Накануне 70-летия Великой Победы в Мозыре установлен памятный знак — артиллерийское орудие

— После освобождения в январе 1944-го Мозырь оставался прифронтовым городом, — продолжает Зборовский. — Железнодорожный мост, переправа через Припять, особенно крупный железнодорожный узел Калинковичи, другие станции поменьше подвергались вражеским бомбардировкам. Для защиты воздушного пространства, важных объектов, в марте 1944-го в Мозырь направляется 546-й зенитно-артиллерийский полк, состоявший в основном из женщин. Командовал полком подполковник А. Лужанский, начальником штаба был капитан Я. Гордиенко.
Чтобы высвободить мужчин для боевых действий, в 1943 году объявили массовый призыв девушек в зенитные войска.
Мария Николаевна Беспалова, полковая радиотелеграфистка, уже после войны вспоминала: «Прибыли поздно, остановились ночевать в деревне Шумейки, недалеко от городка Мозырь. Несколько человек ночевали в крестьянской избе. Хозяева одеты кое-как, бедность. Все доброе было разграблено фашистами. Помогли хозяевам продуктами, а они жарко натопили огромную печь посреди избы. Утром отправились на место службы. Железнодорожный мост в войну разрушили, его остатки были в реке, а рядом построен новый. В старой насыпи стали из шпал строить землянки, батарейцы — устанавливать орудия. Фашистские самолёты предпринимали попытки взорвать новый мост, но батареи не давали им такой возможности. Два раза удалось немецким летчикам на низкой высоте прорваться к нему. Бомба не попала в мост, а разорвалась в расположении первой батареи. После налета в ближнем сосновом лесу хоронили погибших. День был ясный и солнечный, но казался черным от потрясения, мы потеряли товарищей. Второй налет закончился для нас удачей. Первое орудие первой батареи успело дать выстрел по внезапно появившемуся немецкому ястребу. Самолет упал в реку. Из штаба полка звонят: кто стрелял, чей самолет, не свой ли? Тягач стал вытаскивать из воды самолет. Летчик, грузный жирный немец, был мертв…»
Боевые подруги, землячки Беспаловой — Мария Васильевна Октябрьская, Таисия Александровна Вишнякова с фронтовым позывным «Синеглазка» и еще многие другие девушки. Возможно, кто-то из них есть на этом фронтовом снимке. Некоторые спустя какое-то время после войны приезжали в Мозырь, встречались с местными жителями, молодежью. Остался ли кто-то из них в живых?
Любовь Лобан
Источник: http://gp.by
© Правда Гомель