Сотрудничество, обращенное в будущее

185

3 октября  в Федеративной Республике Германия отмечают День германского единства. На суд читателей выносится анализ белорусско-германских отношений.

Отношения между объединенной Германией и Республикой Беларусь де­юре начали свой отсчет с рубежного во многих отношениях визита в Минск вице-­канцлера, федерального министра иностранных дел Ганса­-Дитриха Геншера, состоявшегося 13 марта 1992 г. Главный итог визита известен: заработал политический механизм межгосударственных отношений. Была достигнута договоренность об открытии белорусского посольства в Бонне и германского – в Минске. Заметим, что речь шла не об установлении, а о восстановлении дипломатических отношений. Дипломатические отношения между обеими странами были впервые установлены в 1922 г. и утратили свою юридическую силу после образования СССР. Принципиально важно подчеркнуть, что еще до указанного визита, практически сразу после обретения Беларусью своей государственной независимости, двусторонние отношения стали наполнять реальным содержанием структуры народной дипломатии, субъекты хозяйствования. Белорусский вектор внешней политики объединенной Германии взял свой старт на этапе ее становления, что, естественно, не могло не повлиять на содержательную сторону данного вектора.

До середины 1990-­х годов, то есть до завершения формирования внешнеполитической концепции новой ФРГ, ее правящие круги были в наибольшей степени удовлетворены белорусскими реалиями, что предопределило динамику политической составляющей двусторонних отношений. С середины 1990­-х годов в Беларуси стала постепенно приобретать реальные очертания принципиально новая модель социально­-экономического и политического развития, которая во многом не вписывалась в рецептуру, предлагаемую ФРГ и ее союзниками по ЕС восточным европейцам, вовлеченным в трансформационные процессы. ЕС отреагировал на эти реалии пакетом решений, которые, по мнению белорусского руководства, резко расходились с национальными интересами Беларуси, создавали существенные препятствия в ее политике на европейском направлении. ФРГ стала строить свою политику в соответствии с этими решениями. С 2008 г. политическая составляющая двусторонних отношений характеризовалась некоторым улучшением, что было связано с соответствующими изменениями в политике ЕС по отношению к Беларуси. Однако после президентских выборов, которые прошли в Беларуси 19 декабря 2010 г., и ЕС, и Германия вернулись к прежнему курсу.

С 2015 года стала обретать реальные очертания очередная оттепель в белорусско-германских политических отношениях, которую можно однозначно характеризовать как ключевой момент современного этапа данных отношений. На этом этапе резко возросла роль германской составляющей в разработке и осуществлении политики Евросоюза на белорусском направлении, известной как политика малых шагов. Четко прослеживается превалирование германцев в причастности к набравшему позитивную динамику содержательному наполнению подобных шагов. В ходе встреч на различных уровнях белорусская и германская стороны неизменно демонстрируют взаимную заинтересованность в цивилизованном мироустройстве. Берлин положительно оценивает роль Главы белорусского государства в поисках путей мирного урегулирования украинского кризиса. Есть все основания согласиться с заявлением бывшего Чрезвычайного и Полномочного Посла Германии в Беларуси Петера Деттмара о том, что “Беларусь и Германия вышли на новый этап сотрудничества”. От себя добавим, что заинтересованность в активизации белорусско-германских отношений на данном этапе демонстрируют практически все политические партии, представленные в нижней палате федерального парламента. Знаковым событием для германо-белорусских отношений явился визит федерального президента Франка-Вальтера Штайнмайера в Республику Беларусь в 2018 году.

При ретроспективном взгляде на двусторонние отношения нетрудно сделать вывод о том, что их неполитические составляющие развивались более продуктивно, чем политическая. Неполитические составляющие отличались от последней обширной договорно-правовой базой, достаточно разветвленной организационной структурой, а главное, практическими результатами.

В шкале приоритетов неполитического сотрудничества первое место традиционно занимает торгово-экономическая сфера.

За все время существования двусторонних торговых отношений ФРГ постоянно входила в первую пятерку ведущих импортеров продукции, известной как «Made in Belarus».

Что же касается «Made in Germany», то его присутствие в ввозимой в Беларусь продукции за то же время уступало максимум двум государствам-экспортерам. Было время, когда только Россия экспортировала больше товаров в Республику Беларусь. Стороны отметили десятилетие установления дипломатических отношений рекордным товарооборотом в 1 млрд USD. Этот показатель, проходивший в статистической отчетности за 2002 год, был удвоен в 2006 году, утроен в 2007 году, учетверен в 2010 году. В 2013 году имел место исторический максимум: 4,788 млрд USD. После 2013 года закрепилась отрицательная тенденция по части товарооборота, сохранявшаяся до 2016 года включительно. Сначала состоялось возвращение к показателю четырехлетней давности, а затем – девятилетней. Товарооборот в 2 млрд USD за 2015 год, приблизительно такой же товарооборот за 2016 год – это, конечно, явный провал в работе компетентных белорусских органов. Ни в коем случае нельзя замыкаться на учете следующих причин: неблагоприятной глобальной экономической конъюнктуры, немалого сокращения золотовалютных резервов, снижения покупательной способности населения. Эти причины имели место быть, но если бы компетентные органы проявили разворотливость, вполне можно было избежать двукратного падения товарооборота. Приятно отметить, что с 2017 года объемы торговли между Республикой Беларусь и ФРГ стали изменяться в сторону неуклонного прироста. Если товарооборот за 2016 год принять за 100 процентов, то в 2017 году имеем 125 %, в 2018 году – 141 %. Читателям газеты, конечно, будет интересно узнать об участии Мозырского района в анализируемом направлении белорусско-германского сотрудничества. Если принять внешнеторговый оборот района по странам вне СНГ за 2018 год за 100 %, то удельный вес Германии составит 35,6 %.

Во взаимном товарообороте сложилась устойчивая структура экспорта и импорта.

Германский вектор белорусского экспорта представлен следующими товарными позициями: текстилем, древесиной, продуктами деревообработки, медицинским оборудованием, продукцией химической промышленности, тракторами, оптикой. Перечень статей германского импорта таков: инвестиционные товары, станки, оборудование, продукция химической промышленности, транспортные средства. Конечно, сказывается, что партнеры находятся в разных весовых категориях. Назовем вещи своими именами. Экономический гигант торгует со средней по экономическому потенциалу страной. Отсюда вполне объяснимо отрицательное сальдо касательно белорусской стороны. Оно было все годы и останется в ближайшем будущем. Заслуживает быть упомянутым тот факт, что в отдельные годы Беларусь ввозила в Германию в три раза меньше товаров, чем вывозила, разумеется, в стоимостном выражении. Рекорд по отрицательному сальдо был зафиксирован в 2013 году:
– 1, 281 млрд USD. Правда, в последние годы этот показатель меньше. Следует также иметь в виду, что на взаимную торговлю отрицательное влияние оказывает отсутствие Беларуси среди членов ВТО.

На белорусском направлении развернули свою деловую активность 360 германских субъектов хозяйствования. Объем германских инвестиций в отечественный народнохозяйственный комплекс в 2014 г. по сравнению с 2009 г. вырос в 6 раз, а по прямым инвестициям – в 7 раз. Если названные годы поменять местами, то окажется, что белорусский бизнес в 2014 году вложил в германскую экономику общих инвестиций на сумму, которая лишь на 3 миллиона USD меньше той, которая вносилась германскими инвесторами в белорусскую экономику в 2009 году. ФРГ входит в первую четверку ведущих прямых инвесторов в белорусскую экономику. Объектами соответствующей финансовой подпитки являются транспорт, сельское хозяйство, торговля, пищевая промышленность. Конечно, объем германских инвестиций в белорусский народнохозяйственный комплекс, ненамного превышающий треть миллиарда USD, несопоставим с вложениями ФРГ в экономику ее партнеров по Европейскому Союзу с численностью населения меньшей, чем в Республике Беларусь. Там речь идет о миллиардах USD. Было бы неплохо, чтобы стороны встретили 30-летие со дня установления дипломатических отношений достижением отметки в один миллиард USD.

Неотъемлемым элементом белорусско-­германского сотрудничества стали долгосрочные партнерские отношения Белорусской торгово-промышленной палаты с торгово-­промышленными палатами Бонна, Франкфурта­-на-­Одере. Традиционнно проводятся дни экономики земли Северный Рейн-­Вестфалия и земли Бранденбург в Минске.

Властные структуры обоих государств неизменно придают важнейшее значение народной дипломатии.

Именно народная дипломатия сыграла определяющую роль в примирении между белорусским и германским народами в преодолении стереотипов, укоренявшихся на протяжении десятилетий.

Уже четверть века Германию ежегодно посещают десятки тысяч жителей Беларуси. В отдельные годы германской стороной удовлетворялось до 80 тысяч визовых заявок граждан Республики Беларусь. Этот рекордный показатель вряд ли будет превзойден в нынешнем непростом году. Вместе с тем можно смело прогнозировать выдачу виз как минимум 50 тысячам заявителей. Среди этих заявителей обязательно будут маленькие белорусы из чернобыльской зоны, выезжающие в Германию на оздоровление. Все расходы по их транспортировке и пребыванию берет на себя германская сторона. На протяжении многих лет количество таких детей не опускается ниже отметки семи тысяч в год. Ежегодно сотни белорусов, занятых в сферах науки, образования, культуры, посещают данную страну, став стипендиатами различных германских учреждений. В рамках народной дипломатии институты гражданского общества и отдельные бундесбюргеры постоянно оказывают неоценимую гуманитарную помощь Республике Беларусь. Ни одно государство не может сравниться с ФРГ по масштабам данной помощи Республике Беларусь. 22 города с каждой стороны вовлечены в побратимские связи. Специально обращаем внимание читателей на то, что Германско-Российское общество из г. Виттенберга свыше 20 лет осуществляет культурные обмены с Мозырем.

У германской стороны имеется фундаментально разработанная концепция внешней культурной политики на белорусском направлении. Генератор идей на данном направлении – Институт имени Гете в Минске. Это учреждение работает в столице Республики Беларусь 26 лет. Благодаря Институту имени Гете в Минске с середины 1990-х годов по настоящее время прослеживается поступательный рост по следующим позициям: 1) сегмент белорусского населения, изучающего немецкий язык; 2) наличие книг на немецком языке в библиотеках Республики Беларусь; 3) степень осведомленности среднестатистического белоруса на предмет музыки, театра, изобразительного искусства в Германии.

Указанное учреждение причастно к обогащению школьного образования Республики Беларусь. Оно учитывает факт нахождения в нашей стране на постоянной основе лиц, входящих в Центральное управление по делам немецкого школьного образования за рубежом и Германский союз народных университетов. Итог тесного сотрудничества с первым из названных учреждений – наполнение реальным содержанием инициативы «Школы: партнеры будущего». Взаимодействие со вторым учреждением строго и последовательно подчинено девизу «Образование на протяжении всей жизни». Если первый проект ориентирован на детей школьного возраста, то второй – на взрослых белорусов.

Стало доброй традицией ежегодное проведение недели Германии. Она обычно получается содержательной как в столице республики, так и в областных центрах.

В заключение есть смысл сказать о двух проблемах.

Первая проблема.

В далекие 1990-е годы между высшими органами исполнительной власти обоих государств были подписаны три важных соглашения, которые до сих пор, к сожалению, не вступили в силу. Первое из этих соглашений, датированное 3 марта 1994 года, всецело посвящено культурному сотрудничеству. Второе соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Федеративной Республики Германия предусматривает сотрудничество в борьбе с организованной преступностью, терроризмом и иными опасными преступлениями. Оно подписано 4 апреля 1995 года. 28 июня 2019 года исполнилось 23 года с того момента, как правовую базу двусторонних отношений пополнило межправительственное соглашение об уходе за военными могилами. Если первые два соглашения не вступили в силу лишь по причине неразворотливости властных структур, то по третьему соглашению все гораздо сложнее. Оно неоднозначно воспринимается в белорусском обществе. Палата представителей Национального собрания, конечно, не может не учитывать настроений тех соотечественников, которые знают о Великой Отечественной войне не по наслышке. И все же белорусскому парламенту надо брать пример с Польши, России, Украины, где подобное соглашение давно уже ратифицировано.

Вторую проблему сформулировал в беседе с автором этих строк ветеран Вооруженных Сил СССР Михаил Нордштейн, проживающий с 1999 года в Германии.

Уважаемый Михаил Соломонович заявил: “Как известно, в Германии – немало выходцев из Беларуси и поныне остающимися ее гражданами – бывших пенсионеров. Но они таковыми в Германии не являются, ибо живут на пособии от государства. Их называют социальщиками. И хотя пособие (в довольно скромном размере) более или менее обеспечивает их материальное существование, но сам этот статус включает ряд ограничений. Социальщик практически лишен права подрабатывать, получать какую-то материальную помощь от кого бы то ни было, выехать из Германии на срок более месяца, приобрести машину… Все это, конечно же, унизительно. А где же заработанная им в Беларуси пенсия? Там она и осталась. Справедливо ли это? Полагаю, ответ тут только один: конечно же, нет! Вот тут Беларуси и Германии и договориться: белорусские пенсии вернуть, ибо они честно заработаны, вышеназванные ограничения убрать”.

Михаил Стрелец,
доктор исторических наук,
профессор Брестского государственного технического университета.


Читайте МОЗЫРЬ NEWS в: