Небесный дозор. Первое воскресенье ноября отмечают работники гражданской авиации Беларуси

356

В первое воскресенье ноября свой профессиональный праздник отмечают работники гражданской авиации Беларуси.

Истории бесценные страницы

Старожилы помнят, что Мозырщина имеет самое прямое отношение к авиации.

Аэропорт, расположенный в д. Большой Боков, начал свою гражданскую работу в первые послевоенные годы. На самолетах Ли-2, а позднее на Ан-24 и Як-40 с 40-х по 1992 год выполнялись ежедневные рейсы в Гомель, Минск и Киев. Когда не хватало мест, пассажиров перевозили и на Ан-2. С 1975 по 1985 год на самолетах Як-40 из столицы Полесья по нескольку раз в неделю выполнялись рейсы в Москву. На самолетах Ан-2 были и ежедневные рейсы местного значения: Мозырь –Наровля–Хойники–Гомель.

С 1 июля 1989 года на базе аэропорта был открыт авиаспортклуб ДОСААФ, пользующийся большой популярностью у молодежи: парни, желающие попасть в ВДВ, здесь совершали первые прыжки с парашютом.

В последующие годы рассматривался вопрос возобновления работы малой авиации на законодательном уровне. До этого дело так и не дошло. Ну а пока на базе Мозырского аэропорта сегодня базируется авиация МЧС Беларуси и лесного хозяйства, проводятся различные мото-шоу и слеты автоклубов. Пассажирские самолеты, к сожалению, сюда не летают. С распадом СССР, в начале 90-х годов, полеты практически прекратились. В аэропорту осталось лишь отделение предприятия «Беллесавиа», главной функцией которого была охрана лесов от пожаров, ведущее свою историю с далекого 1946 года, когда на самолете По-2 начались выполняться работы по авиалесоохране. Такое же отделение было и в Гомеле, но впоследствии его сократили. Несколько лет назад реорганизация коснулась и самого «Беллесавиа».

В настоящее время Мозырское авиаотделение центра авиационной охраны лесов входит в структуру государственного авиационного аварийно-спасательного учреждения «Авиация» МЧС Республики Беларусь. Здесь, под руководством старшего летчика-наблюдателя Николая Лазаровского трудятся 28 человек: трое из них – летчики-наблюдатели, шестеро – десантники-пожарные. Остальные работники – обслуживающий и технический персонал.

Прибыть своевременно

В пожароопасный сезон воздушное патрулирование осуществляется на самолете Ан-2 и вертолете Ми-2. Маршруты прокладываются с максимально возможным охватом территории. В зоне ответственности Мозырского авиаотделения – вся Гомельская область: это 1 млн 860 тыс. гектаров леса плюс 256 тысяч гектаров, входящих в Полесский государственный радиационноэкологический заповедник, территория Национального парка «Припятский» и сельскохозяйственные угодья. По словам старшего летчика-наблюдателя Николая Лазаровского, главная цель команды не просто выявить возгорание, а по возможности и ликвидировать пожар на ранней стадии с наименьшими усилиями. Это удается сделать, если огнем охвачено не более 1–2-х соток лесонасаждений. Воздушное патрулирование, как правило, начинается после установления 3-го класса пожарной опасности. При его повышении частота облетов увеличивается.

Пик возгораний обычно приходится на 2-й и 3-й классы, при 4-м и 5-м классах пожаров, как правило, возникает мало, но это уже достаточно серьезные пожары, на тушение которых нужно затратить много сил и средств. При обнаружении возгорания высаживается группа десантников-пожарных, экипированных ранцевыми огнетушителями с запасом воды не менее двадцати литров. Для ликвидации огня в зародыше этого обычно хватает. Одновременно информация передается лесной охране, работники которой также спешат на борьбу с огнем. Возможность высадки десанта зависит от многих факторов, включая стадию обнаружения пожара, скорость распространения огня, характер и площадь горения. Оценив все это, летчик-наблюдатель принимает соответствующее решение. Как правило, все члены команды десантников проходят специальную подготовку, которая включает изучение видов и способов тушения пожаров, использование технических средств.

Кроме того, регулярно проводятся занятия по десантированию с вертолета на спусковых устройствах. Спуски на тросах осуществляются с высоты 40–45 метров. Такая необходимость возникает в отдаленных местах, куда пожарная охрана лесхозов не может прибыть оперативно. Когда речь идет о ликвидации очага пожара, счет идет на минуты. Выполнив задачу или, как минимум, дождавшись прибытия наземных пожарных расчетов, десантники самостоятельно выбираются на место, пригодное для посадки вертолета.

Кстати

За время пожароопасного периода 2019 года на счету Мозырского авиаотделения 568 часов налета по авиалесоохране; обнаружено 46 лесных пожаров и 12 из них ликвидированы десантной службой.

Не забывать о безопасности

По словам Николая Лазаровского, иногда пожары возникают в результате сжигания порубочных остатков, которые проводят в обходах лесники.

Без этого не обойтись – особенно на фоне борьбы с короедом. Порубочные остатки усохших деревьев нужно сжигать, чтобы уничтожить личинки паразита. Несмотря на то, что делают это при низких классах пожарной опасности, со всеми мерами предосторожности, возгорания случаются.

Бывают и другие причины, как, к примеру, обрыв высоковольтной линии электропередачи, проходящей вдоль просеки через лес. К примеру, в минувшем году такое произошло в угодьях Петриковского лесхоза.

Высадившиеся десантники увидели лежащий на земле провод. Сбив кромку огня, они остановились, так как действовать дальше, не связавшись с энергетиками, было небезопасно. Похожий на фантастический сценарий ЧП приходится связывать иногда и с эффектом увеличительного стекла. Такое случается, когда брошенный в лесу осколок бутылки фокусирует солнечные лучи, вызывая очаг возгорания.

В наши дни остается актуальным вопрос: являются ли помощниками авиации современные технологии?

Безусловно. Тренд последних лет – установка специальных систем видеонаблюдения, призванных обнаруживать возгорания на ранних стадиях. Однако Николай Лазаровский утверждает, что заменить авиацию в ближайшем будущем никакие установки не смогут в силу того, что дальность обзора камеры – до 5 километров. Возгорание они обнаруживают тогда, когда уже горит 10–15 соток леса, а столб дыма поднимается выше деревьев. К тому же в воздухе скапливаются частицы пыли и отработанных газов.

Возникает эффект «дымки», из-за которой камеры видят еще меньше. А у авиации при хорошей видимости обзор достигает до 50 км. То, что с высоты полета замечает человеческий глаз, объектив камеры уловить не может. Они хороши, как дополнительные меры. Каждый новый прогноз погоды лесники и сотрудники МЧС всегда ждут с надеждой. А когда сводки метеорологов бывают неутешительными, то пожарные-десантники всегда начеку, чтобы своевременно выявить возгорание и не позволить огненной стихии разгуляться…
Статистические данные указывают, что основной причиной лесных пожаров все же является человеческий фактор. Примерно девять из десяти пожаров возникает из-за непотушенных костров, брошенных в тлеющем состоянии окурков и спичек, неконтролируемого выжигания сухой травы и множества подобных необдуманных действий. Не понимают люди, какой огромный вред они наносят природе?!.

Смелые и бесстрашные

Специальность «летчик-наблюдатель» в Беларуси имеют лишь 9 человек. И все они работают в авиации МЧС.

Одно из обязательных требований – наличие не только «авиационного», но и «лесного» образования. К примеру, Николай Лазаровский является представителем уникальной трудовой династии. В свое время инструктором десантно-пожарной службы здесь работал его отец Анатолий Николаевич (к сожалению, его уже нет в живых). На протяжении ряда лет в авиаотделении трудится дядя, родной брат матери Николай Григорьевич Тихонов. Первый полет на вертолете Николай совершил вместе с отцом в раннем детстве, чем предопределил и выбор будущей профессии. В государственное предприятие «Беллесавиа» пришел в 2002 году на должность десантника-пожарного, одновременно поступив на заочное отделение в Полоцкий лесной техникум, который окончил в 2005 году. В 2006–2007 годах проходил срочную военную службу в 38-й отдельной гвардейской Венской Краснознаменной десантно-штурмовой бригаде, совершил 9 прыжков с парашютом. В 2007 году после увольнения из рядов ВС вернулся на прежнее место работы, а в 2008 году был назначен на должность инструктора десантно-пожарной группы. За время работы совершил 80 спусков на СУ-Р из вертолетов Ми-2 и Ми-8, потушил более 50 лесных пожаров; с 2010 года работает летчиком-наблюдателем, налетав за это время свыше 2000 часов по авиалесоохране; а с 2017-го – руководит работой Мозырского авиаотделения.

Николай Тихонов (64 года), отслуживший в свое время в знаменитой Свирской дивизии ВДВ, к «крылатой пехоте» тоже имеет самое прямое отношение. По сути, он – самый опытный и авторитетный сотрудник отделения. В десантно-пожарной службе работает без малого тридцать лет(!). На его счету более 300 потушенных пожаров и свыше 500 спусков.

Не менее подготовленным к работе специалистом в состав Мозырского авиаотделения пришел и летчик-наблюдатель Сергей Скиба, который успешно отслужил в составе марьиногорской мобильной бригады.

Много лет работе в Мозырском авиаотделении отдали также водитель Александр Литвинчук и летчик-наблюдатель Максим Рябцев. С большой ответственностью к делу относятся также десантники-пожарные Юрий Полупан, Юрий Линник и Евгений Протасов, водитель Евгений Лазуткин, механик Павел Кузьменко и многие другие.

К слову

За достижение высоких результатов в оперативно-служебной деятельности по итогам 1 полугодия 2019 года и значительный вклад в предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций Николай Анатольевич Лазаровский награжден Почетной грамотой Министерства по ЧС Республики Беларусь, подписанной генерал-лейтенантом внутренней службы В. А. Ващенко.

От автора

При приеме на работу в авиаотделение военная служба в десанте или спецназе не является обязательным требованием для кандидатов, как не требуются квалификационные испытания или сдача нормативов.

Работа здесь носит гражданский характер. Однако же, главное требование все же существует: не бояться высоты и полетов, а еще – иметь хорошую физическую форму, позволяющую справляться с задачами. А они, стоит отметить, отнюдь не простые как в физическом, так и психологическом плане. Стало быть, и не каждому по плечу. Они по силам больше тем, кто по-настоящему любит небо, а экстрим воспринимает как всплеск адреналина в крови…

Наблюдаю за тем, как, разрубая воздух мощными лопастями, вертолет МИ-2, за штурвалом которого опытный пилот-инструктор Олег Манько, отрывается от земли и плавно набирает высоту над Мозырским аэропортом, чтобы вновь обеспечить тем, кто на его борту, выполнение своей извечной задачи – сохранение лесных богатств Полесского региона ради сегодняшнего дня и будущих поколений.

Наталья КОНОПЛИЧ,
фото автора.

 


Читайте МОЗЫРЬ NEWS в: