Не воспитывать детей «правильными». Интервью с психологом Алиной Бычковой

393

На днях в Столбцах произошла страшная трагедия — школьник напал на учителя и учеников. Два человека погибли, еще двое подростков получили ножевые ранения. И такие печальные новости с пугающей периодичностью поступают из разных концов света. Будучи родителем, невольно задаешься вопросами, можно ли было предотвратить преступления, в какой момент что-то пошло не так? О том, как действовать в кризисных ситуациях, помочь ребенку справиться с агрессией и стрессом, корреспонденту БЕЛТА рассказала психолог отделения психологической помощи Минского городского центра социального обслуживания семьи и детей Алина Бычкова.

— Как вы считаете, почему стали возможны подобные случаи? Ведут ли к насилию сцены жестокости в компьютерных играх и на экранах телевизоров?
— Мне кажется, таких историй не стало больше. Просто сейчас информация находится в свободном доступе, получает больший резонанс в обществе. Влияют ли на агрессивность компьютеры и интернет, для меня вопрос спорный.

— Нападавшего в Столбцах, да и школьника, ударившего ножом учительницу в минской гимназии, характеризовали как спокойного, тихого мальчика…
— О нарушениях в психике может сказать только врач-психотерапевт после диагностики. Спокойный ребенок не значит счастливый. Это стереотип. На агрессию, ее выражение влияет много факторов. Спокойствие не говорит о том, что молодой человек не испытывает гнева. Просто он по-другому с ним справляется, накапливает в себе. А долго так продолжаться не может, ведь эмоция должна найти выход.

— И как избежать нервного срыва?
— Взрослый может принять удар на себя, поддержать: «Я вижу, ты сейчас так недоволен. Это, правда, неприятная ситуация». Также для профилактики агрессивных ситуаций, если есть проблемы, родителям нужно поговорить с учителем, попробовать показать ребенку другие модели поведения. Это задача, скорее, психологов. Что делать в домашних условиях? Например, объяснить, что к дружелюбным ребятам тоже относятся дружелюбно, предложить назвать качества дружелюбного человека. Но такой подход больше применим к тем, кто младше. С подростками сложнее, требуется серьезная работа, возможно, психотерапия. Кроме того, нужно стараться, чтобы у сына или дочки были друзья: приглашать в гости, предлагать совместные игры.

— Как быть с замкнутыми детьми, которым в силу характера, природной стеснительности тяжело найти контакт со сверстниками? Когда стоит бить тревогу, чтобы в подростковом возрасте проблема не усугубилась?
— Чаще всего испытывают сложности в общении дети, где ведут закрытый образ жизни родители. Им сложно показать пример того, как нужно взаимодействовать. Тогда стоит обратиться к школьному психологу, в специализированные центры. Хорошо себя зарекомендовали групповые занятия по развитию коммуникативных навыков, их можно практиковать и в классе. Сами дети могут дать обратную связь. Также рекомендую родителям почитать книгу сказок Дорис Бретт, где описаны разные типы героев — застенчивые, с агрессивным, тревожным поведением. Истории можно адаптировать к своей ситуации.

— Могут ли помочь педагоги, если у ребенка не складываются отношения в классе: его обижают одноклассники, над ним подтрунивают?
— У учителей, на самом деле, не очень много возможностей что-то сделать. Здесь должны работать специалисты другого спектра. Дети всегда находят, за что обижать (внешность, плохая учеба, та же застенчивость). Самое главное — не акцентировать внимание, что кто-то обиженный. Хорошо работает медиация, урегулирование конфликтов с привлечением старшеклассников.

— Как научить ребенка не накапливать злость и раздражение?
— Главное — не воспитывать «правильных» детей. Они должны испытывать и радость, удовольствие, и гнев, который также является неотъемлемой частью жизни. Если родители видят, что ребенок злится, важно обозначить это. «Ты расстроен, обижен, я это понимаю». И пробовать дома социально приемлемые методы выпустить пар: рвать бумагу, бить подушки или использовать «мешочек для крика». Так ребенок поймет, как справиться с возникшим чувством. Также эффективны творческие занятия, например, рисование, участие в театральных постановках.

— Наверняка есть предвестники неадекватного поведения. Что должно насторожить родителей?
— К любым изменениям (а в подростковом возрасте они неизбежны) нужно внимательно относиться. Родители часто игнорируют, что ребенок стал замкнутым, чрезмерно злым, списывают на компьютерные игры и интернет. Это может быть так, но вероятны и другие причины. В таких случаях важно не столько устанавливать рамки, ограничения (например, забирать телефон), сколько разговаривать, выстраивать доверительные отношения. Причем не с позиции «я взрослый, я все знаю», а с позиции понимающего человека.

— Помочь можно человеку, который готов поддержку принять. А как достучаться до того, кто ее отвергает, говорит: «Друзья мне не нужны, к специалисту не хочу. Оставьте меня в покое!»?
— Такое бывает, и очень часто. Если ребенка к психологу привели «за руку», ничего не получится. Он отсидит положенный час и пойдет дальше заниматься своими делами. Это скорее про то, что в каком-то возрасте отношения нарушились. Здесь хорошо работают групповые или индивидуальные занятия с родителями, где их учат понимать детей, правильно общаться с ними. Вероятность наладить эмоциональную связь всегда есть.

— Давайте обратимся к взаимоотношениям в школе. Как учитель может повлиять на трудно управляемого ученика, слишком подвижного и активного, которому усидеть на месте удается с трудом?
— Считаю, что нужно понимать и принимать особенности ребенка, возможно, иногда и не пытаться заставлять его что-то делать. Понимание, как вести себя в конкретной ситуации, приходит с опытом, универсальных рецептов нет. Есть дети, которым действительно сложно быть «в рамках», высиживать уроки, но если к ним относятся доброжелательно, уважительно, они будут слушаться. И на таких действиях нужно акцентировать внимание, а не только ругать за сорванный урок. Еще практика показывает, что ученики не соблюдают правила у учителей, которым это сложно дается самим. Педагогу стоит обратить внимание на то, как он устанавливает правила, знают ли дети о них. Может, в младших классах стоит разместить их на видном месте, сообщать не директивно, а напоминать.

— Когда детская психика наиболее уязвима? Расскажите о детских возрастных кризисах…
— Кризисов много, и нужно уметь с ними эффективно справляться. Например, в моей практике родители жалуются на детей, которым три года и чуть больше. Это период, когда малыши пытаются что-то делать самостоятельно, потому могут себя плохо вести. Но после (в возрасте четырех-шести лет) они становятся ангелочками, пишут родителям трогательные открытки, предлагают помощь. Следующий важный момент — поход в школу, когда в жизни появляются новые люди и обязанности. Самый сложный — подростковый возраст, который в связи с большими изменениями в обществе растянулся на более длительное время, чем раньше, — с 10 до 19 лет, а то и до 21 года (по данным ВОЗ). Поэтому уже в 3-4-м классе стоит обратить внимание на поведение ребенка. Детская психика уязвима в любом возрасте. Подростковый период — уже скорее последствия того, что происходило.

— Если взять такую ситуацию: ребенок учился хорошо, но в определенный момент учеба перестала его интересовать, как снова мотивировать школьника?
— Каждый случай индивидуален. Если к нам в центр приходят с такой проблемой, то собираем информацию обо всем: составе семьи, как часто родители проводят время вместе с сыном или дочкой, чем увлекается ребенок, как у него складываются отношения в школе и так далее. Причин много, и одной из них может оказаться то, что взрослые все решали за ученика — на какие кружки ему ходить, чем заниматься, с кем дружить. При таком поведении лучше ничего не навязывать, а оставить в покое, дать возможность разобраться в себе. Бывает, прослеживается связь с плохим сном, нарушенным питанием. При сопутствующих факторах, апатичном настроении стоит обратиться к специалистам.

— Исходя из вашей практики, с какими проблемами чаще всего сталкиваются подростки?
— Если говорить о подростках (а мне ближе работа именно с ними), то участились случаи обращений с тревогами и паническими атаками, что не удивительно с таким большим потоком информации. Я таких молодых людей сразу направляю к психотерапевту, поскольку иногда требуется медикаментозная поддержка. Также имеют место насилие над детьми со стороны родителей, братьев, сестер, близких родственников, ошибки воспитания, когда ребенок для родителей становится неуправляемым. Бывает, приходят из-за неуверенности в себе, застенчивости, мальчики часто с темой, что он не успешный, слишком агрессивный. Есть дети, которые преднамеренно наносят себе увечья или находятся в депрессивном состоянии. У одной из обратившихся девочек после того, как она увидела драку в автобусе, стали проявляться панические атаки, а для парня стало травмой, когда отец на его глазах застрелил собаку.

— Как быть при суицидальных наклонностях у ребенка?
— Это нормально, что подростки интересуются темой смерти. Такие мысли возникают у многих, и чтобы они не реализовались, нужны доверительные отношения. Стоит бить тревогу, если ребенок ходит в черной, не всегда актуальной одежде, много спит или наоборот, проявляет апатию, его ничего не успокаивает, выглядит не очень хорошо, запирается в комнате. Такие показатели могут свидетельствовать о суицидальных наклонностях. Однако иногда внешне все бывает благополучно. Совет один — больше разговаривать с детьми.

— Куда можно обратиться за помощью?
— В наш центр, центры, дружественные подросткам, к школьному психологу, в территориальные центры социального обслуживания. Также работает круглосуточная горячая линия для детей и подростков.

 


Читайте МОЗЫРЬ NEWS в: