Чем живет частный бизнес?

В рейтинге благоприятности условий для ведения бизнеса по данным Всемирного банка Беларусь занимает довольно высокое 38 место. Для сравнения: в 2012 году мы были на 69 позиции. А если взять такой показатель, как время на регистрацию бизнеса, то, наверно, будем в первой десятке стран. Из 190 стран место вроде достойное. Но объективен ли этот рейтинг? И так ли уж довольны предприниматели своим положением?

Есть данные исследовательского центра по итогам проведения опроса в Беларуси по размерам уплаты налогов у нас и в Швеции. Не все поверят, но скандинавы платят намного больше, чем белорусы. Даже в образцовом Сингапуре бизнес жалуется на высокие налоги. А можно еще не ехать далеко и сравнить с соседними Россией и Украиной. Дело в том, что мы порой смешиваем такие понятия, как условия ведения бизнеса и налогообложение. Сложно сказать, возможна ли идеальная ситуация, чтобы довольны были все. Многие, приходя в бизнес, понятие о нем зачастую имеют «по интернетам», желая получить, непременно большую, прибыль моментально. По своему опыту общения с российскими и украинскими бизнесменами скажу, что после 2012 года нашим предпринимателям проще вести свои дела. Поверьте, как человеку, который в бизнесе с 1996 года, мне есть с чем сравнивать.

Можно ли улучшить правила ведения бизнеса? Здесь есть два фактора: принятие законов и компетенция. Законы вполне адекватные и правильные, но особый разговор о втором показателе, где слабое звено – маркетинг. Большинство коммерческих предприятий – экспортоориентированные. В период 1995-2005 годов инфляция составляла 40 %, и то была своеобразная дотация частному бизнесу. Тогда выработалась модель для продажи за границей: европейское качество по китайской цене. Она не требовала серьезных маркетинговых затрат – ценовая привлекательность была высокой, и наши производители концентрировались на качестве продукции. А россияне и украинцы на первое место поставили маркетинг, отодвинув качество на вторые роли. Но сегодня и для белорусской продукции актуален маркетинг, только качества для продвижения товаров уже недостаточно. Последний пакет решений и Указ №7 «О развитии предпринимательства» еще более упростил все процедуры, что позволяет снижать издержки для ведения дела.

Дополнительным стимулом для развития частного бизнеса в стране является и то, что курирует его первый заместитель премьер-министра Александр Турчин. На последнем совещании были отмечены такие моменты, как неравенство частного бизнеса и государственного сектора – дебиторская задолженность госсектора перед малым и средним бизнесом, которая длится порой годами. Видимо, логика «они частники, сами выкрутятся…», но такая практика наносит вред развитию частной инициативы. Наверно, в том числе и поэтому люди, решив заняться предпринимательством, предпочитают заниматься торговлей и оказанием услуг, а в производство идут неохотно. Также госсектор не имеет проблем с получением кредитов, а частник должен крутиться сам. Сегодня неплатежи тормозят развитие частного бизнеса, потому что налоги предприниматель платит исправно, т.е. работает эффективно, но свое заработанное получить не может. Отдельная тема, что госсектор часто банально проедает кредиты, зная, что простят и спишут, но частный бизнес не может позволить себе работать в убыток. Поэтому новому правительству нужно срочно заняться этой проблемой, тогда частный бизнес сможет наравне конкурировать с госсектором, реализуя свою продукцию на многих рынках.

Так что же нужно сделать в Беларуси, чтобы частный бизнес занял достойную нишу в наполнении бюджета? На мой взгляд, следующее: ликвидировать неравенство двух форм собственности, частной и государственной, реструктурируя неэффективно работающие госпредприятия. Вовлекая, тем самым, в экономику новые ресурсы, решая вопрос с просроченной задолженностью госпредприятий перед частниками. Также больше уделять внимания маркетингу, больше инвестировать в науку и образование для подготовки руководящих кадров, способных эффективно заниматься предпринимательством.

Николай Гайдуков, депутат районного Совета.

Чем живет частный бизнес?: 1 комментарий

  • 09.10.2018 в 10:29
    Permalink

    Статья — набор клише. Что везде хорошо, а у нас вроде что-то мешает. Пока наши «бизнясмэны» с Истпала не будут накручивать ценник на 400% от реальной стоимости того или иного товара о каких равных условиях может идти речь? И о каком равенстве кричат бизнесмены если этот же товар у представителей ближнего Востока ( узбеки, турки и т.д.) стоит в 2, 3 , 4 раза дешевле?
    Так что не государство плохое, это мы бедные.

    Рейтинг комментария:Vote +1+3Vote -10

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *