Служба за кадром — инженер на жатве

За результат уборочной страды отвечают многие. Агрономы, механизаторы, операторы зерносушильных комплексов, водители…

Но есть служба, работа которой очень часто остается за кадром. Именно благодаря работе инженерного звена уборочная кампания завершается в положенный срок.

Когда в порядке техника, работа идет по плану. Но вот только стоит выйти из строя какой-нибудь маленькой детали, то машина останавливается.
Сегодня в рамках нашего проекта «И хлебом единым» беседуем с ключевой фигурой уборочной страды – главным инженером. На этот раз мы отправились на ведущее государственное предприятие «Совхоз-комбинат «Заря», где встретились с главным инженером Василием Михайловичем Пасюком.

– Василий Михайлович, что зависит от главного инженера хозяйства в разгар уборочной кампании? Это ключевая фигура в этот период или все-таки главный герой уборочной страды – это механизатор?
– От каждого звена зависит общий результат. Если говорить о моей работе, то от инженера зависит многое. Я отвечаю за выход комбайнов на поле, за порядок на мехворе, за исправность техники для перевозки зерна.

Механизаторы, конечно, многое делают, но все-таки без обслуживающего персонала им не справиться. Если некому будет отвозить зерно? Или заправлять комбайн? Ведь именно инженерная служба отвечает за обеспеченность топливом, запчастями. Поэтому я считаю, что не только механизатор – герой жатвы. Есть еще водители, инженеры, операторы зерносушильного комплекса и многие другие.

– У механизаторов пик работы приходится именно на важные сельскохозяйственные кампании. Так, например, больше всего времени на поле они проводят в разгар посевной, а также в разгар жатвы. А как работает инженер? В его работе также есть особенно сложные
периоды?
– Действительно, некоторые думают, что в сельском хозяйстве работа активизируется только во время жатвы. Но так ли это на самом деле? Забота о техническом состоянии машин, обеспеченность запчастями началась в конце уборочной прошлого года. В сезон ни один комбайн не простаивал, потому что мы всю зиму, весну работали. Так что забот у инженерной службы всегда много.

– У вас работы еще особенно много и потому, что автопарк предприятия самый крупный в районе…
– Да, у нас много техники. Если включить в список все, что имеет двигатель, что проходит ежегодный технический осмотр, то можно говорить о 300 единицах. Добавим сюда почвообрабатывающие, посевные, а также другие агрегаты – получим цифру в 500 единиц.

13 зерноуборочных комбайнов работают на поле, 14 МАЗов задействованы на отвозке зерна, кормов. И все это должно исправно работать…

– Столько техники не уместилось бы на одном мехдворе. В каждом отделении имеется свой мехдвор?
– Да, на главном, который расположен в непосредственной близости от управления предприятия, собрана техника, которая предназначена для обслуживания всего хозяйства. В основном она отвечает за обеспечение кормами, перевозку зерна. На мехдворах в других отделениях собрана сельскохозяйственная техника, которая работает именно в отдаленных полях Мозырского и Наровлянского районов.

– Какие поломки чаще всего приходится устранять?
– Если говорить о комбайнах, то все машины у нас производства ОАО «Гомсельмаш». Качество техники неплохое. Но, как известно, вечного ничего нет. Чаще всего мы меняем угловой редуктор комбайна. В нашем хозяйстве, можно сказать, за один сезон комбайн отрабатывает три сезона. Площади огромные. Особенно много сеем кукурузы на зерно. А для машины уборка кукурузы гораздо сложнее уборки колосовых.

Сейчас, как я считаю, идет разминка. Осенью условия уборки гораздо сложнее: погода портится, световой день уменьшается. Так что к технике нужно всегда очень бережно и внимательно относиться, чтобы она не подвела в самый ответственный период.

Стоит сказать, что как на ОАО «Гомсельмаш», так и на других предприятиях всегда идут нам навстречу: запчасти отпускают даже в выходные. Ремонт практически всегда мы осуществляем сами, за исключением редких случаев, когда выходит из строя электроника.

– Автопарк у вас большой, но при этом порядок в нем идеальный. Как удалось добиться таких результатов?
– Порядок – это результат далеко не одного дня. Это система. В «Заре» так было заведено изначально. У нас никогда не было забытой-заброшенной техники. Все, что числится по бухгалтерии, что проходит осмотр, если положено, в органах МРЭО и ГАИ, гостехнадзора, – все используется по назначению, за всем смотрим внимательно. Конечно, порядок в нашем автопарке – это не только моя заслуга. У нас на всех уровнях работают ответственные люди. Совместная большая работа и дает такой результат.

Как следствие, в хозяйстве есть «живые» деньги. Так что вопрос о том, как рассчитаться за ремонт, за техосмотр, за топливо у нас не стоит. И, кстати, раньше наши машины с отдаленных участков ездили на заправку в отделение. Сегодня же в хозяйстве имеется два топливозаправщика. Так что время не теряем – заправляемся на поле.

– Я знаю, что вы, Василий Михайлович, окончили Бобруйский автотранспортный техникум. В «Заре» начинали трудиться заведующим гаражом. А как сегодня выглядит ваш рабочий день? Многое поменялось за 20 лет вашей работы?
– На работу сегодня прихожу около 7 утра. Осматриваю технику. Планирую кому и куда нужно ехать в первую очередь, ведь комбайны не должны простаивать. Выезжаю на поле… И пошло-поехало… Домой возвращаюсь, когда уже стемнело. Каждый день загружен, наполнен чередой будничных дел. С годами многие моменты стали проще, ведь техника модернизируется. Но зона ответственности со временем расширилась. Теперь я отвечаю за многое. И работа моя, старание должны соответствовать оказанному мне доверию. Так что стараемся…

Юлия ПРАШКОВИЧ.