344 квартиры и 9 часов в день. Каково это было: вести перепись населения, рассказала волонтер из Мозыря

314

Воспитанница клуба журналистов «PRESSтиж» поучаствовала в самой масштабной социальной кампании года и готова рассказать, каково это: вести перепись населения…

Эта масштабная кампания затронула меня как гражданина страны. И как человека – оставила глубокий след…

Давайте знакомиться: я – Снежана Быкова. Учусь в Мозырском государственном педагогическом университете имени Ивана Петровича Шамякина на факультете дошкольного и начального образования. На этот учебный год, как мои коллеги, строила банальные планы, волнующие каждого студента: сдать хвосты (а лучше обойтись без них), закрыть сессию, успешно написать самостоятельные и контрольные, поучаствовать в мероприятиях и самое простое – провести хорошо и с пользой послеучебное время. Но этот список оказался неполным – пришлось на месяц забыть обо всем и с головой окунуться в процесс переписи населения. Признаюсь честно, о масштабе кампании я не задумывалась всерьез. А ведь на деле это событие, которое в буквальном смысле коснулось каждого жителя страны. К слову, это уже третья после обретения суверенитета перепись населения. Или, правильнее сказать, только третья? Что еще раз подчеркивает значимость процесса. Но это я понимаю сейчас, вначале были совсем другие мысли.

Предложения поучаствовать в переписи начали звучать в стенах университета еще в прошлом учебном году.

Тогда мы знали только общую информацию: кампания стартует 4 октября под лозунгом «Взгляд на настоящее – шаг в будущее» и продлится по 30 октября.

Жителям будет предложено ответить на 49 вопросов, в том числе по миграционной активности, образованию, источникам средств к существованию, занятости, количеству детей, жилищным условиям. Проходить она будет тремя способами: через интернет, на стационарных участках и через переписчика на дому. Также будут работать мобильные стационарные участки по заявкам организаций. Чтобы переварить услышанное, нам дали время. Нужно было принять решение – становиться волонтером или нет. Надо сказать, на первых порах многие студенты выразили желание стать переписчиками. Но отбор велся тщательно: учитывались успеваемость, активность, личные качества, ответственность и трудолюбие. Я оказалась в числе лучших. Было приятно. И очень волнительно. Стала читать в интернете, что собой представляли переписи прошлых лет, из каких вопросов состояли. Сейчас могу сказать, что их стало больше. Например, впервые была детально затронута тема сельского хозяйства: есть ли земельные участки, сельхозугодья, скот, птица, другая живность? Люди удивлялись таким вопросам. Приходилось объяснять, что это поможет государству изучить аграрные ресурсы страны и планировать дальнейшее развитие сельскохозяйственной сферы.

Но давайте вернемся к началу…

Несмотря на сомнения, я согласилась войти в ряды волонтеров.

Когда еще будет такая возможность – изнутри изучить механизм работы огромной «машины»? (А ведь все оказалось не так просто, как представлялось). После собрания в университете я поехала в отдел статистики, где мне выдали сумку с планшетом, бейдж, свисток (на случай внештатной ситуации, чтобы привлечь внимание), фонарик (этот момент тоже насторожил, но от вопроса удержалась), блокнот для пометок и карандаш. Получила, расписалась в договорах и отправилась на участок. Кстати, бейдж являлся одновременно и проездным билетом, поэтому весь месяц я отъездила на автобусе законным «зайцем».

Совсем забыла сказать про обучение переписчиков: 3-4 дня ушло на то, чтобы усвоить, как пользоваться планшетом, заполнять графы с ответами, редактировать в случае возникшей ошибки, добавлять членов семьи, регистрировать сельскохозяйственные участки и т.д.

Отдельный блок – регистрация иностранных граждан (на момент переписи мне такой случай не попадался). Кроме планшетов, были бумажные носители на случай, если планшет зависнет и перестанет работать (благо, обошлось без поломок, и зарядку планшет держал хорошо). Мне комфортнее было работать с техникой, нежели с бумагой. Это экономило время и силы. В любой момент можно было зайти в галерею, найти инструкцию по переписи и прочитать нужную информацию. Например, как записать студента (они регистрировались по месту временной прописки) или новорожденного (рожденные на момент переписи дети не вносились в базу). Была даже видеоинструкция. Поначалу голова шла кругом от объема новой информации. Казалось, это запомнить все просто нереально! Признаюсь, были мысли отказаться и вернуться в аудиторию, где привычно и спокойно. Но ведь обратного пути нет. Да и сдаваться я не любитель.

Решила дать себе время, чтобы вникнуть и успокоиться.

И это помогло – постепенно становилось все легче: меньше заглядывала в помощники, страх пропадал, волнение утихало… Новые знания пришли в систему. Настало время переходить от теории к практике – выходить в люди и начинать опрос…

Ближе к 4 октября были сформированы мобильные группы переписчиков и участки, за которыми они закрепились. Я попала на участок № 4. Он находился в здании городской библиотеки № 7. Приятной (и одновременно не очень) новостью стало освобождение от пар на целый месяц. С одной стороны, не надо ходить на учебу, выполнять задания, трястись за партой. С другой же, после переписи учебная нагрузка обрушится с особой силой, все пропущенное придется быстро наверстать. Но об этом как-то не думалось поначалу – все мысли были заняты переписью. И уже первый день показал, что дело это не такое простое, и отсидеться спокойно не получится. Работали мы по девять часов в день: с 10 утра и до 8 вечера. Домой добирались ближе к девяти, уставшие, вымотанные, голодные и нервные (контакт с людьми в напряженной обстановке отнимает много сил, физических и моральных). Благо, был час обеда, когда можно было чуток расслабиться, покушать, отвлечься и немного отдохнуть.

Первой накрывшей меня волной переписи стали выезды в организации.

На протяжении двух недель мы (группа переписчиков из трех-пяти человек) переходили с места на место. Впечатления самые разные – от обиды и злости до благодарности и восхищения. Приехали, например, на одно из крупных предприятий города, а нас будто не замечают. Сотрудники демонстративно проходят мимо, ссылаются на сильную загруженность. Поработать пришлось еще и психологом – объяснять, что это касается каждого и занимает от силы 10 минут.

Люди соглашались и нехотя подходили, но в их взгляде читалось: «зачем это вообще нужно?»

Знаете, такое горькое сочетание вежливости и небрежности одновременно. Насытившись им вдоволь, домой я брела измотанная и опустошенная. Даже разговаривать ни с кем не хотелось – за день хватило с лихвой. Я в душе могу понять таких людей, которые не желают отвечать на вопросы. Они, кстати, имеют на это право (мы предупреждаем об этом). Запомнился, к слову, позитивный момент – реакция людей на вопрос: «Планируете ли вы детей? Если да, то сколько?» Смеялись вместе, и, отвечая, строили планы на будущее.

А вот на другом предприятии была зеркальная картина: к нашему приходу выстроилась живая очередь из желающих переписаться.

Не успел отойти один, как его стульчик занимал следующий. От такого количества работы на планшете болели пальцы. И техника нагревалась от напряжения. И так каждый день – или мертво, или живо. Приятно было иметь дело с добрыми и отзывчивыми людьми. Некоторые умудрялись не только на все вопросы ответить, но и о жизни рассказать.

Вторая волна (покруче первой) – перепись в квартирах.

На планшетах в задании на день давно заждались адреса.

Их количество у волонтеров было разное, мне досталось в общем 344. Для тех, кто скажет, что это мало и ходить тут нечего, я дополню: людей нужно застать дома, иначе придется наведываться в одну и ту же квартиру несколько раз. А график строго расписан – район, день, время, количество адресов. И вот тут я поняла: ходить по организациям было приятной разминкой. О «проблемных квартирах» можно долго рассказывать… Если на рабочем месте человек вынужден вести себя сдержанно, то на своей территории может пуститься во все тяжкие. И я это испытала на личном опыте (благо, случаев было не много). На оскорбления старалась не реагировать, на внешний вид (а увиденное вводило в ступор) приходилось закрывать глаза. К нападкам не была готова, но старалась обходить конфликтные ситуации стороной. Одним словом, денечки выдались жаркие… Пожалуй, недоверие во взгляде людей было проще вынести, чем запах алкоголя и грубость. Вот такой я сделала вывод.

Как говорится, у медали две стороны.

И масштабная кампания не исключение. С одной стороны, благодаря переписи государство может свести в единую статистику важную информацию: какие народы живут у нас в стране, на каком языке говорят, сколько детей в каждой семье (демографическая ситуация) и т.д. Так будут созданы социальные программы по решению разных проблем. Другая неприятная сторона медали – нежелание людей говорить о себе, своем имуществе, планах на будущее. И это было ожидаемо.

Месяц пролетел, точнее, пронесся как дикая лошадь по мирному полю. А может, и целый табун лошадей по моей спокойной привычной жизни. Остались, безусловно, следы. Хороших и положительных больше. Но были и казусы, которые вспоминать неприятно (что-то я рассказала, а о чем-то решила умолчать). Перепись пощекотала, конечно, нервишки, но опыта в общении с незнакомыми людьми прибавила – сейчас я без проблем могу подойти к незнакомому человеку и завести разговор. Да и заработать личные деньги очень приятно.

Напоследок хочется сказать: люди, будьте внимательнее к себе и своему дому и терпимее к другим. Уважайте любой труд как свой. И тогда следующая перепись населения пройдет гладко и без неприятных следов.

Снежана БЫКОВА,
корреспондент клуба журналистов «PRESSтиж».


Читайте МОЗЫРЬ NEWS в: