Хвала вашей доблести, учителя!

Лариса Петровна Черная«Наедине с главным редактором»

Сердечное вам спасибо! Вечно будет земля вашим трудом красива.

Начну с притчи. Называется она “Учительница, что такое любовь?”.

В одном из младших классов один из детей спросил:

– Учительница, что такое любовь?

Учительница почувствовала внимание всех остальных детей и должна была дать честный ответ. Так как это было перед переменой, она вывела весь класс в парк позади школы и попросила, чтобы каждый из учеников принес что-нибудь, что могло бы пробудить в нем чувство любви.

Дети разбежались, воодушевленные заданием, а когда они вернулись, учительница сказала:

– Хочу, чтобы каждый показал, что он принес с собой.

Первый ученик сказал:

– Я принес этот цветок, правда, он красивый?

Когда подошла очередь второго, он сказал:

– Я принес эту бабочку, посмотрите, какие у нее разноцветные крылья! Я присоединю ее к своей коллекции.

Третий ученик произнес:

– Я принес этого птенчика, который выпал из гнезда, правда, он чудесный?

Так, один за другим, дети показывали, что собрали в парке.

Заканчивая экспозицию, учительница заметила, что одна девочка не принесла ничего и чувствовала себя из-за этого неловко. Учительница обратилась к ней:

– А ты ничего не нашла?

Девочка, стесняясь, ответила:

– Извините, учительница, я видела цветок, почувствовала его запах, подумала сорвать, но потом решила оставить, чтобы его аромат разливался по парку. Тоже видела бабочку, легкую, яркую, но она казалась такой счастливой, что у меня не хватило смелости поймать ее. Видела птенчика, упавшего из гнезда между веток, но, поднявшись на дерево, я увидела взгляд его матери, полный печали, и предпочла вернуть его в гнездо. Но я принесла с собой аромат цветка, ощущение свободы бабочки и благодарность матери птенца. Как я могу показать то, что принесла?

Учительница поставила девочке высшую оценку и объяснила детям, что любовь можно принести только в своем сердце.

Для чего я об этом написала? Все просто: за окном – июнь! Остановимся – лишь на мгновение! – на скоростном шоссе жизни и вспомним: ах, Боже мой, действительно, это время отмечено особой меткой в сердце нашем, потому что пришла пора старшеклассникам расставаться со школой. Со своим безмятежным детством, со всем тем, что навсегда остается в памяти как самое дорогое: не забудет никто никогда школьные годы… И своих добрых и строгих учителей, тех самых, которые, как сказано в притче, учили нас самой главной науке в жизни – любить этот мир. Не простое сие задание – оно расписано на всю судьбоносную дорогу молодым людям. И потому им очень нужно постараться не забыть этот наиважнейший предмет: a genio lumen – от гения – свет, ибо добро остается добром – в прошлом, будущем и настоящем. Каждый из нас, повзрослев и став мудрее, оставляет в сердце то, что никакие житейские “цунами” не смоют волнами забвения. То, что не иссушит самый жаркий градус по Цельсию памяти. То, что не поддается даже растлевающему душу теплому южному ветру серокко… О чем я? Да о самой великой памяти на земле. Об учителях, которые нас сделали настоящими людьми – посеяли в сердцах наших семена веры, надежды и любви – не только познания света. Тех, кто вместе с нами переживал всю сложность и трудность написания первого и самого главного слога судьбы – я, Родина, мама… Тех, кто вместе с нами – который уже раз – поднимается тернистой дорогой к знаниям. К вершине интеллектуального Олимпа. Тех, кто жил нашей “гиперболической” жизнью, принимая ее и понимая, что Ее Величество Судьба расставит однажды все по своим местам, без школьного преувеличения действительности: Богу – Богову, а кесарю – кесарево. Это они, наши учителя, исправляя орфографические ошибки в тетрадках, просили небо быть милостивым к другим, более сложным ошибкам своих воспитанников – жизненным. А мы, такие бесшабашные в своем незнании судьбы и такие уверенные в снисхождении жизни к нашим капризам, и думать не смели о том, что чьи-то сердца очень переживают за наши последующие уроки после последнего школьного звонка.

Ах, Господи! Насколько же мы были наивны, полагая, что я могу прожить и без основательного знания русского языка. Или литературы. И зачем мне все эти мудрагелистые химические формулы, законы всемирного земного притяжения, когда я – сам по себе, когда вся эта “школьная галиматья” – точно не для меня! Увы! Жизнь всех нас – таких уверенных, по-детски непосредственно амбициозных – заставила “ткнуться носиком” в ее сердцевину правды… И тогда мы поняли и оценили тот великий и абсолютный в своем совершенстве труд, который называется учительским…

…Я хочу быть математиком. Прекрасно! Но сложно представить рядом с собой человека, запросто оперирующего высочайшими категориями “царицы наук” и не умеющего правильно написать, ну, скажем сложноподчиненное предложение… Ах, эти утомляющие душу законы физики и химии! Бог мой, кто ж мог тогда, за школьной партой, мечтая стать великим человеком современности, знать, что все те же известные законы этих двух движущих жизнь наук будут “переломлены” в судьбе каждого из нас… Всемирный закон земного притяжения… Ну, скажите, что значил он для нас в 17 лет? Какое там земное притяжение, если мне так свободно летается по всей земной планете детства моего? Это уж потом, поднаторев в житейской премудрости, мы поймем, что тот самый нелюбимый закон физики будет великим Млечным Путем освещать всю нашу судьбоносную дорогу, будет до самых наших дней последних своеобразным камертоном мудрости в отношениях человеческих… Это потом мы узнаем: холод звезд меж мною и тобою. И, должно быть, совсем не беда то, что я притяженье земное не смогу одолеть никогда… А кто ж мог подумать в школьную пору, что все мы – частичка Вселенной? Что все мы состоим из тех же элементов Великой таблицы, открытых человечеству гением Дмитрия Ивановича Менделеева? И кто же мог догадаться, торопливо листая страницы органической химии, что познать мир, познать человека – это не легче, чем изучить химию? Ах, Боже мой, ну почему все так? В большой дали, за веснами, за зимами, за невозвратностью бытия того молодого остается наш прощальный школьный бал, а я, как будто не было и нет нагроможденных друг на друга лет, нагроможденных друг на друга бед, в том вихревом головокружительном танце все время расстаюсь со школой: не забывается, не забывается, не забывается такое никогда! Независимо от возраста, мы всегда держим ответ перед учителем. Прямой и откровенный: сдали ли мы свой главный экзамен, к которому на протяжении многих лет нас готовили учителя, на человеческую состоятельность? У меня, как мне кажется, получилось, ибо есть людское уважение, ибо есть награды за старание, ибо есть желание творить. Ведь именно этого ждут от каждого своего ученика учителя. Написал очерк, и он зазвенел, словно струна, – спасибо тебе, учитель! Исцелил потерявшего надежду на выздоровление больного – спасибо тебе, учитель! Так умело засеял поле, что по всему видать: здесь заколосятся хлеба густые да тяжелые – спасибо тебе, учитель! Выточил деталь – глаз не нарадуется – спасибо тебе, учитель! И за новые научные открытия, и за рекорды трудовые – за все, за все тебя благодарим! И потому слово свое лапидарное я посвящаю им, местным светочам науки, которые уверенно и гордо стоят на полной высоте современных знаний в своей специальности, – учителям, у которых вся гордость – в учениках. Наши учителя! Сердечное вам спасибо! Вечно будет земля вашим трудом красива! Я адресую эти слова директору СШ № 9 Ольге Алексеевне Хомутовской, директору СШ № 14 Елене Владимировне Прибыщук, директору гимназии им. Я. Купалы Михаилу Михайловичу Ранчинскому, директору СШ № 13 Софье Никифоровне Кобец, директору центра юных пожарных г. Мозыря Александру Владимировичу Боровику, учителю химии СШ № 14 Наталье Викторовне Кравец, учителю английского языка этой же школы Веронике Федоровне Орловой, учителю истории СШ № 16 Владимиру Викторовичу Гимбуту, учителю истории и обществоведения гимназии им. Я.Купалы Светлане Васильевне Филимоновой, учителю русского языка и литературы Галине Михайловне Новохатней, педагогу-психологу Ростиславу Марковичу Миневичу этого учреждения, учителю истории и обществоведения СШ № 7 Алле Николаевне Речиц, педагогу дополнительного образования центра юных пожарных Алексею Валентиновичу Борунову, учителю физической культуры и здоровья Зое Ивановне Будниковой, педагогу-психологу Юлии Александровне Зелимовой, учителю математики Галине Адамовне Липской из СШ № 14, учителю начальных классов СШ № 13 Инне Ивановне Реутской, учителю начальных классов СШ № 11 Жанне Анатольевне Плутахиной, педагогу дополнительного образования центра технического творчества Светлане Григорьевне Слива, учителю начальных классов Руднянской СШ Галине Васильевне Процко, учителю начальных классов Криничанской СШ Марине Анатольевне Башинской, учителю начальных классов СШ № 15 Татьяне Владимировне Соломоновой и другим. Эти педагоги – Богом избранные. Их работу не оценишь глазом, ее не взвесишь на весах. Она, эта работа, – продукт сердца и интеллекта, знания и мастерства.

Согласитесь, подготовить золотых медалистов – архисложно! Как и победителей республиканских олимпиад. Это же сколько нужно учителю приложить сил, терпения, мудрости, знаний, чтобы помочь своему воспитаннику стать героем! Да-да, именно так – героем! Потому в 17 лет есть очень много искусов, и нужна сила воли, чтобы им предпочесть тишь читального зала. А названные мною учителя таких прекрасных детей – гордость не только своей школы, но и города, области, страны – готовили не год, и не два – всю свою профессиональную жизнь. И их воспитанники сегодня гордо идут по жизни, не сгибаясь под бременем судьбы, и не сомневаюсь, что в сердце – с великой благодарностью к своим педагогам. Говорят, что Господь дал два колена человеку не случайно: одно для того, чтобы преклонить его перед духовным Отцом, другое – перед Его Величеством Учителем. Потому как, хотя научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно. “Сердце отдаю детям” – вслед за Василием Сухомлинским эти слова могут с полным основанием повторить учителя, которых я назвала выше. Какой уникальный и Богу угодный труд – дать человеку такие знания, которые позволили бы ему чеканной поступью идти по земле! И быть счастливым, ибо оно уже само по себе счастье – Человеку встретить Человека, Учителю своего Ученика, потому что, стараясь о счастье других, мы находим свое собственное. Я видела, как плачут, не пряча своих повлажневших глаз от воспитанников, Учителя, когда те, кому они отдали свое сердце и душу, словно ставшие на крыло птицы, вылетают из родного гнезда. Но есть ли чище слезы на земле? Летят путями звездными, плывут морями грозными любимые твои ученики, учитель! Во сто солнц надо гореть, чтобы всякий раз после июньского бала-прощания со школой вновь возрождаться к делу, на которое их сподобил сам Господь. Какие счастливые дети, которым Божий перст указал на эту встречу – с настоящим педагогом! Как говорили древние, себе хорошо делает тот, кто делает хорошо другому. Прощальный школьный бал, словно белый цвет черемухи, оставляет в памяти горько-сладкий аромат: было детство, да прошло… Они, повзрослевшие вчерашние школьные мальчишки и девчонки, готовы сегодня к испытаниям в жизни, ведь, чтобы заявить миру о себе громо-гласно и победоносно, нужно ох как много сделать! А учителя – их поводыри на этом пути – всегда будут рады любым весточкам от тех, кто еще вчера, казалось, пришел в школу с косичками и бантиками, человечком-несмышленышем. Пусть всегда вас радуют, уважаемые педагоги, ваши воспитанники славными делами – большими и малыми. И это, уверена, станет для вас доброй приметой: они идут впереди! Как говаривал когда-то дедушка Карамзин, давно называют свет бурным океаном, но счастлив, кто плывет с компасом, а это – дело воспитания.

Мне очень нравится эта притча. Она называется “Семена”.

Ночью я видел странный сон: как будто на главной площади нашего города открылся новый магазин, вывеска которого гласила: “Подарки Бога”. Я вошел. Один ангел обслуживал покупателей. Я удивленно спросил:

– А что ты продаешь, ангел?

– Предлагаю любые подарки от Бога.

– Стоят очень дорого?

– Нет, бесплатно.

Я посмотрел на полки, забитые амфорами любви, флакончиками веры, пакетами надежды, коробками спасения и на множество другого товара, набрался смелости и сделал свой заказ:
– Дай мне, пожалуйста, побольше любви, флакон веры, коробочку спасенья, много знаний и всего остального понемногу.

Меня очень удивило, когда ангел протянул мне один маленький пакетик.
– Не может быть! Это все? – спросил я у ангела.

– Да, все. Бог никогда не дает созревшие спелые фрукты. Он дарит только маленькие семена, и только от тебя зависит, вырастишь ты их или нет.

Я убеждена: воспитанники тех учителей, о которых я сказала выше, обязательно эти семена любви, веры, надежды, разумного, доброго, вечного взрастят вслед за своими педагогами! И они дадут прекрасные всходы! Ибо, как говорили древние латиняне, из чистого источника чистая вода и вытекает.

Непривычно тихо и спокойно сейчас в школах – время летних каникул отсчитывает дни. Но нет их у тех, кто избрал себе самую великую должность на земле – воспитать человека-творца, человека-мыслителя. Они, педагоги, уже сегодня, в разгар июньской передышки от больших и значимых дел, к ним же и готовятся. А ведь верно: чтобы обучить другого, требуется больше ума, чем научиться самому. В скоротечном беге времени незаметной поступью явится желтоглазый сентябрь, и вновь все повторится сначала: кто-то с косичками и бантиками, человечком-несмышленышем переступит школьный порог, а кто-то с грустью в глазах примет из маленьких детских ручонок скромный осенний букет цветов – не повторяется, не повторяется такое никогда! А учителя снова будут готовиться к моменту грусти: когда-то вновь придется расставаться… Но это будет завтра.
А сегодня, в канун школьных выпускных вечеров, я всем учителям города и района, подготовившим к жизни достойных и красивых людей, чьи школьные многочисленные победы увенчались в результате золотыми наградами, говорю: хвала вашей доблести, учителя!

…Солнца луч по парте пляшет, весело подмигивая нам. Быстро мы растем, а это значит – некогда стареть учителям. Рядом с не кончающимся детством некогда стареть учителям…

Наедине с педагогами была
Лариса ЧЕРНАЯ, отличник печати Республики Беларусь.