Лукашенко требует обеспечить подготовку к школе всех без исключения детей

183

Президент Беларуси Александр Лукашенко требует обеспечить подготовку к школе всех без исключения детей. Об этом он заявил, принимая с докладом министра образования Игоря Карпенко.

«Дети идут в школу. Самое главное мое требование в эти дни — дети должны быть одинаковыми — они должны быть хорошо одеты (я не говорю, что одинаково одеты, но хорошо одеты). Кто дешевле, кто богаче. Мы богатых не заставим одевать своих детей проще. Если они хотят одеть как-то получше (может, у них костюмы будут из каких-то импортных тканей или рубашки какие-то иные и галстуки), это их право. Но все детки должны быть прилично одеты, прийти с приличными портфелями в школу. Они должны иметь такие же учебники, как все дети. И так далее», — сказал глава государства.

«Поэтому надо в оставшиеся дни обратить особое внимание на тех, кто в силу определенных обстоятельств не может уделить достаточно внимания своим детишкам. Это вот такое человеческое к вам требование», — добавил Президент.

Александр Лукашенко отметил, что он традиционно обращает внимание на вопросы в школьном образовании. «Дети идут в школу. Обычное требование. Чтобы опять наши «свядомыя» не посчитали, что Президент предвыборную кампанию проводит и так далее. Я просто хочу, случай представился, сказать, что я в парламент не собираюсь избираться. Поэтому никакой предвыборной кампании лично у Президента нет и быть не может», — подчеркнул он.

«А то, что в стране парламентские выборы, я как глава государства (с меня обязанности никто не снимал) должен заниматься этими политическими вещами. По крайней мере, координировать эту работу. Ни для кого не секрет. Я это к тому сказал, что не хотелось бы, чтобы и эта встреча была оформлена прежде всего так называемыми свядомыми как предвыборная какая-то кампания. Я всегда интересуюсь ситуацией в школах. Притом публично это делаю в разных формах», — добавил белорусский лидер.

Глава государства отметил, что ко Дню знаний планирует побывать в школах, чтобы еще раз окунуться в вопросы, которыми живет эта сфера. Он обратил внимание, что местами есть проблема с переполненностью школ и в этом году к 1 сентября вводятся в строй восемь школ-новостроек. Где-то не хватает детских садов, над решением этой проблемы тоже работают. «Слава богу, что не хватает. Мы их тоже десятками вводим и будем вводить. Лишь бы рожали. Нам нужны дети, поэтому мы должны обеспечить их содержание», — сказал Президент.

В этой связи он заметил, что некоторые СМИ выдают как достижение тот факт, что в Беларуси строятся образовательные учреждения, где под одной крышей находятся детский сад и школа. Однако эта практика в стране есть уже достаточно давно, и глава государства считает ее правильной. Такой подход реализован во многих агрогородках, деревнях, райцентрах. «Мы уже 10 с лишним лет это делаем. И таким путем надо идти», — сказал он.

В целом Александр Лукашенко потребовал от министра не отчета, а обозначения проблемных моментов в той или иной сфере образования, от дошкольного и до вузов. «Меня интересуют проблемы с началом учебного года в школах. Естественно, они есть. Я хотел бы знать, как министр и Министерство образования видят эти проблемы», — обозначил один из вопросов глава государства.

Он также подробно остановился на теме возможного совершенствования системы поступления в вузы, напомнил о задаче по повышению уровня доходов в образовании, коснулся темы загрузки учеников в школах и подчеркнул важнейшую роль учителя в белорусском обществе. Речь шла и о качестве новых учебников, которое порой вызывает критику. Все эти и другие вопросы предстоит комплексно обсудить на большом совещании с участием широкого круга экспертов по развитию образовательной сферы, которое, как ожидается, состоится в ноябре-декабре после парламентских выборов. «В этом году мы планируем после парламентских выборов, проведем такое серьезное мероприятие — мозговой штурм», — отметил Александр Лукашенко.

«Вот комплекс вопросов, которыми я живу сейчас, в начале учебного года, и которыми как отцу мне приходится постоянно заниматься. Я имею возможность наблюдать за тем, что происходит в школе, в вузах. В большой семье (у моих детей) есть студенты, у которых я интересуюсь, как дела. Притом я сейчас не подвергаю сомнению или какой-то критике систему (образования. — Прим. БЕЛТА) в целом. Слава богу, у нас хоть небольшая динамика, с моей точки зрения, но есть в положительную сторону. Но мы не должны не видеть недостатки, которые существуют. В противном случае потом нам будет труднее их преодолевать. Я хочу, чтобы вы обратили внимание в сегодняшнем докладе именно на недостатки, на чем надо сосредоточить внимание», — сказал Президент.

Александр Лукашенко принял с докладом министра образования Игоря Карпенко

«Главное — не баллы, а знания» — Лукашенко не исключает совершенствования системы поступления в вузы

«Я, конечно же, читаю, вижу и слышу, меня информируют, что у нас не все в порядке с поступлением в вузы. До сих пор критика централизованного тестирования. Критикуют новую какую-то методику (вы изобрели) по подсчету этих баллов. Хотя главное — не баллы, а знания. Все должны понимать, и родители в том числе, если у ребенка есть знания, то по каким баллам и шкалам не считай, они все равно поступят в вуз. Если знаний нет, никакие баллы не помогут», — отметил глава государства.

«Скажу откровенно, что я в последнее время, послушав многих родителей (да и у меня хватает учеников в моей большой семье, я этим интересуюсь), уже начинаю задумываться, получая большой объем информации, что нам, возможно, придется где-то совершенствовать, мягко говоря, систему поступления в вузы. Больше всего меня волнует то, что абитуриент, мечтающий завтра стать студентом, не сдает экзамены лицом к лицу с экзаменатором, с преподавателем вузов или других учебных заведений», — заявил Александр Лукашенко.

В этой связи Президент вспомнил время, когда сам учился в вузе, и отметил, что вряд ли при тестировании его результат был бы лучше, чем при личной беседе с преподавателем. При этом он сам и другие студенты из сельской местности за годы учебы смогли значительно прибавить и превзойти по уровню знаний многих горожан. «Мы догоняли всех городских, упорно работали и трудились. И на выпуске я с отличием сдавал все экзамены, со мной не могли горожане конкурировать, как со многими такими же ребятами», — рассказал белорусский лидер.

«Но я боюсь принимать решение, чтобы не ошибиться. К этому надо внимательно относиться. Потому что поступают лучшие дети из лучших семей (в подавляющем большинстве). Я не боюсь это сказать. Там, где родители беспокоились всю школу — 11 лет, чтобы ребенок поступил в вуз. Они всячески поддерживали его. Я это вижу на себе, анализируя и работу в неплохой школе, сопоставляя уровень учащихся. Мы можем при поступлении в вузы обидеть вот эту часть семей, которые несут основную нагрузку в обществе, являются очень влиятельными людьми и определяют атмосферу нашего общества и сейчас, и в будущем. Поэтому меня очень настораживает то, что происходит сегодня в системе образования при поступлении детей в вузы», — сказал Президент.

«Еще раз подчеркиваю: я не принимаю сейчас никаких решений, потому что у меня недостаточно информации», — отметил Александр Лукашенко. Глава государства добавил, что этот и другие вопросы предстоит комплексно обсудить и принять решение на совещании по развитию сферы образования. «Мы должны серьезно вернуться к вопросам образования. И на этом совещании мы должны прежде всего заслушать ваше видение, отчет Министерства образования и других, кто занимается образованием, о том, какая ситуация складывается: школы, вузы, учебники, организация системы образования, финансирование. Все вопросы мы должны на уровне Президента рассмотреть. И желательно, если необходимо, принять решение, вплоть до централизованного тестирования, как совершенствовать его», — сказал глава государства.

Он добавил, что знаний и опыта применения ЦТ уже хватает, видны имеющиеся недостатки. «Не надо их замалчивать. Надо принимать решение», — уверен Президент.

Александр Лукашенко обозначил примерные сроки проведения совещания в ноябре-декабре текущего года, по мере готовности обсудить соответствующие вопросы. «Надо этот разговор начинать снизу. Мы соберем у Президента людей, которые определяют лицо нашего образования. Скорее всего, не с подачи Минобразования. Какую-то часть на совещание пригласите вы, но большая часть будет приглашена по другой форме, чтобы шла дискуссия. Должны быть альтернатива, чтобы были разные точки зрения. Мы их должны сопоставить и принять соответствующие решения. Это не должно быть для галочки какое-то показушное совещание», — сказал Президент.

«Может быть, лучше его провести после парламентских выборов, чтобы нас снова не обвинили в том, что под парламентские выборы мы проводим это очень важное совещание, которое определит лицо нашего общества в будущем», — резюмировал Александр Лукашенко.

Лукашенко требует не перегружать детей домашними заданиями

«По нагрузкам в школе я уже говорил: нам надо делать так, чтобы детишки, особенно в школах, получали знания на уроках, а дошлифовывали при выполнении домашних заданий. В вузах — совсем другое дело. Там другое дело, потому что там человек пришел на свой профиль. Он к этому склонен, ему легче будет учиться, — сказал глава государства. — А здесь у ученика все — от математики до гуманитарных, технических предметов. Нет таких детей, которые во всех этих науках одинаково разбираются».

«На это тоже надо обращать внимание и не перегружать детей, особенно дома. Не надо, чтобы они 5-6 часов отработали в школе, и еще столько же дома. Это ненормально. Мы калечим детей», — подчеркнул белорусский лидер.

Учитель является центральной фигурой в белорусском обществе — Президент

Глава государства отметил, что порой учителя жалуются, что их якобы заставляют писать и заполнять те или иные бумаги, заниматься другими работами, кроме как проведением уроков. «Я к этому двояко отношусь. Там, где надо убрать лишнее от учителей — всякие отчеты, самоотчеты — это факт. Но учитель не должен забывать, что его призвание таково, что его место работы не только в школе. Он вообще центральная фигура в нашем обществе. Это обладающий знаниями человек. И он вместе с врачом, особенно в малых, средних городах, селах, агрогородках — главная звезда и светило. Они должны нести знания людям, они воспитывают людей, поэтому стонать в том плане, что «ах, нам тяжело», не надо», — сказал Президент.

«Государство, я в том числе, очень рассчитывает на учителей. Без учителя мы ничто вообще, потому что не на кого опереться в это рыночное время, кроме учителя. Особенно в селах, малых городах», — добавил Александр Лукашенко.

Учитель должен получать как минимум среднюю зарплату — Президент

«Не забывайте, мы договорились, что учитель должен получать как минимум среднюю зарплату», — сказал глава государства.

Президент напомнил и про задачу повышать уровень доходов низкооплачиваемых категорий работников, в том числе в дошкольном образовании. «Мы их должны подтягивать выше. Потому что работа тяжелейшая, особенно в детском садике. Пусть они там покушают, еще что-то, но это все равно не обеспечивает их оплатой — тот объем работы, то качество и та ответственность. Надо зарплаты у них подтягивать», — отметил белорусский лидер.

«Конечно, надо загружать. Я не спорю. Но надо платить достойную заработную плату. Я обращал внимание премьер-министра на эти вопросы», — добавил Президент.

 


Читайте МОЗЫРЬ NEWS в: