«Какой бы мы красивой были парой, мой милый, если б не было войны…»

Четыре года войны им показались вечностью. В череде нелегких испытаний женщинам, чьи мужья, сыновья, отцы и братья ушли на фронт, оставалось только ждать и надеяться, что мужчины уцелеют, вернутся домой… Но не все возвращались. И это тоже предстояло пережить.

Очевидцы тех событий вспоминают, что в доме, куда пришла “похоронка” с фронта, первое время постоянно дежурили подруги вдовы, чтобы женщина от горя не наложила руки на себя. Война – это голод: все на нужды фронта, кормить семью было нечем. Да и после того, как война окончилась, им приходилось едва ли не в одиночку справляться со всеми трудностями.

КрижевскаяСегодня в Мозырском районе  осталось пять женщин, потерявших мужей в Великую Отечественную войну. Одна из них – Евдокия Яковлевна Крижевская. В этом году женщина отмечает 100-летний юбилей. Долгая жизнь, но такая нелегкая: муж погиб в самом конце войны, в боях под Берлином, приходилось одной поднимать на ноги троих детей, ухаживать за больной матерью.

Родом Евдокия Яковлевна из д. Березовка Калинковичского района, но уже лет 5 как живет в Мозыре. Из деревни бабушку забрал внук: в ее-то возрасте лучше не жить одной. Сейчас она живет с невесткой, Лидией Ефимовной, и сыном Александром. Лидия Ефимовна – односельчанка своей свекрови: события 70-летней давности прошли и перед ее глазами. Сама же бабушка, к сожалению, уже мало что помнит о тех временах. Со слов невестки мы и узнали о жизни вдовы Великой Отечественной войны.

Григорий Давыдович Крижевский был военным из Шклова, в Березовку приехал по службе. Красавцу офицеру с польскими корнями приглянулась Евдокия Яковлевна… Сыграли свадьбу, Григорий Давыдович увез супругу на Могилевщину. Как жене офицера Евдокии приходилось много ездить с мужем по городам и весям. Родилось двое детей: дочь Нина, затем сын Александр. В 1941 году родился еще один сын, Николай… С младенцем на руках Евдокия Яковлевна и встретила начало Великой Отечественной войны.

Евдокия с детьми вернулась в отцовский дом в Березовку. Здесь и пережила все невзгоды военного времени: постоянный страх, что немецкие солдаты не пощадят ни детей, ни стариков – никого. “Танки, мотоциклы… Сколько приходилось прятаться от немцев!” – говорит она. Как и все односельчане, Евдокия Яковлевна вместе с детьми пряталась в лесу.

Невестка Лидия, хоть и была в те годы еще ребенком, сохранила в своей памяти немало историй, связанных с оккупантами. Отвлекаясь от беседы о погибшем на войне свекре, она спешит поделиться своими детскими воспоминаниями: “У нас хата была здоровенная. Немцы там склад продовольствия устроили: и конфеты, и мясо, и всякая живность. Были кролики в ящиках. Я очень хотела посмотреть на них, кричала маме, чтоб та подняла меня на руках, а то сама я не могла дотянуться. Мама испугалась, начала мне рукой рот зажимать, а я все равно кричу: хочется же на кроликов посмотреть. Один из солдат добрый попался, взял меня на руки и поднял, чтобы я могла кролика погладить”. Отец Лидии Ефимовны, прошедший до этого финскую войну, был схвачен полицаями, чудом сумел сбежать едва ли не из-под немецкой виселицы, а затем ушел в партизаны. Судьба сберегла отца, умер он уже после войны. Радость победы Лидия смогла разделить с выжившими родными.

А вот Евдокия Яковлевна своего мужа в последний раз видела в 1941 году. Когда уже война подходила к концу и была надежда, что вот-вот все самое страшное останется позади, с фронта пришло извещение: “Пропал без вести, предположительно погиб”. О смерти Григория Давыдовича горевала вся Березовка. “Золотой у меня муж был: грамотный, красивый, толковый”, – вспоминает Евдокия Яковлевна. С одной стороны – боль потери, с другой – горевать нет времени: трое детей, пожилая мать, домашнее хозяйство и работа в колхозной бригаде. Из деревни очень много мужчин не вернулось домой, из них и трое братьев Лидии Ефимовны.

Мама Евдокии дожила до 103 лет и  до конца своей жизни была хорошо досмотрена детьми и внуками. Наверное, ген долгожительства в крови у этих женщин: Евдокия Яковлевна недавно получила новый паспорт – в связи со своим 100-летием. Правда, дата рождения неизвестна, как и у многих людей, переживших войну, у Евдокии Крижевской документы о рождении (метрики) были утеряны. К сожалению, так случилось, что двух своих детей Евдокия Яковлевна пережила: старшая Нина и младший Николай умерли, средний сын Александр, уже пожилой человек, сам часто болеет. В ее возрасте, по словам Евдокии Яковлевны, от жизни обычно уже ничего не ждут. Но есть и свои радости: внуки, молодое поколение. Евдокия Яковлевна Крижевская не просто бабушка – она прапрабабушка.

Не осталось ни писем, которые муж писал с фронта, ни совместных фотографий. Ничто не вечно, и даже воспоминания о горе, о кровопролитной войне со временем стираются. Но они должны жить – в рассказах последующих поколений: дети расскажут внукам, внуки расскажут правнукам. Эти воспоминания нужны для того, чтобы связь между поколениями не была разорвана, чтобы память о людях, сражавшихся и сложивших головы за будущее своих детей, жила в душах, чтобы на земле царили мир и спокойствие.

Елена МЕЛЬЧЕНКО
Фото автора