувеличена. Это один из самых именитых педагогов дополнительного образования в Мозыре, что подтверждается многочисленными наградами, в том числе президентского уровня. Сам педагог говорит, что медали и кубки – это, конечно, не главное, но стимул для тех детей, кто азартен и стремится к победе.

Дадим же слово Сергею Васильевичу. Кстати, в день нашего интервью,
6 сентября, именитому педагогу дополнительного образования исполнилось 59 лет!

– Знаю, что вы долго работаете в сфере педагогики…

– Я самый старый педагог центра туризма и краеведения. Работаю с 1986 года!

– А как пришли в эту профессию?

– Вообще-то я очень разносторонний человек, окончил Белорусский институт железнодорожного транспорта, работал по распределению начальником тепловозоремонтного цеха на станции Саратов-2. Очень хороший город. Жил на Волге… А потом понял, что меня тянет работать с детьми. А как попал именно сюда работать? Я в школе был примерным пионером, а пионервожатым у нас был Семен Наумович Миневич. Потом он стал директором турбазы и позвал меня работать. Я и пришел. Турбаза раньше была в Новиках, потом мы объединились с юными моряками – они в то время находились возле вашей редакции. А потом стали базироваться здесь.

– Ваш брат Владимир Васильевич Кузьмич тоже педагог, преподает в университете.

– Да, он очень хороший преподаватель, кандидат филологических наук.

– Педагогическая династия?

– У нас в роду восемь кандидатов наук. Я единственный, кто не имеет педагогического образования.

– Сколько детей прошли через занятия в вашем кружке?

– Не считал. Но могу сказать, что со мной здоровается половина города. Некоторых уже и не узнаю. На улице подходят бородатые мужики, говорят: «Здравствуйте! Вы меня не помните?». Я отвечаю: «Не очень помню». – «Вы уже были старый, когда я с вами пацаном ездил на велосипеде» (смеется).

Есть и те, которые открыли свои велосипедные клубы, в Минске и Москве. Слова из песни: «Теперь уже сам я в походы вербую, по блеску в глазах узнаю я друзей».

 

– Вас знает полгорода. А кого из учеников запомнили вы?

– Очень интересные кружковцы были Леша Скидан, Оля Лацко. Это уже этакие ветераны, им по 30-35 лет. А Игорь Сорока… Был первый двоечник в школе. Училище закончил с отличием – теперь лучший сварщик Беларуси, выиграл конкурс профмастерства. Работает на Мозырском НПЗ.

– Есть ли у вас своя воспитательная система?

– Это сложно объяснить, лучше увидеть на деле. Если в человеке есть талант, он раскроется в походе.

– Я заметила, дети к вам обращаются на «ты»… Разрешаете?

– В «Артеке» ко всем воспитателям до 80 лет обращаются на «ты». Дети чувствуют себя на равных – что здесь такого? Если мы едем в поход, то все делаем вместе, едем по одной дороге, едим из одного котла. Это контакт, это хорошо. Так лучше, чем если в глаза назовут Сергеем Васильевичем, а за глаза скажут, что дурак. У меня был один друг, который не умел запоминать имена. Он всех звал «Эй», а кого очень уважал – «Эй, ты» (смеется).

– Знаю, что с вами в велосипедных турпоходах часто бывают дети, состоящие на различных видах профилактического учета. Хулиганы, проще говоря. Как удается с ними поладить, тем более, в походных условиях?

– А у нас вообще много хулиганов. Некоторых мамы в поход не отпускают, боятся. А у этих ребят родители часто вообще не знают, что дети куда-то укатили, родителям все равно. Это очень специфическая публика.

– Но все же, как вы работаете с такой категорией детей?

– Они дикие, но если их приучить к порядку, то нормальные ребята оказываются. А как приучаем? Еще до похода на катке встречаемся. Они часто голодные. Приготовим обед на костре, покушаем – и уже все доброжелательные.

Дети из обеспеченных семей выезжают за границу, но эти ребята не ездят никуда. А тут мы путешествуем на велосипедах по Беларуси. Три года назад посетили пять замков: Несвижский, Мирский, Коссовский, Ружанский и усадьбу Тадеуша Костюшки. И это все в одном походе – почти 700 километров. Впечатляет?

– Конечно!

– А в этом году совершили великолепнейший поход по территории четырех областей: Гомельской, Брестской, Минской и Гродненской – с посещением двух замков
Мирского и Коссовского. Даже приняли участие в концертной программе в агрогородке Долгое.

– Дети в походе не пытаются устанавливать
какие-то грубые порядки, меряться властью?

– Ну, во-первых, у меня все деньги. Во-вторых, у нас есть такая система: в каждой деревне, которую проезжаем, покупаем детям мороженое. Кто плохо себя вел, остается без мороженого. Действует! Бывают конфликты, но решаем на месте.

Все эти дети у меня в хоккейной команде. Кто хулиганит, не получит хорошие коньки или хорошую клюшку.

– Вы исколесили с детьми всю Беларусь. А насколько далеко в своих походах добирались вы сами?

– Когда я был студентом, мы с группой ездили в Среднюю Азию,  Ленинград, Карелию на велосипедах.

– А каким было самое большое расстояние, которое вы преодолели на велосипеде?

– Через Тянь-Шань, по территории четырех средне-
азиатских республик, вдоль китайской границы – 1500 км. Это было в 1981 году. Чего только ни видели! Самарканд, Ташкент, Алма-Ату. Горы видели… Впервые в жизни собирали хлопок, помогали местным. Собрали по 200 граммов, а надо по 24 килограмма на человека. В Средней Азии самым страшным для студентов было собирать хлопок – они плакали. Хлопок – это такая острая коробочка (показывает руками), когда начинаешь раскрывать, то руки все в крови. Местные говорили, что когда приноравливаешься, то руки становятся деревянными и легче работать. Мы тем студентам рассказывали, что ездим на картошку, они не верили, что такое светлое время может быть. Кто не выполнил три раза норму по сбору хлопка – того выгоняли из института.

– Да уж, суровые порядки были в то время. А какие бывали забавные случаи, внештатные ситуации в походах с детьми?

– Случалось всякое. Бывало, кто-то случайно свернет не туда – ничего страшного, догоняли и возвращали в строй.

Однажды пошли в пеший поход. Поставили палатки. Вечером слышу: «И как Кузьмич располагается в этих палатках? Нам тесно». Заглянул к ним, вижу: три человека спит поперек палатки, а два вдоль. Говорю, мол, надо наоборот лечь. Они поменялись местами и сразу поместились. Вот так в палатках и живем!

– Чему учат детей такие походы?

– Ой, всему! Во-первых, преодолению трудностей. Они же дети дикие, часто не умеют общаться. Не знают ни стихов, ни песен, некоторые даже картошку не умеют чистить. Есть любят – работать не любят. И всему их учим. Чтобы палатку поставить, велосипед отремонтировать, – нужен навык. В конце концов, надо крутить педали много кило-
метров, это тоже большой труд. Дети находятся в коллективе, в то же время становятся самостоятельней. И самим ребятам нравится соотношение коллективизма и индивидуальности в походах.

Во-вторых, мы уезжаем далеко от дома. Родители некоторых тихих отличников отпускают детей в поход, чтобы те стали настоящими мужиками. Можно отметить Андрея Жарикова, он у меня звезда. В этом году шестой поход совершил. Классный парень! Однажды ездили в музей, так экскурсовод не отпускала его целых два часа – он и сам начитанный, много всего знает. Ребята там чуть ли не обнимали каждый экспонат, долго обсуждали.

– А что детям в походе больше всего нравится?

– Все зависит от интересов. Если ребенок пытливый, то ему нравятся замки. Бывает, рыболовы едут. Есть те, кто просто природу любит, а есть велосипедисты – любят движение. Любой ребенок найдет в походе то, что ему по душе. Да и в принципе, если бы не нравилось – не напрашивались бы в походы!

– Был ли у вас в детстве учитель, который сформировал вашу тягу к приключениям?

– Я вырос в Давид-Городке, там детей вообще воспитывали интересно. Нас родители увозили на пикники в леса, с пяти лет мы путешествовали с ними на лодках, жили в шалашах – так было принято.

– Можете ли вы назвать себя авантюристом?

– Нет, никогда! Я не авантюрист. Я все заранее планирую и обдумываю. Хотя могу поехать в одну сторону с детьми, а по дороге сменить планы, сделать незапланированный заезд в какую-то деревню.

– Расскажите о ваших хоккейных занятиях в Мозыре.

– Есть частный каток возле бассейна, мы там занимаемся на общественных началах. Сами чистим, сами заливаем – город дает воду и свет бесплатно. Наша хоккейная команда называется «Арлы Мазыра». Раньше называлась МДМ – «Мозырские дохлые мухи». Это было самое смешное название, дети его сами придумали. Девять лет мы ездили играть в Минск, в Ледовый дворец, а потом на пять лет сделали перерыв. И когда впервые после перерыва приехали, то смеялись все, от директора до уборщицы. Все помнят наше смешное название. Правда, когда объявляли, назвали нас «Мозырские добрые молодцы» – чтобы красиво было. Но все знали настоящее название команды.

– Но все-таки хоккей – это такой вид спорта, который требует дорогостоящей амуниции, инвентаря.
С этим проблем нет?

– Все нужное имеется: шлемы, клюшки, коньки, форма. Город со всем помогает. У нас, кстати, очень красивые майки, и на соревнованиях нас всегда ставят в первых рядах.

Сейчас появилась новая традиция – выезжать на парад в честь Дня города Мозыря в полной хоккейной форме, но на роликах. В прошлом году нам предложил это сделать зампредседателя райисполкома Феликс Федорович Галюк – детям очень понравилось, и сейчас все мечтают повторить. Снова пришло приглашение поучаствовать в параде, нужны уже не пять, как в прошлый раз, а целых пятнадцать человек. Так что спасибо Феликсу Федоровичу Галюку за хорошую идею.

– Вам и вашим воспитанникам важно получать награды? Знаю, что у вас их очень много…

– Конечно, это приятно. Но когда наград много, то уже как-то спокойней к ним относишься. К тому же мне как педагогу получать награды экономически выгодно – за них премируют (смеется).

– А что для вас наивысшая оценка вашего труда?

– Похвала детей, похвала коллег… Все в комплексе. Приятно, когда коллеги восхищаются, начальство хвалит, когда новые дети приходят на занятия, когда выезжаешь в походы.

Грустно, что единомышленники отходят. Сейчас по Беларуси в велосипедные походы детей возят всего четыре человека – все предпенсионного возраста. Есть такой конкурс «Познай Родину – воспитай себя», специально для тех, кто ездит в велосипедные походы, и в нем самое обидное – это занять четвертое место.

– А вы не пробовали вырастить себе преемника?

– А у нас и есть молодой специалист из Брестской области, девушка. Сейчас с нею едем на соревнования по велотуризму. В этом году уже сама группу повела. Ветераны – в дальний поход, новички вокруг Мозыря. В следующем году, как подрастут, поедем все вместе.

– Кстати, девочки с вами тоже в велосипедные походы отправляются?

– Раньше были. Теперь не ездят. В нашем кружке девочки есть, и обычно они хотят поехать, но мамы не отпускают. Конечно, в ночной клуб сходить безопасней…

– Вы сейчас говорите с сарказмом?

– Разумеется, с сарказмом. А как же?

– Поведайте о своих увлечениях. Чем вы занимаетесь в свободное время?

– Умею выращивать голубику. Вырастил 350 банок малины. Цветовод. Просто я родом из Давид-Городка, там все выращивают цветы! Люблю петь. Часто печатаюсь в газетах.

– Желаю вам удачи во всех ваших начинаниях и благодарю за интервью.

– Спасибо!

 

 

 

 

Записала Елена МЕЛЬЧЕНКО.

Фото автора.

 


Читайте МОЗЫРЬ NEWS в: