Укрепить законность, пресечь криминал

Обсуждаем проект Закона Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией»

Борьба с коррупцией является одним из важнейших направлений внутренней политики нашего государства. Президентом и руководством страны коррупция рассматривается как прямая угроза национальной безопасности. Во исполнение поручения Президента Республики Беларусь с целью наиболее полного учета мнений граждан по указанному вопросу с 12 августа текущего года широко развернуто общественное обсуждение проекта закона Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией».

Ирина КралевичМы попросили прокомментировать отдельные положения проекта закона члена Постоянной комиссии Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь по образованию, науке, культуре и социальному развитию, проректора по научной работе УО «МГПУ им.И.П.Шамякина» Ирину Николаевну КРАЛЕВИЧ.

 — Ирина Николаевна, коррупция сегодня в той или иной степени существует во многих странах мира. Удалось ли какому-нибудь государству полностью решить эту проблему?

— Ни одной стране мира еще не удалось устранить эту проблему окончательно. К примеру, в Китае очень жест-кое антикоррупционное законодательство: за взятку или хищение предусмотрена высшая мера наказания —  смертная казнь. С 2000 года в КНР было расстреляно за коррупцию около 10 тысяч чиновников.

Не так давно следствием громкого коррупционного скандала в крупнейших немецких компаниях «Сименс» и «Фольк-сваген» стало увольнение более 130 руководителей различных подразделений этих концернов. В получении взяток уличены государственные чиновники.

Периодически появляется информация о том, что в Соединенных Штатах американские компании теряют при заключении международных контрактов миллиарды долларов по причинам, связанным с коррупцией. Определенный уровень коррупции сложился в японской деловой среде, коррумпированность государственной власти беспокоит и россиян.

Несмотря на то, что Сингапур и считается одним из самых «чистых» в мире в отношении коррупции (согласно рейтингу Transparency International находится на 5-м месте среди стран с наименьшим числом случаев коррупции), есть негативные примеры и там. В текущем году на 10 лет по коррупционной статье осужден экс-глава Бюро по расследованию случаев коррупции. (Минимальное наказание за коррупцию в Сингапуре  —  штраф в 100 тыс. долл., конфискация имущества и тюремное заключение от 10 лет.)

К сожалению, не удается победить это зло в нашей стране, искоренить взяточничество и хищение путем присвоения, растраты или злоупотребления служебным положением. Согласно данным Института социологии НАН Беларуси, в общей структуре преступности в последние годы должностные правонарушения составляют около 2%, из них удельный вес взяточничества  —  порядка 40%, а злоупотребление властью или служебным положением  —  более 10%. К примеру, в сфере ЖКХ, по информации заместителя директора Департамента финансовых расследований Комитета государственного контроля Виктора Франскевича, в 2013-2014 годах выявлено 92 преступления, из них 62%  —  коррупционные. Бесспорно, преступления, совершаемые должностными лицами, причиняют существенный вред авторитету государственной власти и подрывают доверие граждан к властным структурам. К слову, 12 августа текущего года обсуждался проект Декрета Президента Республики Беларусь, которым предлагается покончить с пересаживаниями из кресла в кресло и с разгильдяйством руководителей всех рангов как в госсекторе, так и в частной сфере.

 — Какие принципиальные новшества предлагаются в проекте Закона Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией»?

— Одна из принципиальных новелл проекта — четкое указание оснований для отказа при приеме на руководящую должность. Так, согласно части первой статьи 22 законопроекта основанием для отказа при приеме на должность руководящих работников станет увольнение из государственных органов или иных государственных организаций по дискредитирующим обстоятельствам, а также судимость (в том числе снятая или погашенная) за умышленные преступления либо факт освобождения их от уголовной ответственности по нереабилитирующим основаниям, если иное не определено Президентом Республики Беларусь. Согласно части второй статьи 22 проекта на государственную службу также нельзя будет пойти и тем, кто совершил тяжкое или особо тяжкое преступление против интересов службы либо сопряженное с использованием должностным лицом своих служебных полномочий.

Кроме того, к дополнительным основаниям привлечения руководителей государственных органов и иных государственных организаций к дисциплинарной ответственности (статья 23) отнесено не только нарушение установленных правил приема на работу, но и сокрытие (подмена) основания увольнения работника при наличии основания для его увольнения по дискредитирующим основаниям, выдача работникам характеристик, содержащих недостоверную информацию. Согласно статье 23 проекта указанное является грубым нарушением трудовых обязанностей и влечет за собой привлечение руководителя к дисциплинарной ответственности, в том числе увольнение.

В числе новелл проекта и расширение списка правонарушений, создающих условия для коррупции, за счет нарушения норм служебной этики (наряду с совершением деяний, связанных с использованием государственным должностным или приравненным к нему лицом служебного положения при решении вопросов, затрагивающих его личные, групповые и иные внеслужебные интересы, если это не связано со служебной (трудовой) деятельностью и другими деяниями, указанными в статье 20 закона и статье 25 проекта).
Уточняется и терминология. К примеру, редакционно уточнен термин «близкие родственники», к которым отнесены родители, дети, в том числе усыновленные (удочеренные), усыновители, родные братья и сестры, дед, бабка, внуки), и исключено определение термина «члены семьи».

 — Ирина Николаевна, появились ли какие-то особенности в декларировании доходов и имущества отдельных категорий граждан нашей страны?

— Конечно, такие особенности есть и определены статьей 31 проекта. Они относятся к должностным лицам, занимающим ответственное положение, и лицам, поступившим на государственную службу путем избрания, их супруга (супруги), несовершеннолетних детей, в том числе усыновленных (удочеренных), а также совершеннолетних близких родственников, совместно с ними проживающих и ведущих общее хозяйство. Так, декларации о доходах и имуществе будут представляться супругом (супругой), несовершеннолетними детьми, в том числе усыновленными (удочеренными), совершеннолетними близкими родственниками обязанных лиц в порядке, устанавливаемом проектом закона для обязанных лиц. При этом декларирование доходов и имущества несовершеннолетних детей в возрасте до 14 лет (малолетних), оставшихся проживать в связи с расторжением брака с бывшим супругом (супругой) обязанных лиц, от имени таких детей осуществляется бывшим супругом (супругой).

Следует отметить, что предложено изымать имущество, стоимость которого явно превышает доход, полученный из законных источников (часть 2 статьи 36 проекта). В случаях установления в ходе проверки деклараций о доходах и имуществе явного превышения стоимости принадлежащего им имущества и иных расходов этих лиц за период, когда должностные лица занимали определенные должности (не более чем за 10 лет), над доходами, полученными из законных источников, имущество и иные расходы на сумму, явно превышающую подтвержденный доход, могут быть по иску прокурора безвозмездно изъяты, взысканы по решению суда в доход государства или взыскана стоимость такого имущества в доход государства.
Включены нормы о правах и обязанностях физических лиц при декларировании доходов и имущества, об ответственности за нарушение законодательства Республики Беларусь о декларировании доходов и имущества, а также о форме декларации о доходах и имуществе и порядок ее заполнения.

Проектом закона также предусматривается корректировка ряда законодательных актов в целях согласования с учетом предлагаемых норм.

 — Позволят ли, на ваш взгляд, предлагаемые нововведения решить проблему борьбы с коррупцией в нашей стране?

— Думаю, что именно с этой целью и проводится серьезнейшее обсуждение проекта закона. Под руководством Главы государства в Республике Беларусь уже много лет ведется широкомасштабная и бескомпромиссная борьба с коррупцией. Предпринимаются все необходимые меры по дальнейшему укреплению законности и правопорядка, недопущению проникновения криминала в органы государственного управления, в политическую и экономическую сферы.

Убеждена, что при поддержке всего населения страны, с участием каждого из нас удастся победить любые коррупционные проявления в республике.

Подготовил Виктор СТРУКОВ,
помощник члена Совета  Республики Национального собрания Республики Беларусь.