Сердца, бьющиеся в унисон

Мы все обожаем праздники: Новый год с запахом хвои и мандаринов, 8 Марта с ожиданием подарков и обязательно цветов – нежной мимозы или роскошных роз, майские праздники, которые многие из нас отмечают ударным трудом на дачах. Отмечаем День строителя и пограничника, Татьянин день и святки, и только один праздник вызывает разнообразную гамму чувств, но только не радость. Это Международный день инвалидов, отмечаемый во всем мире с 1992 года.

Указом Президента Республики Беларусь в нашей стране 3 декабря объявлен Днем инвалидов. Его проведение направлено на привлечение внимания общества на преимущества, которые оно получает от участия инвалидов в политической, социальной, экономической и культурной жизни, на защиту их достоинства, прав и благополучия. Люди с инвалидностью заслуживают не сочувствия, а, прежде всего, обеспечения их прав на достойную жизнь, труд и отдых.

В рамках оказания социальной поддержки детей, имеющих инвалидность, и детей с особенностями психофизического развития во всех областных и районных городах республики созданы и успешно функционируют центры коррекционно-развивающего обучения и реабилитации.

Мы, сотрудники Мозырского районного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (директор Наталья Сергеевна Кравец), часто делимся своими радостями и успехами, чаяниями и надеждами с общественностью региона со страниц любимой многими газеты «Жыццё Палесся», привлекая внимание к нашим проблемам, нуждам, и всегда находим живой отклик, поддержку и помощь.

ГУО МР ЦКРОиР

Сегодня мы хотим рассказать об одном из важнейших направлений деятельности центра – оказании ранней комплексной помощи детям, имеющим особенности в психическом и (или) физическом развитии, детям в возрасте до 3 лет. С 2003 г. активно действует кабинет ранней комплексной помощи «особым» детям. Его цель – выявление, обследование, коррекция физических и (или) психических нарушений, индивидуализированное обучение ребенка с особенностями психофизического развития в возрасте до 3 лет с психолого-педагогическим сопровождением в семье или ЦКРОиР. Ведь именно в раннем возрасте, наиболее благоприятном для развития, важно не упустить ни минуты драгоценного времени, не уступить болезни ни одной двигательной функции, которая может быть сохранена. И именно здесь происходят чудеса, о которых шепотом переговариваются мамочки в холле центра: «Посмотрите на Улечку, а мама, мама как расцвела!»

 Учитель-дефектолог ГУО МР ЦКРОиР  Е.В.Ашкинезер.

Учитель-дефектолог ГУО МР ЦКРОиР Е.В.Ашкинезер.

И в центре всех этих событий, деловой суеты стоят четыре замечательных специалиста: учитель-дефектолог Е.В.Ашкинезер, педагог-психолог Т.П.Левкевич, медсестра по массажу М.Ф.Протасова, инструктор по лечебной физической культуре Н.Н.Дрозд.

Наши любимые малыши…Их ножки деловито топают по коридорам, взбираются по лестницам, торопятся-спешат на коррекционные занятия к своему по-настоящему первому учителю. Они такие маленькие, но уже столкнулись и с тяжелыми болезнями, и с травмами, и с трудностями в развитии. Настоящие маленькие герои, которые готовы преодолеть все трудности и научиться всему-всему, что понадобится в их будущей взрослой жизни. А помогает им в этом энтузиаст своего дела, грамотный специалист, учитель-дефектолог 1 категории Елена Валентиновна Ашкинезер. Она и сама не утратила детской непосредственности, умеет радоваться вместе со своими воспитанниками их открытиям, играть хоть сутки напролет, дружить и по-настоящему верить в чудо, которое она сама же и создает на своих занятиях. Она выдумщица и фантазерка. Занятия, проводимые ею, – образец знания специальной педагогики и детской психологии, это сказка, созданная ею для малышей и их мам, наполненная деятельностью, доступной и успешной, и в итоге приводящая к овладению очень важными для развития ребенка умениями и навыками. Е.В.Ашкинезер верит в малышей, с которыми работает, но самое главное – она верит в их мамочек, которые всегда готовы прийти на помощь своим детишкам, поддержать их, заниматься с ними и добиваться результатов. «Мама рядом» – основной принцип коррекционной работы, проводимой педагогом. На занятии можно научить очень многому, но ввести освоенное умение в повседневную жизнь ребенка может только самый близкий ему человек, который находится с ним сутки напролет и готов пройти с ним весь путь реабилитации.

Иногда этот путь и не занимает много времени. Медикаментозная помощь врачей в учреждениях здравоохранения, занятия с учителем-дефектологом, курсы массажа и физиотерапии в ЦКРОиР у медсестры с по-настоящему золотыми руками Марины Федоровны Протасовой, а также интенсивная физическая реабилитация у инструктора ЛФК Натальи Николаевны Дрозд –  и вот малыш уже догнал в развитии своих сверстников. В 3 года он, как и все другие дети, пойдет в детский сад, а все тревоги родных и близких развеются, как дым. К нашей радости, больше половины детей, получающих раннюю комплексную помощь в центре, ежегодно интегрируется в дошкольные учреждения города и района.

Но бывает, что путь реабилитации труден и долог, и порой у мамочки опускаются руки, и кажется, что уже нет ни сил, ни желания идти дальше. И тогда она обязательно придет в школу для родителей «Уютный дом», занятия в которой ведут педагоги-психологи Татьяна Петровна Левкевич, Галина Михайловна Рафалович. Прекрасные академические знания, богатый опыт практической работы со всеми категориями детей, получающих помощь на базе ЦКРОиР, и мудрость, простая житейская мудрость помогают трепетно относиться к работе с мамами «особых» детишек. Ведь не секрет, что именно на их хрупкие плечи ложится весь груз ответственности по уходу и воспитанию ребенка, уделяя большое внимание, прежде всего, их психоэмоциональному состоянию. На сегодняшний день школа «Уютный дом» – это тесный круг единомышленников, готовых оказать помощь и поддержку каждому, кто впервые приходит на их встречи. А было время, вспоминает Т.П.Левкевич, когда наши мамочки были закрытыми, тревожными, ко всему относились с опаской и недоверием. Ведь, как правило, родители ребенка с проблемами в развитии испытывают сильное чувство вины, их постоянно мучает вопрос «за что?» и угнетает беспомощность. Мы стараемся вернуть им уверенность в себе, поднять самооценку, прервать их социальную самоизоляцию и возвратить к полноценной жизни. Открыто общаясь, люди, объединенные общей проблемой, поддерживают друг друга и помогают найти решение семейных проблем, новые способы помощи детям, рекомендуют врачей и клиники. И все чаще звучит совсем иной вопрос: «А что еще я могу сделать для своего ребенка?»

Комплексная помощь детям раннего возраста в нашем центре – это мир, раскрашенный разноцветными красками больших надежд и маленьких радостей, мир, наделенный духом единения мамочек, их любимых малышей и грамотных, творческих специалистов ГУО МР ЦКРОиР.

Наталья  СТЕЦКАЯ,
учитель-дефектолог ГУО МР ЦКРОиР.