Вандализм или неуважение к прошлому: почему оскверняют могилы и памятники

219

Наталья КОНОПЛИЧ:

«Содержание поступка определяет нравственность и моральность поведения, различие добра и зла. Не всякое действие человека становится поступком, но только то, которое является сознательным выбором».

Меня до боли в душе возмутил факт, о чем не перестаю думать и сейчас.

А заключается он в следующем. В преддверии Дня матери, навещая вместе с членами совета ветеранской организации «Белорусский союз ветеранов войны в Афганистане» Ольгу Демьяновну Семененко, тронула история, рассказанная пожилой женщиной о том, что у кого-то поднялась рука срезать металлические цепи, обрамляющие захоронение ее сына Володи, геройски погибшего в Афганистане, на кладбище в районе Кургана Славы. Мать, рассказывая об этом, не скрывала слез. Не могли их сдержать и мы.

После этой встречи мою душу наполнило раздумье о людях, живущих рядом с нами, не знающими, что такое война.

До какой же степени надо было опустить свое человеческое достоинство и сознание тому, кто посмел отважиться на такой варварский поступок? Вандал осквернил могилу 18-летнего паренька, чьи глаза с фотографии на памятнике и сегодня, спустя 30 лет после вывода советских войск из Афганистана, излучают тепло, любовь и доброту к близким, до последнего вздоха, сохранившего честь и отвагу военнослужащего воздушно-десантных войск. Ценой своей жизни Володя Семененко спас от гибели целый взвод, посмертно награжден орденом Красной Звезды. Это тяжелая утрата для семьи, для общества. От бездушного людского поступка, осквернившего могилу нашего земляка, возникло даже не чувство обиды, а скорее боли или даже презрения, что рядом с нами живут не люди (скорее – особи), способные на подлость, варварство, предательство и зло.

Безусловно, добытые вором трофеи ушли на металлолом, а вырученные средства вряд ли потребовались для того, чтобы накормить голодного.

Не поддается пониманию факт: почему на такие вещи не обращают внимания приемщики металла, чтобы поспособствовать работникам милиции в поиске вандалов? Тем более, что могила Володи Семененко находится под защитой государства. К слову, рядом с захоронением воина-интернационалиста еще две могилы мозырян полностью лишились своих обрамлений…

Между тем, помню по рассказам бабушки с детства, в народе с давних времен есть множество суеверий, которые предупреждают людей о том, что нельзя брать с кладбища какие-либо предметы. Если человек возьмет что-то, то он потревожит душу почившего, который захочет вернуть свое утраченное обратно.

Если на кладбище попадается на глаза специально оставленная или забытая вещь, то взяв ее, человек может навлечь беду не только на себя, но также и на членов семьи. Верить или не верить в такое – дело каждого, но все же суеверия, объясняющие, почему нельзя ничего брать с кладбища, основываются на реальных историях, собранных фольклористами-исследователями за большой период. А ежели кто приходит на кладбище с целью воровства и разрушения, то так и знай: зло обязательно возвратится бумерангом. Эти слова написаны историей!


Читайте МОЗЫРЬ NEWS в: