Репетитор для взрослых: мозырянка Анастасия Чадий учит земляков рисовать

Знакомьтесь: Анастасия Владимировна Чадий, 21 год. Окончила с отличием детскую школу искусств № 2 г. Мозыря, Белорусский колледж искусств имени И. В. Ахремчика также на «отлично», народную любительскую студию изобразительного искусства «Фарбы», чем особенно гордится.


Участница ежегодной выставки художников Мозырщины «Фарбы Палесся», а также различных республиканских экспозиций и конкурсов. Ее работы выставлялись во Дворце искусств, Дворце Республики. Были и персональные выставки в Мозыре: «Пошукі», «Іншае».

В 2017 году после окончания колледжа искусств (специальность – «Живопись») Анастасия в качестве молодого специалиста вернулась на родину, в Мозырь, в Мозырский центр творчества детей и молодежи, набрала учеников в студию «Таямніцы мастацтва».

После ухода из жизни Николая Кузьмича Дубровы, руководителя народной любительской студии изобразительного искусства «Фарбы», выпускницей которой она являлась, продолжила дело своего учителя.

В «Фарбах» преподавала около двух лет. Параллельно с этим занималась организацией «Арт-вечеров», где каждый желающий мог попробовать себя в роли художника, – первый подобного рода проект в Мозыре. С марта этого года ведет арт-студию «квАдРаТ»: выступает в качестве репетитора по рисованию.

Еще один штрих: в этом году Анастасия стала студенткой Белорусской государственной академии искусств, будет изучать монументально-декоративное искусство: в вуз девушка поступила спустя два года окончания колледжа. Учебу она планирует совмещать с любимой работой в арт-студии, жить придется на два города: Минск–Мозырь. Планов – громадье! О них мы и попросили рассказать при встрече.

Вдохновенье во всех красках

– Того, что сейчас у меня есть, я добилась благодаря Николаю Кузьмичу.

По сути, это он подготовил меня к поступлению в столичный колледж, который, если честно, я вовсе не рассматривала. О колледже мы говорили между делом. В целом мы всегда много беседовали. Николай Кузьмич умел слушать, он был для своих учеников в первую очередь другом, не навязчиво давал советы, которым мы и следовали. Однажды он предложил попробовать поступить в колледж, понять, что такое творческие экзамены, чтобы в следующем году, когда нужно будет поступать в университет культуры, не боялась. Так и сделала. Забрала документы из школы (я тогда 10 классов закончила) и уехала с мамой в Минск. А в колледже такой запах масла, картины в фойе, скульптуры, художники и музыканты вместе – великолепная атмосфера! Все экзамены сдала на девятки. Была расслаблена, не переживала за оценку, просто показывала все, что умею, – вот и результат.

Звоню Николаю Кузьмичу, чтобы рассказать о том, что поступила, и плачу.

От радости и от того, что все так неожиданно вышло и для меня, и для родителей.

Нисколько не жалею, что так случилось. Годы учебы в колледже были с утра до ночи наполнены творчеством. Это было радостное, счастливое время, – рассказывает Анастасия. – Когда пришла в Центр в качестве педагога дополнительного образования, передо мной поставили задачу найти, организовать посещение в студию 60 детей. Пожалуй, это было самое сложное. Ребята были разновозрастные – от 6 до 17 лет. Николай Кузьмич помогал во многом: после колледжа многие вещи, в большей степени организационные, мне были еще непонятны.

…А когда его не стало, мы все испытали шок. Помню этот день.

В музее народной культуры Мозырщины «Палеская веда» мне предложили сделать свою первую персональную выставку, после разговора с организаторами я хотела прийти в мастерскую за советом, позвонила Николаю Кузьмичу. Он собирался на торжество, посвященное юбилею его родной школы, в Каменку, и времени уделить мне не смог… Выставка открывалась без Николая Кузьмича. Я знаю, что он наверняка радовался бы моим успехам, поэтому ничего не стала отменять.

Чуть позже возглавила «Фарбы».

Это был сложный барьер – перешагнуть порог в пустую студию, сесть на место учителя.

Я представлялась не как руководитель студии, а как человек, который прошел ее школу, – для нас всех так было проще. Мы часто вспоминали Николая Кузьмича: думали, что бы он сказал по тому или иному поводу, как бы пошутил. Я понимала, что к Николаю Кузьмичу приходили на занятия особенные, увлеченные дети.

Мультики, фильмы, гаджеты в выходной день они оставляли дома – и шли рисовать. Дети 6–7 лет могли заниматься по 2–3 часа, так им было интересно. И я старалась для них быть полезной. Как и Николай Кузьмич, негласно предлагала им дружбу. Усаживала за чай, когда было видно, что на душе у ребенка неспокойно, выясняла в чем дело. Детям в сложной ситуации часто нужно просто поговорить, быть услышанным. И я слушала. Мне приятно, что ребята продолжали заниматься, даже брали первые места на различных конкурсах. Одна и моих учениц поступила в Гомельский художественный колледж – радовалась, как за себя!

«Не работа, а перезагрузка»

После жизни в столице Анастасия поняла, что в жизни простых мозырян искусства не так много.

– Я осмелилась начать новый проект по рисованию для всех желающих. Прекрасно осознавала, что потребуется много сил и времени, ведь на тот момент ничем подобным у нас в городе никто не занимался.

Первый мастер-класс состоялся 23 октября 2017 года: начали со «Звездной ночи» Ван Гога. И эта тема в последующем стала хитом: мы провели еще несколько «Арт-вечеров», посвященных Ван Гогу, – делилась Анастасия своими первыми впечатлениями журналистам газеты. – Можно ли нарисовать что-то подобное, если в последний раз держал кисть в школе? Такой вопрос мне задают часто. Но сам процесс превращается в праздник, спустя два–два с половиной часа мы видим счастливое лицо и слышим: «Вот это да, я же совсем не умею рисовать!»

Первый секрет в том, что выбранная работа должна изначально нравиться.

Такая, например, как та же «Звездная ночь». Но это будет не копия знаменитой картины! Это – ваше творчество, ваш личный шедевр, он неповторим сам по себе.

Я объясняю все по шагам – от того, как мыть кисть, и веду, рассказываю и показываю до завершения работы.

На лекциях сообщаю самое интересное из биографии художников. А в конце «Арт-вечеринки» мы делаем совместное фото. Радостные лица участников вдохновляют.

Это стало доброй традицией – фотографировать «художников» с их работами, которые они, к слову, забирают с собой. Более счастливых, умиротворенных не найти. Анастасия советует отбросить все смущения в сторону: все получится! Пробуйте, творите сами – это обогащает, помогает тоньше воспринимать прекрасное в нашей жизни.

– А в марте открылась арт-студия «квАдРаТ». Работаю по заявительному принципу: плачу налог как репетитор. Я назову наши занятия «душевным рисованием». Для меня это не работа, а скорее перезагрузка.

Для своих учеников я не «Анастасия Владимировна», а «Настя».

Ко мне приходят учиться рисовать люди самые разные: от 4 лет и старше 50.

Я счастлива видеть их радость. Когда работаешь в мастерской, ты полна сомнений. Здесь же иначе: заряжаешься, нет, скорее, это – обмен эмоциями, энергией. Мне нравится, когда приходят семьями, часто рисуют вместе мама и ребенок. (Ничего брать с собой не нужно: все есть в студии. – Прим. авт.) Они мило передают друг другу краски, советуются – любо-дорого смотреть. Однажды была мама с 5 детками. Они фотографируют свои работы, помещают в соцсети, пересылают своим знакомым. Для них это настоящее достижение – сделать рисунок. Многие не ограничивают себя одним занятием и приходят на постоянной основе. Совершенствуют свои работы. Развивают свои навыки, уровень. Гаушь, акварель, акрил – этого уже мало для некоторых. Предлагаю новые техники, направления – мозырянам нравится все новое, они готовы учиться.

Совсем скоро в Мозыре состоится открытие частного центра творческого развития, где с детьми будут заниматься танцами, вокалом и живописью. При этом свой формат моя студия не поменяет. Я буду работать, как и прежде, – для всех желающих взрослых и детей.

Вместе с этим будут и в моей жизни изменения. Начнутся занятия в академии. Я выбрала довольно узкую специализацию – монументально-декоративное искусство. Сграффито, фреска, мозаика, витраж – это сложные, но довольно интересные техники, которым учат только в академии искусств. Набор специалистов – только 6 мест на всю Республику Беларусь.Теперь же буду посвящать практике все будние дни. А по выходным вновь встречаться со всеми желающими научиться рисовать. К слову, в воскресенье снова жду вас на занятия в студии. В ближайшее время вас ждут мастер-классы «Бабочки», «Моряки» и «Минималистический пейзаж» (гуашь, акварель, лист А3).

Ольга АРДАШЕВА.