Студенты. Life. Мозырский государственный медицинский колледж

РЕБЯТА В БЕЛЫХ  ХАЛАТАХ

“Одно дело – изучать анатомию по пластиковым косточкам, совсем другое — видеть реальное человеческое тело”

Студенческие годы всегда вспоминаются с особым трепетом. Веселое и беззаботное время, когда ты уже, с одной стороны, вполне взрослый человек и можешь самостоятельно принимать решения, с другой – еще пока только учишься строить свою жизнь. Легкие на подъем, озорные, с огоньками в глазах и “одним конспектом на все пары”, студенты смотрят на мир, как говорил советский киногерой, “ширше”. А через много лет они вспоминают свои молодые годы, проведенные в стенах любимой альма-матер, с неминуемой ностальгической улыбкой. Но речь сейчас пойдет вовсе не о ностальгии. Наоборот, о жизни современных “мучеников науки”, что называется, здесь и сейчас. Учащиеся колледжей и лицеев, студенты университета… Чему и как они учатся, что привлекает их в будущей профессии и о чем они мечтают – обо всем этом в новом проекте газеты “Жыццё Палесся”.

DSC_8011

Первым делом решили наведаться в Мозырский государственный медицинский колледж. Почему именно он? Не знаю, как у вас, но лично у меня найдется с десяток, а то и больше знакомых, которые с детства мечтали связать свою жизнь с медициной, но по разным причинам начали заниматься другим делом. Хотя о работе медика они до сих пор говорят с придыханием. Видимо, есть у самой гуманной на свете профессии какой-то особенный магнетизм и шарм. Вот мы и решили выяснить, в чем он заключается.
 Тамара Михайловна МельникВ медицинском колледже нас встретила методист Т.М.МЕЛЬНИК. Человек опытный, знающий всю подноготную мозырской кузницы медицинских кадров среднего звена, Тамара Михайловна любезно согласилась побыть нашим экскурсоводом и пообещала показать то, что интересно глазу дилетанта. Компанию нам составили медсестра-второкурсница Светлана и без пяти минут фельдшеры Олеся и Александр. Ребята ради нас даже задержались в колледже после занятий.

– Мозырский медколледж ведет обучение по трем направлениям: “Сестринское дело” (специальность “Медицинская сестра”), “Лечебное дело” (специальность “Фельдшер-акушер. Помощник врача по амбулаторно-поликлинической помощи”) и “Медико-диагностическое дело” (специальность “Фельдшер-лаборант”), – экскурсовод знакомит нас с перечнем профессий, которые можно получить здесь. Мы поднимаемся по лестнице: будущие внимательные фельдшеры, ироничные медсестры, строгие лаборанты сбегают вниз – веселые и очаровательные. Невооруженным глазом видно, что порядка 90% учащихся колледжа – девушки.
В первой на нашем пути аудитории на столах пробирки и трубочки с резиновыми грушами, от вида которых как-то странно начинают чесаться и ныть кончики пальцев. Здесь  занимаются будущие  фельдшеры-лаборанты. Руководит процессом преподаватель Валентина Алексеевна Пономарева. В прошлом врач-терапевт, Валентина Алексеевна, помимо методов  гематологических и общеклинических лабораторных исследований, преподает своим студентам науку… жизнелюбия и здоровой эксцентричности. На вопрос, каковы, по ее мнению, отличия между студентами XX и XXI веков, Валентина Алексеевна весело замечает, что она точно ничем не отличается от своих нынешних учеников. Но уже более серьезно добавляет, что чуть больше понимания того, в какую профессию они идут, современным студентам не помешает.

DSC_8023

В кабинете сестринского дела и манипуляционной техники нас встречают приветливая преподаватель Елена Семеновна Острикова и медсестры-первокурсницы. Кабинет больше похож на операционную: здесь есть стол с пластмассовым “пациентом” в натуральную величину (по традиции, манекену дали имя – Максим), большая лампа над ним, а сбоку – столик с инструментами и нечто похожее на аппарат искусственной вентиляции легких. При виде нас первокурсницы стеснительно прикрыли лица хирургическими масками, но вскоре привыкли к вниманию посторонних наблюдателей и продолжили заниматься своим делом.

DSC_8027

DSC_8018

Вновь направляемся к фельдшерам-лаборантам, на этот раз в другую группу. Лаборанты возятся с пробирками и стеклянными чашечками. “Ребята отрабатывают методики посева, – рассказывает Валентина Владимировна Лойко, их преподаватель, а в прошлом врач-бактериолог. – Необходимый для лаборантов навык, который нужно постоянно отрабатывать, несмотря на то, что они уже были на практике”. В баночках, как оказалось, питательная среда для посева биоматериала от пациента. Это делается для того, чтобы выяснить, какая микрофлора и в каком количестве присутствует в материале. “Конечно, с настоящей патогенной флорой студенты пока не работают, все приемы отрабатываются на имитированных культурах. Пока еще наши молодые лаборанты не имеют официального допуска к работе с настоящими возбудителями”, – объясняет преподаватель.

Разумеется, наша экскурсия по колледжу не обошлась без посещения анатомического музея. Думала, будет страшно. Но ничего, что могло бы вызвать испуг даже у такого слабонервного человека, как я, в музее не обнаружилось. Разве что пара эмбрионов и сиамские близнецы в формалине, от которых предпочла держаться подальше.

– Эти препараты многие годы назад распространялись по медицинским институтам и училищам, – разъясняет Тамара Михайловна Мельник. – Здесь у нас нормальное сердце, нормальное легкое, инфаркт, различные патологии, почка, щитовидная железа, извилины головного мозга.

Глядя на то, что некогда являлось живой плотью, испытываешь двоякие чувства. С одной стороны, досадное несоответствие романтических представлений о “богатом внутреннем мире” человека с циничной реальностью. С другой, наоборот, напрашивается вывод о том, что мы – это нечто большее, чем наша бренная земная оболочка.

– Когда у наших студентов начинается курс анатомии, они очень хотят попасть в морг, поприсутствовать на вскрытии. Ведь одно дело – изучать анатомию по таким вот экспонатам да по пластиковым косточкам, а другое – видеть человеческое тело в реальности. Совсем иначе начинаешь смотреть на свою профессию и свое отношение к болезни, – рассуждает методист колледжа. – Но, конечно, для молодых людей посещение морга – это нелегкое моральное испытание: практически всех преследуют мысли о том, что в любой момент это может случиться и с тобой, и с твоими родными.

В финале нашего путешествия заворачиваем в еще один музей – истории колледжа. За это время он сменил несколько названий и мест дислокации. О том, каким было становление колледжа, нам рассказала Тамара Михайловна. Итак, в 1937 году в Мозыре была открыта фельдшерско-акушерская школа. Раньше она располагалась между зданием бывшей санаторно-лесной школы (сейчас там находится МЦТДиМ) и сквером Памяти Чернобыля. Первый выпуск состоялся в 1939 году, второй – в 1940-м, третий – в 1941-м. Когда началась война, занятия еще продолжались, но студенты сдавали экзамены экстерном и уходили на фронт. В 1944 году школа возобновила работу. Новое ее здание в 1-м микрорайоне было до того маленьким, что все студенты не вмещались: кто успел прийти пораньше – слушал лекции в аудиториях, кто не успел – под окном.
Затем уже школа стала медицинским училищем. Училище располагалось напротив Свято-Михайловского кафедрального собора (этого здания уже давно нет: снесли). В 1986 году училище переехало в нынешний корпус, а в 2008 году оно стало колледжем.

Медицина – это колоссальный труд, говорит наша собеседница. Профессия требует самоотдачи, самопожертвования, особых психологических качеств. Зачастую какой-то моральной выгоды взамен представители этой профессии не получают. Тем не менее, без них, медиков, не может существовать человеческое общество.

– Мы даем своим ученикам очень хорошую специальность. Даже если кто-то из них уйдет из медицины, навыки, полученные в колледже, будут помогать им всю жизнь, – уверена Тамара Михайловна.

С каждым годом в колледже все меньше учащихся. Нынешние абитуриенты считают, что ни к чему получать среднее специальное образование, когда можно без проблем поступить в вуз – педагогический или даже классический.

– Но разве тот, кто поступает в университет только ради диплома о высшем образовании, станет хорошим специалистом? – задается вопросом методист. – Высшее образование – это еще не показатель культуры, интеллекта выпускника. К сожалению, за последние годы престиж вузовского диплома упал. Когда я в 80-е годы оканчивала школу, в институтах были огромные конкурсы. Сейчас можно поступить в вуз с достаточно низкими баллами. Плюс появилось такое понятие, как платная форма обучения. Я считаю, что молодой человек, выпускник школы, выбирая учебное заведение, должен подумать, кем он будет в профессии через 20 лет.

– Если абитуриенты хотят получить достойное медицинское образование, они могут прийти в колледж, – продолжает Тамара Михайловна. – У нас работают профессиональные преподаватели, многие из них имеют по 2 образования, а также большой опыт практической работы в медицине. Молодой креативный директор, кандидат медицинских наук Екатерина Ивановна Рублевская принесла в колледж новое видение организации образовательного процесса.

Недавно в медицинском колледже состоялось распределение выпускников. “Наши ребята, конечно, все хотят распределиться в областной центр радиационной медицины, в онкологический диспансер, в областной роддом. Но им нужно понимать, что их ждут на фельдшерско-акушерских пунктах, в маленьких районных больницах. Мы говорим выпускникам: там ведь тоже живут люди, и они тоже болеют и ждут от вас помощи! И когда фельдшер (Тамара Михайловна указывает на выпускника Сашу) приедет в сельский ФАП, то бабушки будут называть его не иначе как “доктор”. Ему придется быть не только фельд-шером, но и педиатром, и невропатологом, и кардиологом, и хирургом”.

Профессия медика требует определенных качеств. Главное из них – уметь принимать решения быстро даже в незнакомой ситуации. “Есть определенные протоколы, стандарты лечения, но не каждый пациент попадает под этот стандарт. Кроме того, пациенты – это особые люди: когда человек болен, для него и трава менее зеленая, и солнышко менее яркое. Он только о своей болезни и думает, считая, что доктор должен полностью “раствориться” в ее лечении, не обращая внимания на других. Конечно, это не так. Но мы учим выпускников быть приветливыми с людьми, улыбаться и поддерживать их, даже если ситуация кажется безнадежной. Доброе слово тоже лечит. Не зря медсестер еще столетие назад называли сестрами милосердия!”

– У нас замечательные учащиеся. Конечно, никто из них не идеален. Но они учатся, стараются. А учиться у нас сложно. Анатомия, фармакология, клинические дисциплины – все это требует механического заучивания, каждодневного труда. Но ребята привыкают к такому режиму, они становятся более ответственными, серьезно подходят к своей работе. Поэтому на практике о них всегда хорошо отзываются, – подытоживает Т.М.Мельник.

“РОДИТЕЛИ ОЧЕНЬ ХОТЕЛИ, ЧТОБЫ В СЕМЬЕ БЫЛ МЕДИК”

Наши новые друзья, учащиеся колледжа, рассказали о своем выборе профессии, самом сложном и самом интересном в учебе и планах на будущее.

Александр ДУДАЛЕВАлександр ДУДАЛЕВ, специальность “Фельдшер-акушер. Помощник врача по амбулаторно-поликлинической помощи”:

– С самого детства сердце лежало к медицине. Мой отец – врач, хотелось пойти по его стопам. Самые лучшие оценки в школе у меня были по биологии и химии. Потом появилась мысль пойти в Институт МЧС, но к окончанию школы все-таки определился и поступил в медицинский колледж.

Учиться сложно. Очень тяжело на лекциях: дается огромное количество информации. Первые две недели учебы кажутся безумно сложными.

Интересно было на практике, особенно понравилось хирургическое отделение. Накладывали и снимали швы, присутствовали на операциях. Когда тебе впервые позволяют провести какие-то манипуляции, очень волнуешься, но главное – не показывать это перед пациентом, иначе он перепугается и не будет тебе доверять.
С планами на будущее точно определился: буду поступать в медицинский университет.

Олеся ШестовецОлеся ШЕСТОВЕЦ, специальность “Фельдшер-акушер. Помощник врача по амбулаторно-поликлинической помощи”:

– Медицину выбрала потому, что мои родители настаивали на том, чтобы в семье был медик. Да и я была не против этого.
Первые две недели учебы в колледже поневоле посещают мысли забрать документы. Очень тяжело, но со временем привыкаешь к нагрузкам.

То, что всегда впечатляет, – это присутствие на вскрытии в морге. Поначалу не по себе: пугает даже не вид покойников, а запах в морге, он весьма специфический. С удовольствием буду вспоминать практику в родильном доме. Масса радостных впечатлений осталась от первых родов, на которых довелось присутствовать.

В дальнейшем хочу поступить в медуниверситет: мечтаю работать анестезиологом-реаниматологом. Буду стремиться к этому. Хотя, конечно, все студенты-медики поначалу хотят быть хирургами, реаниматологами, но в итоге часто выбирают совсем другую специальность.

Светлана ВОРОНЕНКОСветлана ВОРОНЕНКО, специальность “Сестринское дело”:

– На мой выбор профессии повлияла мама: медицина – это ее несбывшаяся мечта. С 7 класса я уже точно знала, что буду медиком. Поначалу училась год в минском медколледже, а затем перешла в мозырский. Я родом из Гомеля, но подать документы в колледж своего города не успела. Сейчас очень рада тому, что учусь в Мозыре.

Первое время очень сложно адаптироваться к учебной нагрузке. Но привыкаешь, тем более, что за время учебы можно узнать много интересного. Была на практике в неврологическом отделении городской больницы – очень понравилось. Правда, не всегда легко с пациентами. Они делятся на два типа: первые относятся к студентам с пониманием, мол, пусть ребята учатся, вторые боятся практикантов. Особенно недоверчивы пожилые люди.

Планов пока не строю, я ведь только на втором курсе. Нужно сначала закончить колледж. Надеюсь, что в дальнейшем смогу работать операционной медсестрой или медсестрой в реанимации.

Елена МЕЛЬЧЕНКО
Фото Сергея ШАПОВАЛОВА

DSC_8036DSC_8033DSC_8016

DSC_8056

3 thoughts on “Студенты. Life. Мозырский государственный медицинский колледж

  • 11.04.2015 в 10:48
    Permalink

    Автор, ну да, как же без этого. Редко получается словить хороший кадр. А то все как увидят камеру, так сразу с катушек слетают =)

  • 08.04.2015 в 15:10
    Permalink

    Виктор, 🙂 Некоторые фото действительно постановочные. Но не все!

  • 07.04.2015 в 22:44
    Permalink

    Респект ребятам! Красиво наиграно)) На 1-м фото хотя бы дали предметные стекла)) А то просто смотрят в микроскоп))

Обсуждение закрыто.