«Беларусы», которых знают все. Техника Мозырского машиностроительного завода осваивает новые рынки

Что нового сегодня в производстве Мозырского машиностроительного завода? Об этом читайте в интервью с Владимиром Петровичем Добровольским, заместителем директора по коммерческим вопросам ОАО «Мозырский машиностроительный завод».

Немного статистики.

Мозырский машиностроительный завод входит в состав холдинга «МТЗ-ХОЛДИНГ», которым производится примерно 8-10 % колесных тракторов от мирового рынка. В настоящее время МТЗ поставляет более 60 модификаций тракторов в сотнях исполнений для работы в различных климатических зонах. Поставки тракторов «Беларус» производятся в более чем 60 государств.

Представляем собеседника

Для Владимира Петровича Добровольского ОАО «Мозырский машиностроительный завод» – первое место работы. На завод трудоустроился по распределению в 2002 году сразу после окончания Гомельского государственного технического университета им. П. О. Сухого (специальность – «Менеджмент»). Немаловажный факт: собеседование у Анатолия Нестеровича Протаса, директора предприятия, проходил в паре с супругой, также на тот момент молодым специалистом, – вместе учились в одной группе. Молодую перспективную семейную пару с удовольствием взяли в штат: Карину Васильевну назначили специалистом планово-экономического отдела, Владимира Петровича – в отдел сбыта. Далее – вверх по карьерной лестнице: начальник бюро, заместитель начальника отдела, начальник отдела сбыта и маркетинга, с декабря 2016 года – заместитель директора по коммерческим вопросам.
Депутат Мозырского районного Совета депутатов 28 созыва.
С супругой воспитывают двоих детей.

Что нового сегодня в производстве

Мозырского машиностроительного завода? Об этом читайте в интервью с Владимиром Петровичем Добровольским, заместителем директора по коммерческим вопросам ОАО «Мозырский машиностроительный завод».

– Имей лучший продукт, лучший коллектив, лучшие технологии, постоянно их развивай и совершенствуй – и получишь максимальный результат, который позволяет среда. Это в идеале. Реалии же, обусловленные высокой конкуренцией, в какой ни возьми отрасли экономики, отбрасывают превосходные степени сравнения. Рентабельность продаж, объем производства, средняя заработная плата работников становятся самыми главными говорящими характеристиками. Владимир Петрович, расскажите, каким тенденциям сегодня подчинен отечественный рынок машиностроения, в каком направлении развивается Мозырский машиностроительный завод?

– «Производить то, что покупается, а не продавать то, что производится» – это классическая формула маркетинга. Нужно не только произвести товар, но, самое главное, доставить его потенциальному потребителю и создать условия для превращения потребности в реальный спрос. Коммерческий успех любого предприятия в большей степени зависит от того, насколько рационально организовано движение продукции в сфере обращения. Мы работаем под конкретного заказчика. Сегодня производство ради производства недопустимо.

Не возьмусь говорить огульно, анализировать векторы развития всего белорусского машиностроения. Выделю три направления, в которых развивается наш завод. Это – лесная техника, гусеничные трактора и различная специализированная техника для энергетиков, коммунального хозяйства, сельского хозяйства. В объеме производства больший удельный вес занимает лесная техника. Мы выстроили внятный, понятный диалог с Министерством лесного хозяйства. С учетом пожеланий и замечаний мы дорабатываем свою технику: изменяются технические характеристики – появляются новые модификации. В этом году были востребованы рубильные машины, в портфеле заказов увеличилось количество техники, предназначенной для вывоза древесины.

Огромное внимание мы уделяем качеству нашей продукции. Постоянная работа в этом направлении позволяет нам занимать более устойчивое положение в своем сегменте рынка и дает нам стимул двигаться дальше, не останавливаясь на достигнутом. Мы осознаем, что только продукция высокого качества поможет нам выйти на новые международные рынки.

– Несмотря на то, что основным потребителем продукции Мозырского машиностроительного завода являются предприятия Беларуси, экспорт для вас имеет наиважнейшее значение. Если говорить о внешних рынках, какой Вы назовете самым перспективным на сегодня?

– Рынок стран Средней Азии, в т. ч. Республика Казахстан, Республика Узбекистан и др. Дорабатываем технику под условия эксплуатации в этих странах. К такому количеству пыли в степи мы не были готовы – улучшаем систему забора воздуха.

Стремимся нарастить реализацию гусеничных тракторов. Обусловлено это тем, что хороший хозяин, выращивающий хлеб, старается задействовать весной гусеничные тракторы, – они не так уплотняют почву, как тяжеловесные машины на колесах. В этом сегменте – и по качеству, и по ценовому фактору – наша техника имеет явные преимущества перед аналогами.

Наша продукция реализуется также в Российской Федерации и Украине.

– Коммерческий успех любого предприятия обусловлен, в первую очередь, выручкой, ее ростом. Что, на Ваш взгляд, нужно, чтобы получать комфортную для вашего предприятия прибыль? Что предпринимается для этого отделами, работу которых Вы курируете?

– Нам нужно идти по пути оптимизации технологий под конкретного потребителя, совершенствовать качество с возможностью удешевления продукции, а для этого оптимизировать трудо- и материальные затраты. Сегодня нужно много работать с потребителем на предмет продвижения своей продукции. Чтобы продукт был востребован, нужно, чтобы он был узнаваем.

Специалисты нашего предприятия – постоянные участники специализированных профильных выставок технологий и оборудования. Крупнейшая из отечественных, в которой мы традиционно принимаем участие, – «Белагро». Презентовать здесь свою технику – это прямой путь к новым договоренностям и заказам. В этом году в экспозиции МТЗ-Холдинга, в составе которого находится наше предприятие, мы продемонстрировали гусеничный трактор
«БЕЛАРУС»-1502, предназначенный для промышленных и мелиоративных работ в агрегате с навесными, полунавесными и прицепными орудиями.

На специализированной выставке «Лесдревтех» в мае этого года состоялась презентация первого выпущенного образца харвестера «BELARUS-SAMPO» МЛХ-46. На «Лесдревтех-2018» он, нужно сказать, вызвал большой интерес у участников показа и его посетителей. Повышенное внимание представителей лесной отрасли страны к упомянутому харвестеру подтвердило востребованность этой машины на отечественном рынке. Кстати, МЛХ-46 нашел своего покупателя прямо во время показа. Было особенно зрелищным на выставке и шоу гидроманипуляторов, Министерство лесного хозяйства организовало конкурс «Лучший оператор гидроманипулятора-2018», это были соревнования в формате командной эстафеты, в котором свои профессиональные умения владения техникой продемонстрировали операторы государственных производственных лесохозяйственных объединений всех областей.

Принимали участие в международном специализированном форуме «Деревообработка-2018» – это крупнейшая в Беларуси выставка машин и оборудования для лесной и деревообрабатывающей промышленности. Также были задействованы в празднике «Купалье» («Александрия собирает друзей»), который ежегодно проводится в агрогородке Александрия Шкловского района. Минский тракторный завод организовал выставку линейки тракторной техники, на которой можно было не только фотографироваться, но и покататься, предварительно приняв участие в небольшой викторине. Так, кто-то взбирался на сельхозтехнику с целью впервые опробовать в деле непривычное транспортное средство, а кто-то увидел в ней лучшего помощника в поисках таинственной «папараць-кветки».

В составе делегаций наши специалисты бывают и в зарубежных командировках. В последние годы они стали, скажем так, более адресными. В Казахстан выезжали вместе со специалистами сервисной службы непосредственно для запуска новой техники, обсуждения перспектив развития нашего сотрудничества. Состоялась поездка в Российскую Федерацию, в Вологду. Для специалистов нашей службы чрезвычайно важно общение извне: наши преимущества, как и слабые места, лучше видны на расстоянии. Изучая конкурентов, легко чувствовать свои силы.

– Следующий – больше не вопрос, а реплика в сторону: было приятно наблюдать за спортивными, азартными машиностроителями и на зимних «Малых олимпийских играх», и на туристическом заводском слете, который собрал по некоторым оценкам более 200 человек. На обоих мероприятиях «добровольцы» – по названию команды «Добровольцы», которая выбрала Вас капитаном, – отличились особенно: победа! Какие еще заводские традиции поддерживает Ваша команда?

– Собрать коллектив – это всего лишь полдела, главное – суметь превратить группу людей в команду. В конце концов, от слаженной работы каждого подразделения зависит успех общего дела, имидж нашего предприятия. Во многом благодаря Дмитрию Николаевичу Гавриленко, директору завода, мы заново создаем коллектив, с которым можно решить любую задачу.

Наша общая задача – научиться идти в одном ритме, в одном направлении. Для этого нужно отмести в сторону все внутренние разногласия и консолидироваться.

Сегодня в моем непосредственном подчинении – отделы маркетинга и сбыта, материально-технического снабжения, транспортный участок, служба сервисного гарантийного обслуживания. Мне приятно констатировать, что у нас подобралась хорошая команда. Бесспорно, спорт, совместные поездки, различные мероприятия, в которых предлагает нам поучаствовать профсоюзная организация, помогают развивать чувство локтя – слышать друг друга, помогать друг другу и сообща идти к цели. А вместе мы можем многое!

 

Ольга АРДАШЕВА.
Фото Сергея БОРОВИКА и Александра СОЛОДКОВА.