Сезон «тетенька, посторонись» вступил в силу

Юлия ПрашковичПо собственному опыту могу сказать, что наш город, к сожалению, как и многие населенные пункты Беларуси, совсем не адаптирован для тех, кто хочет добираться на работу, используя свой байк. Ну, во-первых, потому что доехать до своего рабочего места на нем весьма проблематично: велодорожек в Мозыре практически нет. Придется преодолевать целую полосу серьезных препятствий: высокие бордюры; выезд на обочину дороги, что само по себе уже небезопасно;  недовольство проезжающих мимо водителей, раздражение которых прямо пропорционально громкости автомобильных сигналов. В итоге на работу вы, может быть, и доберетесь во-время, но тут же возникнет новая дилемма: куда определить веломашину на время выполнения прямых профессиональных обязанностей?! Специально обустроенных стоянок для велосипедов в городе крайне мало. Точнее их практически нет…

Между тем, во многих странах Европы велосипед  давно уже стал одним из элементов транспортной системы города.  И не случайно: на расстоянии до десяти километров велосипед является быстрым средством передвижения, на расстоянии пяти километров – самым быстрым городским транспортом. Более того, многочисленные исследования показывают, что велосипедисты на 30 процентов меньше страдают респираторными и сердечно-сосудистыми заболеваниями.  А, значит, если велосипедистов в нашей стране станет больше, государству удастся сократить издержки на здравоохранение, ведь гораздо меньше придется оплачивать больничных –  горожане станут здоровее. Кроме этого, двухколесный «друг» человека – это еще и здоровая экология. Наши, белорусские, города  сильно загазованы.  Исследования доказывают, что, например, в Берлине воздух в три раза чище, чем в  Минске. И совсем не по причине более высокого уровня жизни жителей Германии: там активно пользуются для передвижения  велосипедами. Казалось бы, государству выгодна привязанность своих граждан к велоезде, однако еще пройдет немало лет, прежде чем белорусский велосипедист  без особых проблем сможет добираться на работу на своей железной «ласточке». Причин  тому, как я уже отметила, несколько: это и всплеск ДТП с участием велосипедистов, отсутствие лояльности к велосипедистам со стороны водителей, пешеходов, автоинспекции, нехватка велодорожек, отсутствие велостоянок, высокие бордюры. Так, например, в прошлом году на дорогах Беларуси произошло 460 ДТП с участием велосипедистов, в которых 155 человек погибли и 360 были ранены. Статистика врать не будет: половина таких происшествий происходит по вине тех, кто управляет веломашиной. Понятно, что сложные отношения на дорогах регулируют правила дорожного движения, которые сами велосипедисты считают не всегда для них приспособленными. Сейчас, согласно ПДД, все велосипедисты, двигающиеся по велосипедным дорожкам, должны спешиваться на пешеходных переходах и вести велосипед рядом с собой. Однако уже в ближайшем будущем в Минске на некоторых таких пересечениях сделают так называемый «велопереезд» – участок велодорожки, пересекающий проезжую часть, покрасят в зеленый цвет. Рядом с велопереездом будут идти пешеходы – у них будет свой, выделенный разметкой, участок. Но, как отмечает БелТА, касается нововведение только столичных регулируемых переходов. В рамках обозначенной темы можно сказать, что минчане – настоящие счастливчики. Запущенная в прошлом году 27-километровая велодорожка вдоль Свислочи стала отличным подарком для тех, кто не представляет своей жизни без велосипеда. Кстати, по ней летом проезжает до 400 велосипедистов в час.  По инициативе столичной Госавтоинспекции на тротуарах некоторых улиц Минска еще несколько лет назад была нанесена разделительная линия – для пешеходов и для велосипедистов. А мэр Минска недавно за-явил о том, что в новых микрорайонах столицы будут строить двойные тротуары. На таких тротуарах параллельно с пешеходами по второму тротуару смогут передвигаться любители велосипедной езды…

Думается, что подобные новшества, в меру своих возможностей, могут реализовывать и в регионах. Даже, на мой взгляд, в провинции  в создании условий для велоезды нуждаются еще больше, нежели в столице. Прежде всего, потому, что выбор развлечений в регионах намного меньше, а молодежи, понятное дело, нужно себя занять. И, по возможности, чем-то интересным и полезным, что вполне соответствует характеристике велодвижения.
Вот и получается, что любителям здорового образа жизни у нас в городе приходится либо нарушать ПДД и ездить по тротуарам, пугая неспешно прогуливающихся прохожих, либо ездить по дороге, где их вполне могут  сбить, либо тащить своего двухколесного «друга» до какого-нибудь стадиона и кататься там…

Думаю, уместным будет в данном материале упомянуть моего хорошего знакомого – велосипедиста-любителя с десятилетним стажем. Александр путешествует на своем велосипеде на достаточно длительные расстояния. Он исколесил Украину, Польшу, Россию, Чехию, Германию. «Практически всю Германию я проехал, не выезжая на трассу. У них с одной стороны автодороги – бетонная велодорожка, с другой – велодорожка в другую сторону… Про такие километровые велодорожки я не говорю – нам хотя бы несколько специально обустроенных дорожек в черте города, по основным городским маршрутам. Например, по кольцу – маршрут автобусов №№ 14, 4. Это бы позволило многим мозырянам передвигаться по городу на велосипеде, не создавая неудобств ни пешеходам, ни автолюбителям». Хочется отметить, что любителям велоезды подобные маршруты помогли бы за считанные минуты преодолевать  те расстояния, на которые в час-пик на общественном транспорте  уходит гораздо больше времени. А горы, на которых расположен этот маршрут, стали бы своеобразным «переключателем» уровней интенсивности тренировки. Как говорится, мечты рождают реальность. Призываю всех велосипедистов города… мечтать.

Юлия ПРАШКОВИЧ

Сезон «тетенька, посторонись» вступил в силу: 7 комментариев

  • 01.06.2014 в 11:22
    Permalink

    Спасибо за статью. Я согласен на 100%, только вряд ли нас услышат.

  • 27.05.2014 в 09:31
    Permalink

    «Что любителям здорового образа жизни у нас в городе приходится либо нарушать ПДД и ездить по тротуарам» — Вот это вогнало в ступор. Это значит, что велосипедист нарушает ПДД, когда ездит по тротуарам. Так трактуется это предложение с точки зрения русского языка.

  • 27.05.2014 в 08:54
    Permalink

    Не совсем поняла два последних комментария. Я так и написала, что по причине отсутствия велосипедных дорожек очень часто велосипедисты решаются на нарушение ПДД, выезжая на дорогу.Что вас вогнало в ступор?

  • 26.05.2014 в 17:59
    Permalink

    Ох кт описал статью пдд то не знает….велосипедистам запрещено двигаться по дорогам, только вслучии отсутствия тротуара не болея 1м от края дороги

  • 26.05.2014 в 17:53
    Permalink

    Согласно ПДД велосипедист ОБЯЗАН ехать по велосипедной дорожке, а при её отсутствии по пешеходной дорожке (тротуару), а при отсутствии пешеходной дорожки — по обочине дороги, а при отсутствии обочины — по краю проезжей части не далее 1 м от её края. Статья АБСОЛЮТНО неверная и вгоняет в ступор!!! Полное невежество относительно ПДД. Велосипедисту ЗАПРЕЩЕНО ездить в городе по дорогам, где ездят автомобили! Перечитайте пункты ПДД.

  • 26.05.2014 в 09:15
    Permalink

    Спасибо за Ваш комментарий! Слово «байк» (bike) — это разговорная форма от английского «байсикл» (bicycle) – велосипед. Хотя этим словом, вы правы, может называться любого размера велосипед, мопед или мотоцикл. Думаю, ошибки тут нет. Впрочем, опять-таки вы правы, для нашей действительности «байком» привычнее называть мотоцикл.

  • 25.05.2014 в 15:57
    Permalink

    Дзякуй за цікавы і змястоўны артыкул, сапраўды, для Мазыра тэма будаўніцтва веладарожак назвычай перспектыўная, бо наш горад мае разнастайныя ландшафтныя зоны і вельмі прыгожыя краявіды. Да таго ж, з-за складанага рэльефу значна прасцей у некаторых месцах зрабіць веладарожкі, чым пракладваць паўнавартасныя аўтатрасы.
    Узнікла адно непаразуменне: слова «байк» амаль заўсёды ўжываецца ў кантэксце «матацыкл» (хаця ў слоўніку мае шмат значэнняў). І я спачатку падумаў, што гаворка ідзе менавіта пра матацыклы. Можа, лепш было адразу напісаць «веласіпеды»?

Обсуждение закрыто.