Интервью с самым молодым директором школы Мозырщины

Директор УО «Слободская средняя школа Мозырского района» Алина Витальевна ЧЕРЕНКОВА – самый молодой руководитель учреждения образования Мозырского района.

В ходе нашего интервью мы убедились, что молодо – точно не зелено, потому что задача уже сегодня делать то, о чем другие будут думать завтра. И не вместо, а вместе – и впереди.

Сила – в команде

– Я выпускница СШ № 2, кроме этого, училась в художественной школе, – рассказывает о своем трудовом пути Алина Витальевна. – В 2012 году окончила наш педагогический университет, факультет технологии: обслуживающий труд у девочек с правом преподавания изобразительного искусства. Педагогическую деятельность начала годом ранее, будучи студенткой 5 курса: педагог дополнительного образования в центре творчества детей и молодежи. Потом была детская художественная школа на ул. Ленинской, а затем – отдел образования, где более 4 лет работала методистом под началом Марины Григорьевны Стариковой.

Начальник отдела образования Любовь Степановна Клепчукова предложила перейти в Слободскую школу на должность заместителя директора по учебной работе в 2017 году. Благодаря ее доверию 23 января 2019 года меня назначили директором школы, когда прежний руководитель Михаил Валерьянович Вислоух ушел на заслуженный отдых.

Я не отказалась от предложения: в принципе, к тому моменту сформировалась как работник системы образования, и могу сказать большое спасибо каждому члену коллектива отдела за помощь, которую они мне оказали, когда я еще раздумывала о возможности работы на новой должности.

Меня не «бросили на амбразуру».

Была огромная поддержка Любови Степановны Клепчуковой, ее заместителя Ларисы Алексеевны Попковой – они постоянно были на связи в первые недели работы, когда было особенно трудно и сложно, но благодаря нашему сотрудничеству в команде все получилось. Меня добросовестно подводили к этой должности и взращивали как руководителя. И сегодня я постоянно пользуюсь их советами, обращаюсь за помощью, и мне никогда не отказывают.

Первое время было сложно влиться в коллектив, найти взаимопонимание, но сегодня я чувствую себя комфортно и на этой должности, и среди своих коллег. Образовалась команда: все понимают меня, я понимаю свой коллектив.

– Как Вы пришли в педагогику, не самую престижную сегодня сферу деятельности?
– Моя мама Евгения Анатольевна Черенкова – учитель начальных классов с огромным стажем, до сих пор работает в СШ № 16. Она никогда не была сторонником того, чтобы я пошла по ее стопам. Я видела, что представляет собой эта профессия без прикрас: тетради, журналы, стрессы, переживания – словом, не только цветы на День учителя и 8 Марта. Огромная трудоемкая работа по физическим и моральным затратам. Но когда попробовала сама работать учителем, то понравилось и затянуло. А еще важную роль в жизни многих играет случай: познакомилась с Мариной Григорьевной Стариковой, которая пригласила меня на работу в отдел образования – совсем другое направление деятельности, чем художественная школа.

– Вы хотели стать директором?
– На тот момент, когда я была завучем по основной работе, часто исполняла обязанности директора. Не скрою, мне эта работа нравилась больше, потому что директор – это больше хозяйственная часть, т.е. организация для учащихся и учителей комфортной сферы деятельности, в которой они работают и учатся.

Словом, главный завхоз в школе. А работа завуча – это в основном документы. Мне больше нравится проводить рабочее время в движении, чем за письменным столом. Поэтому не буду скрывать, что желание стать директором было довольно сильное.

– То есть Вы себя видите больше как организатор-хозяйственник, а не педагог-практик?
– По моему мнению, любой директор школы в первую очередь хозяйственник. Да, как руководители мы должны знать все про все процессы обучения, владеть всеми нормативными, инструктивными, методическими документами, знать кадровые вопросы.

Но хозяйственная часть остается основной. Понимаете, гармоничную личность в сарае не воспитаешь. Могут быть замечательные педагоги, но если санузел в аварийном состоянии, осыпается штукатурка и проваливается пол, то чувство прекрасного не привьешь. И никто, кроме директора, эти вопросы по наведению порядка в школе не решит.

– Вопрос как к директору-хозяйственнику: кто помогал готовить школу к новому учебному году? Как-то не припоминаются крупные промышленные предприятия среди спонсоров наших сельских школ…
– Очень здорово в этом году нам помогло КСУП «Слободское имени Ленина». Это наш единственный спонсор, который всегда идет нам навстречу. Директор Юрий Николаевич Боженков никогда не уклоняется от встреч с нами, непременно доброжелателен, с пониманием относится к нашим просьбам и всегда помогает.

Конечно, спонсорской помощи никогда не будет хватать, потому что проблемных мест в здании школы много, и хочется все сделать здесь, сейчас, сразу. А это не получается из-за проблем с финансированием: внебюджетные средства ограничены, бюджетные средства тоже нерезиновые, поэтому надо искать спонсоров, как и всем учреждениям. В городе, на мой взгляд, это немного проще, потому все дети и другие родственники руководителей и сотрудников предприятий учатся в этих школах.

Время действовать

– Часто люди стремятся стать руководителями, чтобы получить возможность воплотить свои идеи, которые они не могли реализовать, будучи рядовыми сотрудниками. Правда, есть и такой вариант: свести счеты с отдельными коллегами…
– Точно не сведение счетов, даже мыслей таких не было. Когда я была заместителем директора, я уже тогда пыталась перед приемкой в ходе ремонтных работ что-то где-то менять. Все-таки на дворе XXI век, и топтаться на месте недопустимо. Районная сельская школа ничуть не хуже, чем любая городская. И дети у нас по душевным качествам порой превосходят своих городских сверстников – почему они должны учиться в худшей обстановке, чем городские школьники?!

Уверена, что Слободская школа по условиям должна не отставать от ведущих школ Мозыря. Это как минимум. Поэтому стараюсь что-то изменить совместно со своим коллективом.

– Многогранный вопрос: Ваше взаимоотношение с коллективом? Потому что он не только трудовой, а еще и женский, а еще и педагогический, а учителя – народ не только самоотверженный, но и ранимый, требующий особого отношения к себе. Плюс неизбежные сравнения с прежним руководителем. И не обязательно в вашу пользу…
– Момент сравнения есть всегда, когда меняется один член коллектива на другого, тем более, если это руководитель, не исключаю, что сравнивают и сегодня. Но это нормально, и от этого никуда не деться. 15 лет они работали с одним директором, потом пришел другой, как вы сказали, молодой руководитель со своим видением ситуации и начал выстраивать свою систему, не совсем привычную поначалу для многих. Не все ее принимают, кто-то пытается отвергать, сопротивляться, но в итоге все равно к ней привыкают и принимают новые правила.

Первое время мы, как это принято говорить, притирались друг к другу. Могу сказать, что в нашем педагогическом коллективе из 28 человек больше половины имеют высшую категорию и стаж, который больше моего возраста. Поэтому когда пришла работать в Слободскую школу завучем, очень переживала: «Чему я еще смогу их научить, и как буду давать указания?»

Но могу сказать сегодня, что и тогда, и сейчас, это те педагоги, которые всегда рядом, помогают, никогда не отказываются от участия в различных мероприятиях, несмотря на то, что уже не так молоды. Понимаете, я по жизни максималист, мне надо сделать все и сразу, успеть всюду – в общем, есть у нас разница в жизненных установках, темпераменте, энергичности. Но мои коллеги всегда поддерживают мои идеи и могу сказать, что сейчас я чувствую себя комфортно во взаимодействии со всем коллективом.

С техперсоналом у нас вообще полное взаимопонимание: перед приемкой школы вместе в спортивных костюмах облазили здание сверху донизу внутри и снаружи, и никто ни разу мне не сказал нечто вроде «это не входит в мои должностные обязанности».

– Какие нововведения появились благодаря Вам в Слободской школе?
– Если говорить о внешних изменениях, то, например, сегодня для учителей и учеников мы шьем свои галстуки.

Основное направление: хочется, чтобы учителя участвовали в общественной деятельности, не отсиживаясь в сельской тиши вдали от городской суеты. Я имею в виду предметные олимпиады, научно-исследовательские работы, творческие конкурсы, семинары, практикумы, профессиональные курсы. Иногда складывается неловкая картина: дети уже посетили несколько городов и стран, а их учителя движутся по маршруту дом–работа–огород. И работа по привычке, как однажды научились еще в прошлом веке, когда вокруг столько разнообразных технологий в сфере образования.

Конечно, пока трудно перестроить сознание людей на новый лад, но сдвиги уже есть. Пусть не сразу, пусть пока немногие откликаются на мои инициативы, но уверена, что мы придем к пониманию необходимости иметь активную позицию в сфере педагогики. Чтобы в итоге не отставать.

– Часто ли Вам говорят снисходительное: «Да что у вас там сложного?! Школа небольшая, 120 человек…»
– Приходится иногда и такое слышать, но я считаю, что и на одного ученика надо работать, причем на 100 %, вне зависимости от того, сколько учеников в классе, и какие они.

Потому что, кроме упреков в малочисленности, нас любят упрекнуть, что четвертая часть наших детей имеют особенности психофизического развития, учатся в интегрированных классах – следовательно, особенно напрягаться с ними не надо. Но ребенок в этом не виноват, и на него надо тратить столько же сил, как и на обыкновенного школьника, просто используя дифференцированный подход.

Почти личное

– Вы работаете директором сельской школы, но сами живете в городе…
– Если честно, уже после первого года работы в Слободе я купила машину и сама за рулем, потому что очень сложно добираться на работу на общественном транспорте. Считаю, как администратор я должна быть постоянно мобильна, не зависеть от рейсовых автобусов и попуток.

– Вы полностью отошли от преподавания?
– У меня есть нагрузка, чтобы сдать на I категорию. Дело не в зарплате, потому что этот вопрос мне тоже задавали. Считаю, что не имею морального права заставлять своих коллег повышать категорию, сидя без категории или со второй.

– Есть достижения, маленькие победы, которыми приятно гордиться?
– В этом году мы замечательно подготовились к новому учебному году. Считаю, что очень многое сделали для школы: поменяли забор, полностью подготовили кабинеты, сделав в них основательные ремонты – для наших финансовых и физических возможностей это очень много, но командой мы сработали здорово.

Если говорить об учебных достижениях, то пока хочется большего, здесь непочатый край работы. Наши дети больше спортсмены: не пропускают ни одного спортивного соревнования или туристического слета, еще ни разу не приехали без призовых мест. Есть увлеченный учитель физвоспитания Владимир Васильевич Смирнов, который умеет воодушевить ребят, научить побеждать.

Но и ЦТ в этом году сдали достаточно неплохо. Выпускница Валерия Деменюк сдала все предметы с результатом от 80 баллов и выше, поступила в Академию при Президенте. Самый низкий балл ЦТ в этом году – 28, но химия всегда была сложной наукой. Так что учителя и дети поработали хорошо, но, как известно, «не бойтесь совершенства – вам его все равно никогда не достичь».Поэтому хочется еще лучше!

– Традиционный вопрос о творческих планах. Лучше быть первой в Слободе, чем последней в Мозыре, или есть амбициозные карьерные цели?
– Считаю, что нужно стремиться быть первым в том деле, которое выбрал. Сейчас я работаю в Слободской школе, и все мои амбиции связаны именно с ней. Я довольна тем, чем занимаюсь, абсолютно комфортно чувствую себя в этой среде, и на сегодня менять ничего не хочу. Надо совершенствоваться в той роли, которая у меня сейчас – директор Слободской школы, решая проблемы своего педагогического и ученического коллектива. И, когда получится вывести школу на новый высокий уровень, тогда, возможно, можно будет задуматься о новой карьерной цели.

Но сейчас надо набираться знаний, опыта, навыков для того, чтобы идти дальше.

Дмитрий КУЛИК.