Каникулы с учебником: за и против

Юлия ПРАШКОВИЧ:

– Долгожданные каникулы – это не повод спать до обеда, а потом до позднего вечера пропадать на улице в сомнительной компании. Время школьника на каникулах должно быть грамотно распланировано взрослыми.

Думаю, что ты, Лена, не станешь спорить с тем, что наш самый ценный ресурс – это время. И одно дело, когда мы тратим на развлечения одну-две недели, и совсем другое, когда мы развлекаемся месяцы напролет.

Вот-вот начнутся осенние каникулы. Сколько они длятся? Неделю? 10 дней?

Самое время отдохнуть от надоевших учебников, забросить в дальний ящик стола исписанные тетради.

Хотя, если честно, во время коротких каникул также можно заниматься полезными делами, в том числе и уроками. Давай апеллировать фактами. В сутках 24 часа, 8 из них ребенок отдает сну. Спать до обеда в каникулярное время, ложась при этом глубокой ночью, совсем нездорово. Нарушается режим, который потом сложно наладить, ухудшается самочувствие, портится настроение. Так вот, вычитаем эти стандартные 8 часов из суток, остается 16 часов. Это то самое время, которое ребенок может потратить на свои развлечения.

Какие они сегодня? Телефон, планшет, компьютер.
Ну, пусть еще на улице какое-то время поиграет. Не слишком ли это расточительно – тратить такое количество времени на пустое? Я считаю, что ребенок как в каникулярное время, так и в школьное вполне может посвятить «ничегонеделанию» пару часов. Просто поваляться в кровати, зависнуть в телефоне, сходить прогуляться. Но основную часть времени он, без сомнения, должен быть занят полезными делами! И я уверена, одно другому никак не мешает!

Что страшного в том, что ребенок во время каникул сходит в библиотеку и возьмет несколько книг из заданного на лето списка? Прочитает их. Какое страшное насилие над ребенком! Заставить его читать в его законный отпуск! Если что, это ирония… Так вот, если мы хотим вырастить успешного и счастливого человека, то должны своим примером продемонстрировать ему, что чтение – это не уроки! Это не работа и не скучное дело, которое обязательно нужно сделать для того, чтобы, скажем, получить карманные деньги.

Чтение – это удовольствие, способ интересно провести время. Это маленькое приключение, которое добавит цвета в нашу жизнь. Мы с удовольствием читали книги из своих школьных списков. Час-два в день. Что здесь сложного?

Хорошо, может быть задачи по математике в каникулярное время – это уже слишком.

Хотя я и с этим не соглашусь. Если у ребенка есть проблемы с математикой, стоит ли занятия этим предметом 2-3 раза в неделю называть насилием? Скажем, разобрал ребенок в понедельник и в пятницу сложную тему. Это всего лишь 2 часа в неделю! А мы помним, что даже в течение одного дня дети вполне могут на свое рассмотрение распорядиться 16 часами драгоценного времени. Пару часов в неделю вполне можно уделить иностранному языку. Ничего страшного в этом не вижу. Остальные занятия планировать с учетом общей успеваемости ребенка.

Если говорить о длинных летних каникулах, то в этом случае не может быть и речи о полном безделье ребенка.

Мол, оставьте детей в покое. Детство должно быть детством: речка, свежий воздух, игры под открытым небом. Да, здорово это все! И речка, и солнце, и игры. Но вот только если ваш ребенок будет как сайгак носиться целое лето неизвестно где (родители явно не смогут быть с ним столько времени), не имея никаких обязанностей, ответственности, то вряд ли в будущем из наследника выйдет что-то путное. Хочешь сходить с друзьями в парк? Выполни следующее: вымой посуду, прочитай книгу, сходи в магазин. Пункты рабочего плана могут быть другими – каждый из нас знает своего ребенка лучше. Но рабочий план, пусть часовой, совсем маленький, должен быть у каждого школьника, во время любых каникул, и особенно летом. Одно совсем не мешает другому. Утром – занятия, чтение, домашние дела, вечером – игры, посиделки у костра, велосипед.

Конечно, в детском лагере программа может быть другой. Здесь уже не до математики. Но обычно работа там построена по такой же схеме: одно полезное дело сменяется другим, вечером – развлечения типа дискотеки, концерта, кино.

Кстати, таких длинных летних каникул, как на постсоветском пространстве, нет больше нигде.

В Германии лето безделья длится всего 6 недель, в Японии – около 40 дней, в США в зависимости от штата порядка 8-10 недель, в Китае чуть больше месяца. За длинное каникулярное лето в Беларуси ребенок запросто может забыть (и успешно забывает!) фундаментальные темы основных предметов. Нашла результаты интересного исследования: после трехмесячных каникул вычислительные навыки в среднем ухудшаются у 75 % учеников, письмо – у 67 %, а чтение – у половины. При этом дети, которые занимаются на каникулах всего лишь по 15-30 минут в день, практически ничего не теряют в знаниях. Так почему бы не помочь своему ребенку? Не позаниматься с ним хотя бы изредка в течение школьных каникул? Мне кажется, что это отнюдь не издевательство над ребенком, а то важное, чем мы можем ему помочь.

Другой вопрос, что каникулы – самое время для того, чтобы уйти от рутины.

Так, например, навыки быстрого счета с младшими школьниками можно отрабатывать при походе в магазин. С математикой помогут также компьютерные тренажеры, дети сегодня, как известно, любят гаджеты и воспримут занятия как игру. Для практики в иностранном языке ребята с удовольствием могут смотреть мультфильмы на английском и слушать аудиокниги. Изучение скучного учебника по окружающему миру можно заменить, скажем, экскурсией в лес с изучением ядовитых и съедобных грибов и другими подобными занятиями. Запомнятся также интеллектуальные игры в слова из серии «вспомнить все страны на «Б», которые отлично тренируют память, а позже обязательно пригодятся в изучении географии.

Поэтому я убеждена: занятиям в каникулярное время обязательно быть!

Вот только они не должны занимать много времени, а также лучше их проводить в необычной игровой форме. Тогда и каникулы пройдут с пользой, и новый учебный год не огорчит вас промахами любимого ребенка!

Елена МЕЛЬЧЕНКО: 

– Каникулы для ребенка – это как отпуск для взрослого. Умственный труд отнимает много сил, поэтому отдых, желательно со сменой рода деятельности, необходим!

Скажу прямо: в детстве я на каникулах читала. И летом читала. Я вообще читала много: и в школе, и дома, и на выходных. Часто предпочитала чтение прогулкам и играм во дворе. Просто я очень любила читать и ввиду того, что была махровым интровертом, предпочитала книгу общению, как говорится, «ни о чем».

Мне бы впору спорить за то, чтобы дети читали как можно больше, чтобы не расставались с книгой, и чтобы к концу одиннадцатого класса каждый школьник имел внушительный читательский опыт.

Но отстаивать эту точку зрения я, конечно, не буду. Во-первых, просто примерив ее на себя: я-то читала, но по своей воле. У нас с книгами все было по любви. Что, если бы меня заставляли читать? Наверное, природная строптивость взяла бы свое, и я изо всех сил саботировала это дело. Примерно так, как было с улицей.

– Положи книгу и иди погуляй на улице, позови Олю или Женю (это были соседские дети), сходите на прогулку вместе. Погода хорошая! Нечего днями в четырех стенах сидеть. Книжки от тебя никуда не убегут, и так уже зрение посадила, – говорила мне мама.
– Не хочу…

Я уловила закономерность: если тебе что-то навязывают, то ты будешь относиться к этому как к обузе. А что такое обуза? Это что-то не нужное. Лишняя ноша на плечах, которую хочется скинуть. Сейчас выскажу крамольную (особенно для человека, закончившего филфак) мысль: я понимаю тех, кто не любит читать. Понимаю в том смысле, что сочувствую. Скорее всего, этого человека в детстве читать именно заставляли. «Развивайся, – говорили ему, – а не то неучем будешь. Полы подметать пойдешь».  Как будто следить за чистотой – плохое и недостойное занятие.

Вместо того чтобы помочь школьнику понять свои сильные стороны и замотивировать развивать их (например, так: «Послушай, друг, у тебя явный талант к математике! Не загуби его!»), мы пугаем ребенка тем, что он может «не состояться в жизни». Тем самым создаем четкую логическую связь: ты должен, простите, пахать изо всех сил, иначе тебя в жизни ждет нечто ужасное. Вот и выходит учеба с дамокловым мечом над головой. Как итог – выгорание в совсем юном возрасте. Но это так, лирическое отступление. Вернемся к учебникам и каникулам.

Так или иначе, школьная программа – это и есть та самая «обязаловка», как бы мы к этому ни относились. Хочет ребенок, или нет, ему придется хотя бы попробовать освоить историю с географией, математику с физикой и химией. И уж точно некоторые книги будут прочитаны даже тем, кто интереса к учебе в целом не испытывает. Но если все одиннадцать лет от учебы будет не спрятаться и не убежать, даже на каникулах, не превратится ли чтение увлекательной и, безусловно, полезной литературы в сплошную каторгу?

Снова вспоминаю свое детство. Если честно, ни разу не было такого, чтобы учитель литературы проверял, какие книги мы прочли летом. Список рекомендуемой на летние каникулы литературы нам выдавался загодя – но экзаменов по прочитанным книгам нам не устраивали. Возможно, у нашего педагога не было времени на это – школьная программа не ждет. А, может быть, учительница также придерживалась мнения, что летнее чтение должно быть факультативным. То есть, необязательным. Для тех, кто хочет. А список книг – это, скорее, добрый совет, рекомендация. Захотел ребенок почитать, но не знает, за какую книгу взяться? Можно прислушаться к авторитету опытных учителей, которые плохой литературы не посоветуют.

Обдумывая свое мнение в этом споре, я обратилась к списку литературы, выложенному на сайте одной из республиканских школ. У пятиклассников, например, в рекомендованных на лето книг даже «Гарри Поттер» Джоан Роулинг. Уверена, многие дети и безо всяких рекомендаций «проглотили» цикл романов о юном волшебнике. Благо, его популярность подкреплена талантливой экранизацией. Шестиклассникам рекомендуются очень серьезные книги, такие как «Повесть о настоящем человеке» Бориса Полевого и «Хижина дяди Тома» Гарриет Бичер-Стоу. Я верю в детей: они способны понять эти книги, по крайней мере, эмоционально, сердцем. Но, чтобы это произошло, чтение должно быть… правильно, по любви. Я вовсе против того, чтобы у ребенка кто бы то ни было допытывался, «что хотел сказать автор». Как в том анекдоте: реально никто не знает, что он хотел сказать, потому что он давно умер. Уместней будет спросить: «Что ты почувствовал, когда прочитал это произведение?». И точно не ругать за то, что ученик скажет: «Я не понял, о чем оно». Многое становится понятным со временем.

В конце концов, каникулы – тот же отпуск.

Взрослым отпуск положен, а чем дети хуже? Представьте себе взрослого, который с уходом в отпуск решает «не расслабляться и не терять рабочей формы», а потому иногда по вечерам составляет отчеты… Трудоголик – себя не бережет, подумаем мы. А ведь учеба отнимает не меньше сил, а порой и больше. Чтобы восстановиться, нужно хоть на время сменить род деятельности. Поработал головой – поработай на дачном участке. Или поиграй в теннис, поплавай в бассейне. Или отправляйся в деревню – валяться в гамаке, греться на солнце и есть черешню. Популярный врач-публицист Евгений Комаровский, к мнению которого многие родители прислушиваются, тоже советует не нагружать детей учебой в каникулы. Это их законное время для себя. Пусть дети отдохнут.

Так что не отказывайте ни себе, ни детям в удовольствии насладиться покоем, душевной тишиной, радостью активного времяпрепровождения. Как гласит пословица, которую приписывают то жизнерадостным ирландцам, то черногорцам, человек рождается уставшим и живет, чтобы отдохнуть. А хорошо звучит, правда?

а мой взгляд…

– Согласна с тобой, Елена, в том, что каникулярное время сродни отпуску для взрослых.

Релакс – его главный девиз! В отпуске мы будто перезагружаемся: меняем картинки перед глазами, уезжаем к морю, неспешно общаемся с друзьями и занимаемся тем, на что в принципе не хватало времени. В общем, набираемся сил и энергии. То же должно происходить и с детьми. Дайте им отдохнуть от всех этих формул, правил и таблиц! Успеют! Нет такого понятия – «заданное на лето». Есть рекомендация! И личное желание.
Не понимаю, зачем читать программную литературу летом, ведь все равно детали забудут, а на уроке наверняка спросят близкий к тексту пересказ. Нужно будет перечитывать, наверняка и взрослые отказались бы делать повторную работу – это же не рационально. Сделай хорошо, но с первого раза – и будешь молодец! Внеклассное чтение – другое дело. Детям предлагают авторов, творчество которых достойно прочтения, но на которых не будет времени в школе. Почему нет? Литература учит мыслить, выражать свое мнение, пополняет лексический запас – в этом ее первостепенное значение. Пусть читают! Но с удовольствием.

Иначе добьемся обратного эффекта.
Знаю родителей, которые прорабатывают школьную программу с ребенком наперед, водят его к репетиторам. Тут вопрос: для чего это делают? Чтобы ребенок учился лучше? Или чтобы учился лучше других? По-моему, есть существенная разница…