Два народа – одна судьба

2 апреля2 апреля 1997 года в Москве Президенты  Беларуси и России подписали Договор о Союзе Беларуси и России. С тех пор 2 апреля отмечается как День единения народов Беларуси и России.

Известный тезис «экономика идет впереди политики» наиболее уместным образом описывает экономическое сотрудничество Беларуси и России.

Распад Советского Союза привел к разрыву отношений во многих сферах экономики, казалось бы, крепко объединенных в единый народнохозяйственный комплекс союзных республик.

В новых странах пришли к власти новые лидеры, а в хозяйственной сфере стали устанавливаться рыночные по названию, но нередко только похожие на такие отношения. Экономическое сотрудничество либо подчинялось интересам сиюминутной выгоды каждого отдельного предприятия без учета стратегических перспектив развития страны в целом, либо отношения просто сворачивались, чтобы угодить западным политикам и заслужить их одобрение «процессами рыночных преобразований».

Беларусь и Россия первыми осознали пагубность такого развития для экономик своих государств, начав сложную и, как оказалось, долгую работу, которая продолжается и сегодня, по восстановлению разрушенных в одночасье экономических отношений и укреплению сохранившихся.

Главы государств проявили достойные подражания настоящее лидерство и политическую мудрость. Потому что даже после развала Советского Союза воля абсолютного большинства граждан наших стран жить вместе, одной братской семьей, оказалась непоколебимой.

Отрадный факт, что в этой ежедневной работе принимают самое активное участие предприятия Мозырского района: ОАО «Мозырский НПЗ», ОАО «Мозырьсоль», ОАО «Беларускабель», УП «Запад-Транснефтепродукт», ОАО «Мозырский ДСК», ГП «Мозырские молочные продукты», Мозырский хлебозавод, ОАО «Мозырьпиво», ГП «Мозырский ДОК», самые разные предприятия всех форм собственности.

Формирование Союзного государства Беларуси и России отражает общую тенденцию интеграционных процессов – от региональных до мировых. Всякие попытки препятствовать этому или затягивать решение об интеграции двух стран тормозят включение этих стран в мировые процессы и обрекают их быть заложниками политики ведущих стран мира, уже давно стоящих на пути глубокой интеграции в экономической, политической и военной областях.

Создание Союзного государства по своей значимости далеко выходит за пределы интересов двух стран. Любой успех России и Беларуси на этом пути будет инициировать оживление новых интеграционных процессов на постсоветском пространстве в целом, обеспечивая решение всех задач, стоящих перед любым государством: экономических, военных, проблем безопасности и, прежде всего, социальных проблем.

Пусть не так наглядно, но очевидно с выгодой для России проявилась независимая политика Беларуси и ее Президента по отношению к событиям в Украине. Благодаря самостоятельной и взвешенной позиции белорусского руководства Россия получила в итоге самую удобную площадку для переговоров – Минск – и достойного организатора переговорного процесса в белорусской столице в лице А.Г.Лукашенко.

Пример успешного сотрудничества этих двух стран во многом определил создание и развитие нового интеграционного проекта – Евразийский экономический союз. Один из выводов состоявшегося 20 марта в Астане саммита Евразийского экономического союза очевидно показал: даже в трудные времена нет альтернативы экономической интеграции государств.

Сложившуюся ситуацию анализирует российский публицист Игорь Караулов: «Россия изначально рассматривалась как главный двигатель этого процесса. Понятно, как этот факт трактовали скептики и недоброжелатели: мол, Россия покупает себе влияние в бывших советских республиках, удовлетворяет свои геополитические амбиции и, может быть, даже создает иллюзию восстановления СССР в обмен на щедрые подарки, торговые преференции и льготные цены на свои сырьевые товары. В самом деле, пока Россия фонтанировала деньгами, дружить с ней было легко и приятно.

Но теперь положение изменилось. Вспомним, что договор о создании ЕАЭС готовился еще в благополучные времена, но был подписан в мае прошлого года, уже после начала кризиса в отношениях между Россией и Западом. Осенью к западным санкциям прибавилось падение цен на нефть…

Разумеется, в этой обстановке создание нового союза не могло дать чаемого эффекта. Ситуация, когда крупнейший член экономического объединения находится под санкциями, в то время как его партнеры наслаждаются прежним режимом отношений с Западом, должна была, по мысли наших западных «партнеров», доходчиво подсказать и Беларуси, и Казахстану, и Армении, и Киргизии, которая вот-вот должна присоединиться к ЕАЭС: отползайте вы от этой России. Россия уже не так щедра на денежные вливания, мы хотим сделать ее государством-изгоем. Россию будут бить; так ли уж вы хотите, чтобы вместе с ней били и вас?

Саммит в Астане в этих условиях не мог дать никаких прорывов. Это был тест на выживаемость, и теперь можно сказать, что этот тест был успешно пройден: несмотря на трудные времена, разбегаться в разные стороны евразийские страны не собираются. Евразийский союз жив…»

Скептики могут вспомнить периодические разногласия по ряду вопросов, неизбежные при любом интеграционном строительстве, но давайте признаем, что и эти конфликты проходили без ущерба для взаимоотношений двух народов и заканчивались цивилизованно.

Впереди новые крупные проекты в сфере интеграции, которые призваны стать, в том числе, мощным региональным центром притяжения. Прочность, жизнеспособность российско-белорусского сотрудничества во многом определит место наших стран в мировом сообществе.

Единый народнохозяйственный комплекс Советского Союза и сегодня у нас воспринимается как образец экономической деятельности, где сформировались устоявшиеся экономические связи. И мысль о разрыве этих отношений воспринималась как недальновидность.

Поэтому неслучайно преимущества использования уже накатанных рельсов хозяйственной кооперации стали отправной точкой сначала для создания Союзного государства России и Беларуси, а теперь и для евразийской интеграции с участием Казахстана, Армении, Кыргызстана.

Коль скоро мы берем за образец Советский Союз, то нужно вспомнить следующий факт: в Советском Союзе, в отличие от постсоветского пространства, производилось все, что было нужно стране. Следовательно, те связи, что наши страны, они же бывшие советские республики, сегодня восстанавливают, должны быть наполнены материальным содержанием.

Предстоит выполнить главную задачу, которую ясно сформулировал Президент Беларуси Александр Лукашенко: «Ориентация на то, чтобы наш внутренний рынок заполнить собственными товарами – это вопрос номер один».

Дмитрий КУЛИК