Василий Петрович Граб: «Научить орлят летать»

Василий Петрович Граб, педагог дополнительного образования Мозырского центра технического творчества детей и молодежи, более 40 лет своей жизни посвятил развитию технического творчества юных мозырян.


«Добросовестный работник, один из сторожилов нашего центра, человек, который по-настоящему любит свое дело и неустанно увлекает им ребятишек. Его воспитанники традиционно демонстрируют великолепные результаты практически на всех мероприятиях центра: первенствах по запуску простейших летающих моделей и воздушных змеев, смотре инновационного и технического творчества учащихся, выставке технического творчества», – говорят о нем коллеги. «Это мой любимый учитель!», «Василий Петрович никогда не ругает, зато всегда подсказывает и показывает, как лучше», «Он одобряет наши идеи и всегда дослушивает до конца», «Благодаря Василию Петровичу я научился пользоваться стамеской, лобзиком, ножовкой, молотком – и теперь такое умею! Вот смотрите», – говорят о нем его воспитанники, наперебой показывая на дисплее своих телефонов отснятые работы. Таких уж точно нигде не купишь!

О себе же Василий Петрович рассказывает в более чем скромных красках: «После окончания школы пошел работать на авторемонтный завод учеником токаря: так уж сложилось, что не поступил в институт. Затем – служба в армии и до поступления на подготовительное отделение вуза – работа в ремонтно-механическом цехе Мозырского НПЗ. Окончив институт, факультет ОТДиФ, долгое время был преподавателем на кафедре методики трудового обучения и в то же время вел занятия на станции юных техников. Я стал наставничать еще на 1 курсе, так мне нравилось работать с детьми. Впрочем, в работе с юными конструкторами я все же делал некоторые перерывы, – рассказывает он. – Бывал в Монголии, Карелии, Чехии, Германии, некоторые из этих поездок, к слову, были в качестве поощрения за активную комсомольскую работу. Пять лет к ряду был в стройотрядах и этим горжусь. Что и говорить, есть что вспомнить!

Помимо этого, пробовал себя в другой сфере. И все равно возвращался к детям. Этот мир, эту ауру сложно чем-то заместить. Эти глазенки, которые широко распахнуты неизвестному, радость от своих первых самолетов, фантазии юных, которые не знают границ… В 2010 году мне, признаюсь, было страшновато возвращаться в профессию. Думал: дети уже не так охотно будут бежать на занятия, у них же все есть, в любом детском магазине – изобилие товаров на любой вкус и кошелек, нет им больше дела ни до деревянных кораблей и самолетов. Но ошибся. Сделанное своими руками по-прежнему ценят».
Сегодня любой воспитанник Василия Петровича может похвастаться макетами лучших образцов советской фронтовой авиации. Среди них – И-16, МиГ-17, МиГ-21, Як-3, Як-9, Ла-5, Ла-7, Ил-2 и многие другие. Их детальную проработку обычно педагог сопровождает описанием летно-технологических характеристик техник, а также рассказами о легендарных авиаразработчиках и тех обстоятельствах, при которых известные конструкторы раскрывали свои таланты. Для многих мальчишек – это не только первые уроки мужских трудов, но и первые уроки истории с погружением в такие детали.

«Нужно сказать, что азы технического конструирования и моделирования постигают и девочки. Они тоже наравне с мальчуганами горят желанием разобраться в технике и орудиях, советских и современных. Для меня, как для педагога, важно видеть, что ребенок загорается идеей что-то сделать своими руками. Любопытство – это та движущая сила, которая отличает детей от нас, взрослых. И, когда удается утолить это их желание знать и делать больше, я и сам радуюсь, как ребенок», – говорит Василий Петрович Граб.

Ольга АРДАШЕВА,
фото автора.