Преподаватель по классу цимбал из Мозыря рассказывает, как звучит душа Беларуси

Преподаватель по классу цимбал Мозырской детской школы искусств № 3 Тамара Николаевна Шершнева хорошо знает, какое важное место занимает серебристый звон этого музыкального инструмента в культуре нашей страны.

С нею мы беседуем о пути в профессию преподавателя музыки, о радостях и целях, педагогических приемах, помогающих достичь успеха. И, конечно, о цимбалах!

Награды находят своих героев

– Стаж работы у меня 37 лет. В классе 15 учеников – все большие молодцы! Горжусь тем, что у нас много дипломов с различных престижных конкурсов. Много лауреатов, дипломантов конкурсов. Например, Настя Рогозина неоднократно становилась лауреатом конкурса им. Жиновича, а также конкурса «Золотая лира Полесья». В 2018 году на конкурсе им. Жиновича три моих ученицы – Вика Небоженко, Кристина Новик и Саша Двораковская – стали дипломантками и заняли 2 и 3 места. Кристина Новик, к тому же, неоднократная победительница конкурса в Светлогорске «Маленький принц».

Десять моих учеников сами стали музыкантами и преподавателями музыки. Работают в Мозыре, Калинковичах, Гомеле. В этом году одна из моих учениц поступила в Мозырский музыкальный колледж.

Шаг за шагом – к мастерству

– Процесс обучения игре на цимбалах всегда индивидуален для каждого ученика. Если играем с оркестром, то занимаемся группой. Но, вообще, занятия проходят в формате «учитель– ученик». Дети все очень разные, и к каждому нужен индивидуальный подход.

Сначала идет знакомство с инструментом, затем – постановка рук. Этому мы уделяем целый год. Постановка рук – самое главное в мастерстве цимбалиста: она позволяет играть легко и свободно.

Дети учатся в музыкальной школе 5–7 лет. Каждый год ребенок прибавляет в умении, и это заметно. Улучшается техника, ученик начинает играть более осознанно. Но, конечно, для успеха нужно очень много времени уделять отработке навыков игры. Наши ученики много занимаются дома.

Единственная цель, которую я ставлю перед учащимися – добиваться хорошей игры. Многочисленные конкурсы, в которых участвуют мои ученицы, тоже этому способствуют. У ребенка появляется стабильность игры, уверенность в себе. Стараемся без дипломов не возвращаться.

Глупые (и не очень) вопросы об игре на цимбалах

– Сложно ли научиться играть на цимбалах?
– Нет, не сложно. Главное – добиться постановки рук, но если не вникать в это, то все просто: ударил по струнам – услышал звук.

– У цимбалиста не устают руки?
– Все дело в правильной технике игры, которая исходит из уже упомянутой постановки рук. Ее помогают добиться специальные упражнения, снимающие зажатость. Свобода в руках – это и хорошая техника, и эмоциональность игры.

– Если во время концерта уронить молоточек, что будет?
– Ничего страшного не будет: у нас всегда на инструменте для такого случая лежат запасные молоточки. Для профессионала нет проблемы быстро сориентироваться, взять запасной молоточек и подхватить мелодию.

– Умение играть на цимбалах позволяет легко освоить какой-нибудь другой инструмент?
– Сложно сказать: все же игра на цимбалах во многом уникальна. Пожалуй, равнозначного инструмента нет.

– Цимбалы используются в других жанрах, кроме народного?
– Конечно. Мы исполняем на цимбалах не только народные мелодии, но и классику, и произведения советских, зарубежных исполнителей. Можно сыграть что угодно.

– А «Полет шмеля»?
– В том числе. Если хорошо владеешь инструментом, то хорошо сыграешь на нем любую мелодию.

– Сколько стоят цимбалы, и сложно ли их купить?
– Примерно 500-800 рублей. Да, не каждая семья позволит себе приобрести их. С рук обычно цимбалы не приобретаются просто потому, что они достаточно редки: наши ученики покупают новые инструменты.

– Почему цимбалисты в основном женщины?
– Есть и мужчины, и их немало. В оркестре имени Жиновича играют много мужчин-цимбалистов. Другое дело, что освоение музыкального инструмента, в том числе цимбал, требует немалой усидчивости, а мальчишки часто предпочитают футбол…

Елена МЕЛЬЧЕНКО.
Фото автора.