Мозырский авторемонтный завод: «Уникальное оборудование открывает широкие перспективы»

В рамках государственной программы импортозамещения в ОАО «Мозырский авторемонтный завод» реализовывается проект по созданию производства современных промышленных уплотнений из терморасширенного графита и армированных уплотнительных материалов, не содержащих асбеста.

Александр Сироткин

На целевые средства, выделенные Министерством транспорта и коммуникаций РБ, закуплено оборудование польской компании «Кіmla»: широкоформатный цифровой плоттер (данные для обработки передаются напрямую из компьютера в формате любой САD-программы) с размерами зоны обработки 3000х1500 мм; алгоритмы управления им, основанные на векторной графике, позволяющие достигать скоростей обработки до 1,5 м/с и точности вырезки до 0,1 мм. К слову, в случае необходимости он может использоваться для изготовления упаковки или обработки широкого спектра рекламных и мебельных материалов. Установлены также итальянские станки фирмы «EXA» для изготовления прессованных колец из терморасширенного графита (ТРГ), спирально-навитых и зубчатых прокладок и уникальная машина польского производства (фирма «EСKERT») для гидроабразивной резки металла (под огромным давлением разрезается металлическая пластина толщиной до 200 мм). В настоящее время иностранными специалистами монтируется немецкая установка лазерной резки «Anseat». Скоро ожидается прибытие на завод и нового токарно-фрейзерного станка – это будет последнее приобретение для комплекса производства современных промышленных уплотнений. Оснащенное автоматизированным оборудованием производство позволит выпускать плоские фланцевые уплотнения из листовых материалов сколь угодно сложной формы, спирально-навитые прокладки и зубчатые (гребенчатые) уплотнения с уплотняющей частью из ТРГ, комплекты пресованных графитовых колец для запорной арматуры и насосов.

– На сегодня ТРГ – современный, наиболее перспективный промышленный материал для химического, нефтехимического и нефтегазового производства с жесткими технологическими режимами для предприятий теплоэнергетики и коммунального хозяйства, пищевой промышленности в узлах трения арматуры, центробежных, поршневых и вихревых насосов, фланцевых соединениях трубопроводов, сосудов, агрегатов. ТРГ – основной тип уплотняющего материала на атомных электростанциях. Его основные физико-химические свойства – термическая стойкость до 450 оС на воздухе, при обжатии в узлах до 650 оС; он химически нейтрален в большинстве рабочих сред, экологически безвреден, не токсичен, не содержит асбеста; обладает низким коэффициентом трения и высокой теплопроводностью, а также высокой пластичностью и обратной восстанавливаемостью. Использование ТРГ практически исключает коррозионный износ штоков арматуры, валов наносного оборудования, фланцев, – рассказывает начальник участка СПУ (современное промышленное уплотнение) Мозырского авторемонтного завода Александр Сироткин (на фото). – В настоящее время существует очевидная экономическая мотивация для массовой замены старых типов асбестосодержащих уплотнений на уплотнения на основе ТРГ. В случае хотя бы частичного законодательного запрета на использование асбеста на территории ТС по экологическим причинам, а также после ввода в строй атомной электростанции локальный спрос на уплотнения из ТРГ должен вырасти. Наш опыт производства и эксплуатации позволяет предложить не только уплотнения как товар, но и технические решения по переходу на новые виды уплотнений и дать экономические обоснования этих решений.

В Беларуси аналогов оборудования такого класса нет, а это значит, что для Мозырского авторемзавода открыты новые перспективы.

Ольга АРДАШЕВА
Фото Сергея ШАПОВАЛОВА