Запас карман не тянет?

sklad_0001Проблема затоваренности складов нереализованной готовой продукцией вышла на первый план, поисками решений занимаются на самом высоком уровне.

Справка отдела экономики Мозырского райисполкома констатирует, что по состоянию на 1 июня 2013 года при объеме промышленного производства 12,8 трлн. рублей, или 98,1%, отмечается увеличение запасов готовой продукции на складах со 131,7 млрд. рублей на 1.01.2013 г. до 209,6 млрд. рублей на 1.06.2013 г. Удельный вес запасов готовой продукции на складах к среднемесячному объему производства также увеличился с 5,5% на 1.01.2013 г. до 8,2% на 1.06.2013 г.

Наибольший удельный вес в запасах готовой продукции приходится на долю предприятий республиканской формы собственности — 94,6%, или 198,4 млрд. рублей (без ОАО “Мозырский НПЗ” — 62,8%, или 131,6 млрд. руб.).

Предприятия коммунальной формы собственности занимают 2,4% в общем объеме запасов готовой продукции района, что составляет 4,9 млрд. рублей.

На долю предприятий без ведомственной подчиненности приходится 3% от суммы запасов готовой продукции на складах, что составляет 6,3 млрд. рублей.

По предприятиям республиканской формы собственности сумма запасов готовой продукции в сравнении с началом года увеличилась на 76,5 млрд. рублей, удельный вес к среднемесячному объему производства вырос с 5,2% до 8%.

По отношению к началу года практически всеми предприятиями республиканской формы собственности допущен рост запасов, за исключением ОАО “Мозырьсельмаш” (сокращены на 814 млн. руб.) и ОАО “МШФ “Надэкс” (на 142 млн. руб.).
Вместе с тем необходимо отметить сокращение запасов готовой продукции за апрель и май т.г. по предприятиям республиканской формы собственности без учета ОАО “Мозырский НПЗ” на 6,1 млрд. рублей.

Положительная динамика сокращения запасов готовой продукции в течение последних месяцев сохраняется в ОАО “Мозырский машиностроительный завод” (по сравнению с 1 мая 2013 г. запасы снижены на 3,5 млрд. рублей за счет увеличения объемов экспортных поставок и освоения новых рынков сбыта).

В ОАО “Мозырьсоль” запасы сокращены на 1,6 млрд. рублей за счет увеличения реализации продукции на внутренний и внешний рынки, ОАО “Беларускабель” — на 1,5 млрд. рублей, ЗАО “Мозырьлес” — на 1,2 млрд. рублей, ОАО “Мозырьсельмаш” — на 1,1 млрд. рублей, ОАО “Мозырский авторемонтный завод” — на 194 млн. рублей, ОАО “МШФ “Надэкс” — на 89 млн. рублей.
В то же время отдельными предприятиями не выполняется норматив запасов готовой продукции, утвержденный на январь-июнь т.г.: ОАО “Мозырьсельмаш” (при нормативе 120% фактически 226,6%), ЗАО “Мозырьлес” (при нормативе 110% фактически 122%).
Следует отметить, что наличие сверхнормативных запасов на складах предприятий негативно сказывается на их финансовом положении, в особенности на движении   оборотных средств. Вывод из оборота значительной части таких средств в качестве запасов готовой продукции требует источников их пополнения, что еще больше усугубляет непростое положение производителя. Вместе с тем наличие нормативного уровня складских запасов готовой продукции на промышленном предприятии является условием эффективной производственно-хозяйственной деятельности.

В целях увеличения темпов реализации продукции руководству предприятий, имеющих уровень запасов выше предельно допустимого, необходимо принять исчерпывающие меры по существенному сокращению запасов готовой продукции, разработать реальные стратегии по разгрузке складов, развивать и наращивать экспорт как одно из действенных направлений по сокращению запасов.

По итогам работы за январь-апрель 2013 года объем внешней торговли товарами составил 678,9 млн. долларов США, из которых экспорт товаров — 52,8 млн. долларов США, или 104,4%, импорт — 626,1 млн. долларов США), или 67,7%. Сальдо внешней торговли товарами сложилось отрицательное (573,3 млн. долларов США за счет импорта нефти. Наибольшего роста экспорта товаров достигли следующие предприятия: ОАО “Мозырьсоль” (темп роста экспорта 111,1%), ЧУП “Мозырские молочные продукты” (128,7%), ОАО “Мозырский машиностроительный завод” (122,6%), ОАО “МШФ “Надэкс” (108,1%), ОАО “Мозырский АРЗ” (увеличен в 3 раза), ЗАО “Мозырьлес” (183,6%), РУП “Мозырский ДОК” (увеличен в 2,3 раза).

Основной задачей в существующих условиях хозяйствования для производителей является выпуск объемов продукции, обеспеченной соответствующими объемами заказов на внутреннем и внешнем рынках, в связи с чем руководителям промышленных предприятий необходимо обеспечивать положительную динамику соотношения запасов готовой продукции и объемов производства, не допускать фактов отгрузки продукции без подтверждения оплаты, наращивать объемы экспорта путем поиска новых рынков сбыта, вести постоянную работу по оптимизации  затрат на производство как одному из способов повышения конкурентоспособности продукции и в целом повышения эффективности работы.

…Будучи не экономистом, но регулярным потребителем товаров и услуг, позволю высказать свои соображения по предложенной тематике. Заранее прошу меня простить, если мои суждения покажутся дилетантскими и утопичными.

Итак, чтобы товар не пылился на складе, надо его продать. А чтобы продать, надо как-то   особенно заинтересовать потребителя, чтобы он не смог от него отказаться.

Простой пример: несколько лет назад мы всей семьей покупали упаковки йогурта “Растишка”. Стаканчики были маленькие, на две-три чайные ложки, стоили они недешево, но внутри лежали красивые магнитики на холодильник! Сначала это были страны, а потом серия “Дино в цирке”. Началось все как маленький подарок для ребенка, а закончилось всеобщим увлечением и азартом. С перетеканием денег из нашего кармана на счета производителя “Растишки”.

Потом был на одном из предприятий страны, где, в частности, производятся коржи для тортов, остается только кремом смазать. Предложил на упаковку приклеивать рецепты кремов. Сказали, что хорошо продаются и так. А ведь мое предложение не было чем-то из ряда вон: на пакетах с блинной мукой уже давно печатают рецепты приготовления блинов. У нас в городе два предприятия производят продукты, а есть еще и сельхозорганизации — может, есть смысл попробовать?

Уже несколько лет мозыряне строят исключительно одно- и двухкомнатные квартиры. Столярный цех Мозырского райжилкомхоза, бывшее МПМО, предложил для таких квартир свою детскую двухместную кровать, где спальные места расположены вверху и внизу. Может, всем производителям мебели есть смысл пройтись со строителями по этим квартирам и оценить, какие решения они могут предложить для явно небогатых семей, что въедут сюда на жительство? Это точно не будет роскошное двуспальное ложе под балдахином из “ненашего” кино, но нечто складное или раздвижное придется в самый раз.

Кстати, уже довольно долгий период граждане делают в квартирах шкафы-купе. Может, есть смысл оценить свое место в этой нише: или сократить производство шкафов, или самим начать собирать заказы и выпускать такую мебель? А еще активно начали строиться индивидуальные дома — свежие доски со своим незабываемым запахом способны на равных потягаться с пластиком в отделке!
…Знакомый руководитель посетовал, что его продукция хорошо продается в Минске, но вот в Мозыре — неважно. “Извините, — прервал автор этих строк. — Но вы ни разу не давали нам рекламу, не рассказывали о своей продукции читателям…”  “Знаете, я суеверный немного, боюсь”, — был ответ. Как говорится, нет слов. Ну и как нам предлагается догадаться о полезных свойствах товара?
Очень часто на предложение рассказать о предприятии и его работниках слышишь: “Нам это не надо, кто надо, нас и так знает!” Судя по росту продукции на складе, на знакомстве дело и заканчивается.

Реклама — это вообще отдельная долгоиграющая тема. Когда-то у Рокфеллера попросили совет, как эффективно распорядиться пятью долларами. “Потратить 4 доллара на рекламу первого!” — был молниеносный ответ. “У вас производят замечательное  мороженое! Настоящее! Натуральные сливки! — восхищенно говорили участники прошедшего в конце мая семинара аграриев по охране труда. — Но включишь телевизор да проедешься по городу, всюду “ТОП” да разные “юки-шмуки”…” А еще неместная победительница фестиваля “Земля под белыми крыльями” была одета в костюм, созданный в ОАО “Дом быта “Визит”.

Спасибо руководству и ЧУП “Мозырские молочные продукты”, и ОАО “Дом быта “Визит”, что делятся с нами своими достижениями, находят возможность для сотрудничества, рассказа о своей деятельности.

Уверены, что достойных примеров работы наших производителей наверняка много, вот только почему-то вместо рассказа о них иное начальство не к месту начинает вспоминать о скромности.

…Когда жил еще в СССР, то в магазинах моего города хлеб был только “кирпичиком”, поэтому из Минска всегда привозил самые разные виды столичной выпечки: родные признавались, что для них это лучше пирогов. Как сейчас привожу что-нибудь из местной “молочки”.

Поэтому общая для всех задача — произвести нечто такое особенное, что есть только у нас!
В качестве пособия по руководству к действию рекомендовал бы прочитать историческую миниатюру Валентина Пикуля “Душистая симфония жизни” о Генрихе Брокаре, создателе известной парфюмерной фабрики “Новая заря”.
Первый совет отца сыну, желавшему начать парфюмерный бизнес, был прост: “Начни с мыла. В этом грустном мире еще не все люди благоухают цветами, зато каждый бродяга хоть раз в жизни должен помыться с мылом, чтобы не выглядеть свиньей…”
А потом, когда дела не шли, вмешалась практичная жена Шарлотта: “Подумай сначала о детском мыле. Дети не любят умываться, значит, мыло должно быть нарядной игрушкой, чтобы умывание стало для них приятной забавой. Подумай о мыле для простого народа. Русский мужик повезет твое мыло с базара, чтобы дарить его своим домочадцам вроде “гостинца”, и прежде всего им должны любоваться.

Для детворы мыло пусть имеет форму зверушек, медвежат или зайчиков, а мыло для крестьян делай похожим на красную морковку или зеленый огурец. Если кто по ошибке и попробует его на зубок — только посмеются! Но главное условие — любой кусок детского или народного мыла должен стоить никак не дороже одной копейки. Именно одна копейка принесет миллионы!”

Подумайте и оцените: женщина в минуту провела то, что сейчас называется “маркетинговое исследование”, которым занимаются многочисленные отделы!

В итоге Брокар пустил в продажу “копеечное” мыло, и для него не потребовалось даже рекламы: детское мыло радовало детей, а мыло в форме огурцов расходилось по самым глухим деревням. Из копеек складывались тысячи рублей, и скоро пришлось выбираться из подвала на другое место…

Хочется пожелать руководителям наших предприятий по-хорошему напрячь все подчиненные им на производстве отделы и службы и не только решить задачу по разгрузке складов, но и по завоеванию симпатий как у прежних, так и у новых потребителей.

Дмитрий КУЛИК

One thought on “Запас карман не тянет?

  • 16.07.2013 в 20:27
    Permalink

    Прекрасная статья.Спасибо.

Обсуждение закрыто.