Славянская выпечка с иранской изюминкой

Слова “Восточный шоколад”, положенные в основу названия частного торгово-производственного
унитарного  предприятия, недавно появившегося на Мозырщине, прямого отношения к выпуску этого изысканного лакомства пока что не имеют, а вот мучные изделия ручной работы, создаваемые кондитерами-иранцами в мини-цехе, постепенно завоевывают сердца покупателей и истинных сладкоежек.

Свое дело

Стоит напомнить нашим читателям, что ЧТПУП “Восточный шоколад” своим рождением обязано очаровательной паре — иранцу Алиреза Бейрамали Резаи и белоруской девушке Валентине, соединивших однажды свои сердца брачными узами и для совместной жизни семьи выбравших родину невесты — город Мозырь. Молодые и креативные люди, образованные и перспективные специалисты (он — архитектор, она — переводчик и экономист) изначально планировали не сидеть сложа руки и ждать, когда на голову прольется дождь изобилия, а как только узаконили свои отношения, стали строить совместные планы на будущее. Таким образом, в результате поиска и объединения многочисленных идей и предложений появилось свое дело, ключевым в котором стало изготовление восточных сладостей. К предложениям Али нельзя было не прислушаться, так как Иран всегда был и остается лидером по производству самых разнообразных кондитерских изделий…

  Алирез Бейрамали и Валентина  Резаи

Справочно

Слово “кондитер” произошло от итальянского глагола “кандиере”, что означает “варить в сахаре”. Само кондитерское искусство возникло и получило наибольшее развитие в Италии, а затем с появлением сахара, в конце XV-начале XVI века, — в Венеции. До тех пор сладости в Европе покупали лишь у арабов, самых древних кондитеров в мире, которым сахар был известен с 850 года. На Востоке, в арабских странах и в Иране создаются самые изысканные в мире сладости.

Все начиналось с… сохана

Это особая иранская сладость, изготавливаемая из пророщенной пшеницы, яичных желтков, фисташек и миндаля, кардамона, шафрана, сливочного или растительного масла, сахара (или меда) и розовой воды. Сохан легко ломается, имеет карамельный цвет и обычно подается в виде тонких дисков или же небольших квадратных кусочков. Сладость пользуется большой популярностью не только в Иране, но и в граничащих с ним странах. Своим соханом славятся такие города страны, как Исфаган, Казвин, Йазд и Мешхед. Производство этой иранской сладости в Беларуси, вернее, в Мозыре, начиналось на арендной площади предприятия в помещении бывшей столовой в д.Прудок Мозырского района. В здании были выполнены глобальная реконструкция и капитальный ремонт, закуплено необходимое технологическое оборудование, сырье, получены согласования на выпуск продукции от всех соответствующих инстанций, сделан сертификат качества, и в январе 2013 года была получена первая готовая продукция. Однако ни интересная упаковка, ни проведенная рекламная кампания по изучению покупательского спроса через торговую сеть города и района не принесли впечатляющих результатов. Трудоемкий и сложный технологический процесс не оправдал экономических издержек на закупку сырья, а средств от мизерных продаж не хватало даже на оплату аренды помещения. Причина оказалась в том, что иранская сладость не пришлась по вкусу белорусам.

Главное — не опускать руки…

Когда дело зашло в тупик, Валентине пришлось взять ситуацию под свой контроль. В первую очередь, нужно было убедить Али не огорчаться, не отчаиваться, а, наоборот, приложить максимум усилий для поиска новых направлений в производстве кондитерских и мучных изделий по иранской технологии, но теперь уже с расчетом на славянского потребителя. Пока разрабатывался новый ассортимент, проходили испытания пробные рецептуры, перестраивалась производственная мини-линия для выпуска новой продукции, была получена лицензия на торговую деятельность. Торговля сопутствующими товарами продовольственной группы, включая табачные и ликеро-водочные изделия, на время стала тем спасителельным кругом, позволившим “Восточному шоколаду” остаться на плаву. Какой-никакой, но в магазине под интригующим названием “Ням-ням” появился товарооборот. А покупатель, когда в продаже появится в ассортименте новая продукция предприятия (хлеб, плетенка, пахлава, датская булочка, круассаны из слоеного дрожжевого теста с различными начинками и трубочки, кексы и папионы, пицца, язычки иранские и мн. др.), убедится в замысле названия позднее.

Мастерство —ключевое звено!

Али Резаи вырос в большой и дружной семье (город Сари- провинция Мазендеран). Среди шестерых детей (3 сына и 3 дочери) —  он младший. В Иране большое значение имеют родственные связи. Семья, как правило, состоит не только из мужа, жены и детей, она представляет собой группу, объединенную родственными связями по мужской линии. Семейные узы возлагают на иранцев груз большой ответственности, заботы друг о друге. Но, с другой стороны, обеспечивают клановую поддержку. Когда родные в Иране почувствовали, что Али находится в растерянном состоянии от того, что начатое дело не удалось, среди близких нашелся человек, которому с детства по душе кондитерское дело. Так в семейном бизнесе через некоторое время появился Омид Голамреза Никуравеш (племянник, сын старшей сестры Фарибы). Как и Али, он по образованию архитектор, но, когда принял решение ехать в Беларусь для поддержки дяди на производстве, прошел обучение у известных иранских мастеров-кондитеров.

Али, Валентина и Омид: "Начинайте свой день со свежими круассанами, датскими булочками и иранской пахлавой…"

Али, Валентина и Омид: “Начинайте свой день со свежими круассанами, датскими булочками и иранской пахлавой…”

Следует отметить, что кондитер в Иране — самая почитаемая профессия. Как подтверждает история, иранские кондитеры — настоящие кудесники. Они хранят древние рецепты омоложения, по которым выпекают сладости, способные помочь человеку выздороветь или стать моложе. Известно и то, что в древности в стране сладости делали знахари и аптекари. Они умели замаскировать сказочным вкусом противные лекарства, а также могли приготовить такие пирожные, которые обладали целительными свойствами и избавляли человека от недуга или помогали зачать ребенка. Основным компонентом, обладающим чудодейственной силой, и теперь является редкое фисташковое тесто. Фисташки и другие  орехи придают человеку силы, считают иранские кондитеры. В сочетании с другими природными компонентами кулинары стараются добиться энергетического эффекта. К примеру, если иранский мужчина хочет, чтобы у них с женой родился сын, то приходит в магазин сладостей и набирает много медовых пирожных, печений из фисташковой муки с миндалем и финиками. Древний тайный рецепт гарантирует успех в этом деле, и, как потомственные кондитеры утверждают, за много столетий жалоб не было. Если же мужчина хочет, чтобы родилась дочь, то, при всем уважении к прекрасному полу, задача упрощается — можно не налегать на сладости.

Пекарь-кондитер — профессия творческая

Вместе с Омидом мы прошли все этапы производства — от замеса теста до выкладки готовых изделий на прилавок магазина. Показ как нельзя лучше доказал нам интерес кондитера к своей профессии, подчеркнул его талант и мастерство.

Омид Голамреза Никуравеш

Различные виды теста для кексов, трубочек, булочек, пахлавы и т.д. буквально на глазах превращались в замысловатые фигурки, дополненные всевозможными начинками, кремом, орехами, чтобы после выпечки стать настоящим искушением для покупателя. Если учесть, что работа мини-цеха основана на ручном производстве, то труд пекаря достаточно сложен и многогранен. Здесь требуются не только уникальные личностные качества, талант, креативность, но и большая физическая и психологическая выносливость. Омид показал себя как яркая, талантливая личность с огромным творческим потенциалом, умением и желанием придумывать новые рецепты. И мы не удивимся, если в ближайшее время ассортимент увеличится на несколько позиций. Эксперименты с тестом доставляют молодому человеку огромное удовольствие, как художнику, создающему новый сюжет на холсте… Валентина Резаи уточнила, что приятные сюрпризы ожидают покупателей уже к новогодним праздникам. А Омид искренне поделился, что раскрыл себя в Беларуси не только как пекарь, но и как личность. Что ему очень понравился город, есть желание здесь жить и работать, чувствуется доброжелательность людей и, самое важное, что он, как и Али, встретил в этом красивом краю свою любовь…

Это говорит лишь о том, что кондитерские  изделия, создаваемые мастером, и далее будут изготавливаться с теплом и любовью.

Что за жизнь без чайханы…

На семейном предприятии на Али возложена роль директора, он еще и генератор идей, создатель и исполнитель всех архитектурных замыслов и проектов. Омид — главный технолог, разработчик новых рецептур, пекарь-кондитер… А какая же роль в жизнедеятельности предприятия отведена Валентине? Наша хрупкая соотечественница рассказывает, что на ней держится заведование, экономика и бухгалтерия, а также приходится совмещать профессии — второй продавец и помощник пекаря на производстве.
— Но труд для меня — удовольствие, — отмечает девушка. — Лишь бы было видно, что продукция востребована. Радует, что постепенное изучение рынка и спроса дает свои результаты. То, что продукция раскупается, говорит о ее конкурентоспособности. Однако из-за того, что магазин находится не в особо людном месте, пока не представляется возможным увеличение объемов выпуска хлебобулочных и кондитерских изделий. Но с появлением в перспективе фирменного магазина в городе производственные возможности позволят предприятию увеличить объем до тысячи килограммов готовой продукции в сутки…

Вместо эпилога

В дальнейшей перспективе у наших “кондитеров-архитекторов” строительство летнего кафе. Только это, пожалуй, станет возможным после окончания срока аренды и приобретения помещения в частную собственность. Вот где Али с Омидом смогли бы по-настоящему найти применение своим архитекторским знаниям. Думаю, что прибавление такого объекта придорожного сервиса с иранской кухней на Мозырщине не станет лишним. Наоборот, привлечет внимание жителей и многочисленных гостей города, который входит в “Туристическое кольцо Гомельщины”. Если, как подтверждает статистика, под мирным небом Беларуси уживаются граждане более 100 национальностей, дополняющих славянский колорит своими традициями, кухней, обрядами, то почему бы на Полесье не появиться чайхане? Как поет известная группа “Ялла”, “..что за небо без луны? …что за жизнь без чайханы?” А ведь, действительно, чайхана — это один из символов Ирана, это душа и мирное дыхание Востока, это неотделимая часть красочных базаров и уютный уголок тихих улочек. На Востоке жизнь без чайханы трудно представить… Вполне возможно, что и здесь вначале летнее кафе появится, а потом и настоящая чайхана, где не будет места алкогольным напиткам, но будет возможность культурного отдыха в уютной атмосфере. Во всяком случае, семья Резаи вкладывает в эту задумку глубокий смысл. Мы тоже надеемся, что в любом обществе найдутся сторонники культурного отдыха без горячительных напитков. В чайхане можно будет попробовать изумительные сорта чая на целебных настоях трав, отведать блюда настоящей иранской кухни, отдохнуть душой под спокойную музыку и щебетание перепелок… К слову, иранская кухня считается одной из самых древних и самых вкусных. Как все сложится у героев данного проекта — покажет время. Хочется верить, что на горячий чай в комфортной обстановке в любую пору года мозыряне все же смогут рассчитывать. Есть надежда, что хорошие идеи и планы предприятия, направленные на всеобщее благо, воссоединение и укрепление белорусской и иранской культур, найдут нужную поддержку. И тогда все точно будет в шоколаде!

Наталья КОНОПЛИЧ
Фото Сергея ШАПОВАЛОВА

2 thoughts on “Славянская выпечка с иранской изюминкой

  • 28.12.2014 в 18:59
    Permalink

    На въезде в д.Прудок, зеленое здание — магазин “Ням-Ням”

  • 05.12.2014 в 16:58
    Permalink

    подскажите, где находится кондитерская, хотелось было попробовать продукцию иранских мастеров?

Обсуждение закрыто.