О мозырских магазинах шаговой доступности — в нашем интервью

Вопросы шаговой доступности и приемлемых цен значатся в числе важных и значимых, стоящих сегодня на контроле у Главы государства.
Как обстоят дела в данном направлении в Мозыре, интересовался наш корреспондент в беседе с начальником отдела торговли и услуг Мозырского  райисполкома Марией Николаевной Щербин.


– Мария Николаевна, как за последние 2-3 года изменилась торговля в Мозыре? Вероятно, это ощутил не только каждый житель города, но даже и его гости…
– Если рассматривать развитие торговой сферы в Мозыре в сравнении с 2017-2018 годами, то мы заметно шагнули вперед. Так, на 1 марта 2019 года у нас функционирует 2380 объектов торговли различных форм собственности. За период, начиная с марта 2017 года отрасль увеличилась на 277 объектов. В настоящее время торговля Мозырщины представлена 1344 розничными торговыми объектами, 60 – передвижными (автолавки), 107 – оптовыми, 56 – интернет-магазинами, 5 торговыми центрами и 9 рынками.

– Мозырь растет, следовательно, есть необходимость развивать и его инфраструктуру. В городе отдается предпочтение строительству крупных торговых объектов или все же магазинам шаговой доступности?
– На мой взгляд, такому городу, как Мозырь, где интенсивно застраиваются микрорайоны, увеличивается количество жителей, в одинаковой степени нужны как предприятия с внушительными торговыми площадями, так и магазины поменьше, расположенные в жилых микрорайонах, где бы можно было приобрести товары первой необходимости. И в то же время, скажем раз в неделю, сделать оптовую закупку для всей семьи. Поэтому внимание уделяется строительству гипер- и супермаркетов, а также магазинов шаговой доступности.

– А с точки зрения обеспеченности граждан торговыми услугами, в каких районах, на ваш взгляд, недостаточно торговых площадей?
– Действительно, ситуация складывается так, что в одних микрорайонах торговых объектов больше, в других – меньше. Но и здесь ситуация постепенно выравнивается. Пока остаются без должного количества площадей и торговых объектов, а также объектов общественного питания, разве что только новые спальные районы. Это большая проблема, но планомерно решаемая. И сегодня особое внимание уделяется тем микрорайонам, где торговых площадей не хватает. Например, в микрорайоне 4 «А». В целом по городу обеспеченность торговыми площадями составляет 770,23 квадратных метра на одну тысячу человек (при нормативе 600 кв.м на тыс. чел.). Также небольшой дефицит торговых точек испытывают жильцы отдаленных от центра и малочисленных микрорайонов города.

– Мария Николаевна, уже известно, какие объекты торговли распахнут свои двери перед покупателями в 2019 году?
– Есть предположение, что своих покупателей встретят в магазинах, возводящихся на пересечении улиц Мира и Рыжкова, а также по ул. Нефтестроителей. Не будем упускать из виду и другие мелкоформатные объекты, которые появятся на условиях аренды в других капитальных строениях и зданиях.

– Приветствуется ли жителями региона появление интернет-магазинов и сколько их зарегистрировано в Мозыре?
– По состоянию на 1 марта текущего года на территории Мозыря зарегистрировано 56 интернет-магазинов. Такие виды торговли в настоящее время приветствуются в силу мобильности и доступности. Однако имеются и проблемы, с которыми сталкиваются белорусские потребители при покупке товаров через интернет, носящие международный характер и являющиеся актуальными для многих стран. Речь идет о непоставке заказанного товара в установленные договором сроки, скрытии важной информации о товаре, реализации некачественного товара либо реализации так называемой серой продукции, скрытии информации о продавце. Интернет-магазины предлагают различные группы товаров, но больше всего в нашей стране за последний год. Вырос спрос на детские товары, косметику и парфюмерию, товары для спорта и туризма, автозапчасти и аксессуары для транспортных средств.

– По-вашему, за чем стоит будущее торговой отрасли в Мозыре и в чем заключается искусство торговли, ведь в любом случае усилия работников данной сферы, как и владельцев торговых объектов, направлено на одно – предоставление качественных торговых услуг потребителям?
– В какой магазин ходить – покупатель голосует своим рублем. Поэтому в условиях столь жесткой конкуренции будет выигрывать тот, у кого наиболее качественно и грамотно подобран ассортимент, выше качество обслуживания, более доступные цены, наличие акций, скидок и других выгодных для клиентов бонусов.

Вместо послесловия.

Судя по всему, любые магазины – большие и маленькие, а также в шаговой доступности сегодня востребованы покупателями – жильцами микрорайонов города, где они расположены. И руководство местной вертикали намерено их сохранять и поддерживать. Ибо выполнение социальных стандартов по выполнению торговых услуг никто не отменял! А вот что касается выбора конкурентных преимуществ, которые будут положены в основу товаров и качества обслуживания, то согласно схеме Траута, конкурентное преимущество может быть реализовано по трем направлениям: выгодное соотношение «цена–качество»; лучшее качество товаров и услуг; близость к потребителю. Основной же постулат в теории Траута гласит: «Неважно, что вы производите – автопокрышки или зонтики. Важно то, насколько хороши эти автопокрышки или зонтики, и что о них думает покупатель. Битва между товарами происходит не на прилавках магазинов, не в аптеках или универмагах. Главное сражение идет в умах, в сознании потребителя, который придет именно туда, где его заинтересовали».

Наталья КОНОПЛИЧ,
фото автора.