7 причин посетить Мозырщину

Древний мир знал семь классических чудес: пирамиды египетских фараонов, висячие сады в Вавилоне, храм Артемиды в Эфесе, статуя Зевса в Олимпии, Мавзолей в Галикарнасе, Колос Родосский и маяк на острове Фарос. Это были поистине великие произведения древних мастеров, которые удивляли своей монументальностью и красотой. Архитектурные сооружения разных времен и народов поражали воображение не только современников, но и потомков. И тогда говорили: «Это чудо света», — отдавая дань уважения прославленным чудесам древности, признавая за ними первенство и совершенство. Говорили также: «Это восьмое чудо света», как бы намекая на возможность примкнуть к великолепной семерке…

С истиной, которая стара, как мир, не поспоришь. А я хочу предложить восхититься красотой несравненного и неповторимого уголка Полесья — Мозырщины, которую давно называют белорусской Швейцарией, и рассказать об архитектурных сооружениях, святых и одновременно милых сердцу местах, которые, несомненно, пополнили бы копилку самых чудесных, красивых, знаковых, исторических и памятных мест, оберегающих, украшающих и прославляющих нашу белорусскую землю.

Свято-Михайловский кафедральный собор

История Свято-Михайловского собора, в прошлом — бернардинского костела, берет свое начало в XVII веке. После полного разрушения в казацко-крестьянской войне лишь в 1745 г. началось его восстановление. Строительством занялись представители знаменитого мозырского шляхетского рода Аскерко. За свои заслуги Аскерки получили право на фамильную усыпальницу. На сегодняшний день в крипте костела сохранилось лишь два надгробия: мужское и женское. После нескольких пожаров и национального восстания 60-х годов XIX в. монастырь был закрыт, а в 1864 г. передан православной церкви, восстановлен и освящен в честь св. Архангела Михаила. В 1937 г. в соборе размещалась главная тюрьма НКВД Полесской области. По некоторым данным, в стенах собора было вынесено более 2000 приговоров. В начале 90-х в полностью заполненной землей крипте Свято-Михайловского собора были произведены раскопки, и найденные там останки бывших узников перезахоронены. В 2010 г. храм освящен в честь новомучеников полесских — первый в Беларуси храм в память о жертвах сталинских репрессий. Находится он все в той же крипте собора, где в память о погибших постоянно горят около сотни лампад. В этом месте снимают свои митры (головной убор) даже высшие чины православного духовенства. Собор хранит в себе не только исторические моменты, но и является славным местом для прихожан в настоящее время. Это главный храм Туровской епархии. Именно здесь находится комната с портретами всех православных патриархов, где собираются представители епархии и решают важнейшие дела. Также в соборе находится музей церковной утвари, в экспозиции которого представлены уникальные иконы, библии, копия Слуцкого Евангелия.

DSC_4280

Музей-мастерская Н.Н.Пушкаря

Природа наделила Мозырский район полезными ископаемыми: каменной солью, торфом, глиной и суглинками, минеральными красками, бурым углем, источниками минеральной воды. Неудивительно, что первые глиняные персонажи Полесья появились именно здесь, на Мозырщине. Жизнь подарила нашему краю двух замечательных мастеров, которые сумели этот образ полешука осмыслить, приподнять над обыденностью и представить в художественно завершенной форме. Первым, бесспорно, был Николай Пушкарь, а Михаил Васковский не только продолжил пушкарские традиции, но развил и приумножил их, внеся собственную линию в оригинальный жанр декоративно-прикладного искусства. Колоритные деды и бабы, хитроватый Нестерка, смешные волочебники, простодушный Колосок и его монолитная спутница Калинка… Каждая из таких работ — сюжетное повествование, нередко дополненное удачным названием: «Продаю кота», «В глине и копейка не сгине», «Лайдак», «А мне летать охота»… Вспоминая о Пушкаре, так и хочется сказать: «Его руки просили глины…» Николай Пушкарь — художник-керамист, заслуженный деятель искусств БССР, один из старейших белорусских мастеров, типичный представитель фольклорной тематики в мелкой керамической пластике — прославлял белорусское Полесье и оставил свой вечный след в творчестве, ведущем нас в неповторимый мир легенд, песен, сказок, обычаев и человеческих характеров.

DSC_2704DSC_2708

Мозырский объединенный краеведческий музей

Свое летоисчисление учреждение ведет с 1948 г. За это время оно пережило ряд разрушений и преобразований. Сегодня в его структуру входят выставочный зал (ул. Советская, 132), музей-мастерская художника-керамиста, члена Союза художников Беларуси, заслуженного деятеля искусств БССР Н.Н.Пушкаря (ул. Якуба Коласа, 1-а), здание на Горе Коммунаров, 8, музей народной культуры Мозырщины «Палеская веда» (ул.Комсомольская, 15), галерея творчества В.А.Минейко (ул. Нелидова, 19), исторический центр «Мозырский замок» (Гора Коммунаров, 8).

DSC_2717

Музей действует как центр этнокультурного и регионального исследования, проводит комплексную политику по активному освоению местной культурной среды, охватывает все аспекты культурологического изучения региона и не стоит в стороне от таких жизненно важных проблем, как экология, охрана памятников, патриотическое воспитание, взаимодействие с другими учреждениями культуры в регионе. По сути идет формирование сложной, целостной, многовекторной культурологической модели региона.
Мозырский краеведческий музей — своеобразный центр материальной и духовной культуры, который способствует передаче накопленного человечеством опыта и интеллектуального богатства новым поколениям. Основное же направление музейной деятельности — сохранение историко-культурного наследия белорусского народа. В музее сложилась система оправдавших себя форм научно-просветительской работы. В результате успешной экспозиционной, музейно-педагогической деятельности музея у посетителей формируется историческое сознание традиций, накопленных белорусским народом в разные времена, эстетическое и экологическое восприятие прекрасного и богатого наследия.

Курган Славы

Мемориальный комплекс «Курган Славы» был построен в Мозыре в 1967 г. Его открытие было приурочено к 23-й годовщине освобождения Мозыря от немецко-фашистских захватчиков. 875 дней продолжалась оккупация города вражескими войсками. Все это время героический белорусский народ продолжал бороться с фашистами. Город был оккупирован 22 августа 1941 г. и освобожден только 14 января 1944-го.

DSC_4300

Памятник представляет собой 45-метровую стелу, многометровый куб с надписью: «Абаронцам Радзiмы ад мазыран», на котором установлена гаубица времен Великой Отечественной войны, вечный огонь, братскую могилу мозырских солдат и партизан. Братская могила освободителей Мозыря появилась на Кургане Славы накануне празднования 60-летия Октябрьской революции. Была проведена эксгумация и перезахоронение останков солдат с торжественными почестями. В 2012 г. на Кургане Славы был установлен памятный знак воинам-интернационалистам, погибшим в Афганистане. У подножия мемориальной плиты захоронена капсула с афганской землей, окропленной кровью советских солдат. В этом же году комплекс дополнил еще и памятный знак блокадникам. На Кургане Славы проводятся митинги-реквиемы, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и воинами-интернационалистами.

Мемориальный знак «Жертвам Чернобыля»

Чернобыль — наша боль: 75% последствий аварии на Чернобыльской АЭС пришлось на территорию Беларуси. Страшные последствия этой аварии — больные дети, родившиеся после катастрофы, онкологические заболевания, захороненные деревни, загрязненная территория, загубленная флора и фауна. Не случайно в городе, где проживают порядка 2 тысяч ликвидаторов последствий аварии на Чернобыльской АЭС, в сквере напротив здания райисполкома по улице Ленинской к 10-летию трагедии в 1996 г. был установлен памятник «Жертвам Чернобыля». Сооружение выполнено в виде символической белой часовни, олицетворяющей невидимую глазу опасность, внутри которой находится черный каменный памятный знак, на котором выбита дата Чернобыльской аварии. Над часовней установлен христианский крест. Ежегодно в годовщину со дня трагедии здесь проводятся молебны в память о страшной крупнейшей в истории техногенной катастрофе.

DSC_2359-1

Костел святого Михаила Архангела

Бывший цистерцианский монастырь и костел св. Михаила — мужской цистерцианский монастырь был основан на мозырской земле в 1647 г. по инициативе новогрудского каштеляна Антона Аскерки. Впоследствии монастырь неоднократно получал большие пожертвования от королевских особ, правящих Речью Посполитой. Живописную долину, где по-строили цистерцианский монастырь, в народе стали называть Долиной Ангелов. Цистерцианские монастыри отличаются большой строгостью устава, уединенностью и аскетизмом. Устав запрещает монахам любую роскошь, в том числе декор монастырей, церковную утварь, драгоценные украшения духовенства. Храм святого Михаила и женский цистерцианский монастырь были построены в 1743-1745 гг. в стиле позднего барокко. Костел однонефный, с трехгранной апсидой, под высокой двухскатной крышей. Основателем женского монастыря стал Бенедикт Рожанский, а сумму в 30 тысяч золотых на его постройку выделил князь Казимир Сапега. В 1864 г. власти упразднили мужской цистерцианский монастырь. В 1893 г. был упразднен и женский. Костел в итоге был передан православной церкви. В 1894 г. завершена реконструкция храма: был убран весь барочный декор, пристроены боковые галереи и выстроена деревянная звонница. В ходе реконструкции были полностью уничтожены фрески, когда-то украшавшие костел. В конце XIX века в стенах бывшего мужского цистерцианского монастыря была открыта спичечная фабрика «Маланка». В 1990 г. храм святого Михаила передан верующим католикам. Сейчас он является действующим храмом.

0081-1

Въезд в парк д. Барбаров

В середине XIX века в д. Барбаров Мозырского района была построена усадьба Горваттов. Въездные двустворчатые ворота в усадьбу были выполнены в виде двух неоштукатуренных пилонов из кирпича, украшенных изысканным кованым орнаментом. Венчали их балюстрадки и вазы с гирляндами. Рядом с воротами была расположена небольшая сторожка. К дому пана вела въездная аллея с кирпичным арочным мостом, перекинутым через небольшой ручей (остатки рва бывшего замка Вишневецкого), с высаженными вдоль нее липами. Она приводила к круглому газону, разбитому перед домом-дворцом. По обе стороны газона располагались одноэтажные флигели с высокими четырехскатными крышами. Весь интерьер усадьбы был выполнен в стиле раннего классицизма. За парком, в двухстах метрах от окраины Барбарова, на берегу озера Бергут находилась фамильная часовня-усыпальница. После революции 1917 г. землю и имущество помещиков разделили между крестьянами, а судьба ценностей, хранившихся в усадьбе, неизвестна.

brama556_d94homabarb01-01

Наталья КОНОПЛИЧ
Фото автора и Сергея ШАПОВАЛОВА